Профилактика экстремистской деятельности в молодежном обществе
Профилактика экстремистской деятельности в молодежном обществе
The prevention of extremist activities in the youth society
Авторы:
Фастович Галина Геннадьевна
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, г. Красноярск, Россия.
e-mail: angeli.alexeevna2019@mail.ru
Fastovich Galina Gennadievna
Senior Lecturer at the Department of Theory and History of State and Law, FSBEI HE Krasnoyarsk GAU, Russia, Krasnoyarsk
e-mail: angeli.alexeevna2019@mail.ru
Лемке Ангелина Алексеевна
ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, г. Красноярск, Россия.
e-mail: angeli.alexeevna2019@mail.ru
Lemke Angelina Alekseevna
FSBEI HE Krasnoyarsk GAU Russia, Krasnoyarsk
e-mail: angeli.alexeevna2019@mail.ru
Abstract: The problems of prevention of extremist activity are considered. The factors contributing to extremist manifestations in the youth society, and measures to prevent extremism are highlighted.
Ключевые слова: экстремизм, молодежное общество, профилактика экстремистской деятельности.
Keywords: extremism, youth society, prevention of extremist activity.
Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.
Распространение идеологии экстремизма и терроризма в молодежном обществе происходит, как и в России, так и за рубежом. Данная проблема признается актуальной и значимой, так как в последнее время можно наблюдать увеличение административных, гражданских и уголовных дел, которые непосредственно связаны с экстремизмом. Опасность экстремисткой деятельности заключается в приверженности крайним взглядам, которые связанны с насилием или призывами к насилию в отношении личности, общества и государства.
В молодежной среде легче приживаются взгляды и убеждения, наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала, поэтому молодые граждане часто становятся мишенью экстремистских организаций, использующих российскую молодежь в своих интересах. Широкое распространение экстремизма среди молодежи является свидетельством недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. В молодежной среде экстремизм проявляется в деформациях сознания, увлеченности националистическими, неофашистскими идеологиями, нетрадиционными религиозными доктринами, участии в деятельности радикальных движений и групп, совершении противоправных действий в связи со своими убеждениями.
Основным системообразующим актом, вокруг которого сформирован весь массив российского антиэкстремистского законодательства, является федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Как механизм защиты и профилактики, регулирования и пресечения экстремизма закон имеет определенные недостатки: введя понятие «экстремизм», уравнивает его с понятием «экстремистская деятельность», не выделяет характерные признаки экстремизма, не раскрывает сущность данного социального явления, а лишь перечисляет его формы [1].
Экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила, как совокупность насильственных проявлений, совершаемых в политических целях отдельными лицами и специально организованными противоправными группами, и сообществами.
В расширенной трактовке экстремизм рассматривается как всеохватывающее, исторически изменяющееся социально-политическое явление, представляющее собой систему организаций, идеологических положений установок, а также практических действий, для которых характерным является использование насилия или угрозы его применения по отношению к органам власти, политическим образованиям, отдельным гражданам, населению страны или региона с целью принуждения государственных и политических структур к совершению выгодных экстремистским силам действий.
По мнению А.А. Найды, отсутствие четких критериев квалификации экстремистской деятельности или публичной информации как экстремистской позволяет правоприменителям находить все новые признаки экстремизма, увеличивая количество возбужденных и рассмотренных дел, из-за которых искусственно завышается статистика, создавая иллюзию повышения уровня борьбы с экстремизмом в стране [1]. Экстремистская деятельность не отграничена от схожих с ней проявлений иной общественно-политической активности в виде полемики, дискуссии и т.д., которые не преследуются по закону, а составляют фактически часть демократии и свободы слова, свободы выбора убеждений и вероисповедания. Таким образом, все это приводит к расширительной трактовке экстремизма и позволяет превратить противодействие экстремизму в подавление инакомыслия в политической, религиозной или любой другой сфере человеческой жизни.
В молодежной среде наиболее ярко проявляются такие формы экстремизма, как политический, националистический и религиозный.
Политический экстремизм – крайние взгляды на существующую политическую систему общества (на сегодняшний день – демократию), пропаганда насильственных и агрессивных (основанных на страхе и подчинении силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора. Националистический экстремизм – разжигание вражды и ненависти между нациями и народностями – в актах геноцида по отношению к так называемому некоренному населению, представителям других этнических образований выступает с позиции защиты «своей нации», ее прав и интересов, ее культуры и языка. Националистический экстремизм направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации. Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий или жестоком противоборстве в рамках одной конфессии.
Основными чертами экстремизма, в которых выражается его социальная сущность, являются: социально-политическая направленность идеологии и практики данного социального явления; использование нелегитимного насилия как основного метода достижения целей субъектов данного явления; агрессивность идейно-политических установок и практических действий последних; повышенная общественная опасность.
Повышенная общественная опасность экстремизма в молодежной среде, обусловливаемая прежде всего присущим ему нелегитимным насильственным характером разрешения социальных противоречий и конфликтов, выражается в многочисленности и чрезвычайной остроте угроз рассматриваемого явления для жизненно важных интересов личности, общества и государства, для их безопасности [2].
Таким образом, экстремизм в молодежной среде можно рассматривать как неадекватный способ разрешения социально-политических противоречий молодежи в области классовых, межэтнических, религиозных и иных социальных отношений соответствующими субъектами последних.
Профилактика молодежного экстремизма становится основным методом борьбы с распространением идеологии экстремизма, так как только воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, способны дать наилучшие результаты.
Во многих странах, в том числе и в России, профилактика экстремистской деятельности осуществляется в основном юридическими и силовыми методами, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменить психопрофилактические. В России также слабо развита сама социальная работа, которая именно в этой стране крайне необходима, не говоря уже о таком направлении, как профилактика экстремизма.
Профилактикой экстремизма в молодежной среде является система мер, направленных на [3]:
- выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин экстремизма, отдельных его видов, а также способствующих им условий;
- выявление и устранение ситуаций на определенных территориях и в социальной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих на совершение экстремистских действий;
- выявление среди молодежи групп повышенного риска;
- выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения экстремистских действий, и оказание на них, а в случае необходимости и на их ближайшее окружение, сдерживающего и корректирующего воздействия.
Профилактика экстремизма в молодежном обществе по мнению Е.О. Кубякина выделяется в следующих мерах [4]:
- пресечение негативного влияния уличной контркультуры;
- воспитание толерантности и культуры межэтнического общения через досуговые организации, клубы по интересам, спортивные секции;
- развитие института психологической помощи в школах (консультирование детей и координирование преподавательского состава);
- создание и развитие сети научных центров на федеральном и региональном уровнях, занимающихся проблемами экстремизма и различного рода проявлений крайних форм нетерпимости, расизма и ксенофобии;
- формирование структуры национальной (культурно-политической) идентичности посредством СМИ;
- декриминализация виртуального пространства посредством совместной деятельности с интернет-провайдерами по поиску и удалению сайтов экстремистского содержания;
- доработка действующего антиэкстремистского законодательства;
- усиление работы по дискредитации экстремистских групп.
По мнению А.А. Гаджиева среди эффективных мер профилактики экстремизма можно выделить следующие:
- разработку долгосрочной программы в сфере молодежной политики по противодействию экстремизму;
- использование родовых связей для воздействия на радикально настроенную молодежь;
- создание мест в вузах для талантливой молодежи;
- возвращение былого авторитета слова старших;
- профилактику терроризма, которой должны заняться также и институты гражданского общества;
- усиление роли патриотического воспитания среди молодежи.
Н.В. Стариков приводит следующие меры профилактики экстремизма [5]:
- обновление форм воспитательной работы с молодежью;
- правовое воспитание молодежи, повышение уровня правовой культуры, преодоление правового нигилизма;
- организация виртуальных дискуссионных площадок в виде «веб-конференций» по молодежной проблематике, размещенных на базе областных правительственных порталов, а также популярных и наиболее посещаемых молодежью интернет-ресурсах;
- сотрудничество с различными конфессиями по противодействию экстремизма;
- подготовка и переподготовка специалистов по работе с молодежью по вопросам профилактики экстремизма и ксенофобии.
По мнению Т.А. Боголюбовой, профилактика молодежного экстремизма складывается из семейного воспитания. Нередко именно в семейном воспитании закладывается нетерпимость, формируются экстремистские настроения, приводящие к совершению экстремистских посягательств. В таких случаях рекомендуется проведение бесед специалистом, занимающимся профилактикой экстремизма молодежной среде с родителями радикально настроенного молодого человека, предупреждение их о недопустимости нарушения требований закона.
Как и любая профилактическая работа в общеобразовательных учреждениях, организация работы по профилактике экстремизма должна начинаться с анализа исходной ситуации. Для этого проводятся социологическое исследование, анкетирование, интервьюирование и другие способы опроса учащихся, родителей и педагогов с целью выяснения наличия либо отсутствия проблемы, ее глубины, актуальности.
Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются:
- организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности;
- внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания толерантности учащихся;
- разработка памятки для родителей учащихся с разъяснениями юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов;
- организация и проведение смотра-конкурса программ и методических разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения детей и подростков;
- организация недели правовых знаний;
- создание в образовательных учреждениях ученического самоуправления;
- создание в образовательных учреждениях общественных формирований правоохранительной направленности из числа учащихся 8–11-х классов.
Эффективность профилактики связана с учетом двух факторов выполнения конкретных мероприятий [5]:
1) внешней ситуации (состояния межгруппового, межобщинного и межнационального взаимодействия, социальных конфликтов, криминальной обстановки и т. п.), в которой взаимодействуют воспитанники и воспитатели;
2) внутренней ситуации (состояния педагогического и учебного коллектива, социально-демографического состава, уровня подготовки воспитателей, развития учащихся, профиля учебного заведения и т. п.).
Реализация программ профилактики экстремизма требует достаточно высокого уровня подготовки субъектов, их интеграции в систему общей и специальной профилактики делинквентного поведения, а также умения и готовности адаптировать планы и программы с учетом быстро изменяющихся условий жизнедеятельности учащихся, местных и групповых особенностей.
В то же время соотношение воспитательных элементов в программах профилактики, ориентированных на различные возрастные группы учащихся, очевидно, должно различаться. С обретением знаний и опыта значение самостоятельной работы с информацией, личного участия в различных социальных, культурно-просветительских, правоохранительных программах должно возрастать. Для разработки и оценки эффективности профилактических программ необходима совместная работа социальных педагогов, психологов и социологов, учителей-предметников.
Список литературы:
1. Найда А.А. Практические аспекты применения закона о противодействии экстремистской деятельности. Религиозный экстремизм // Практика применения закона о противодействии экстремистской деятельности: сб. матер. науч.-практ. конф. – М., 2016. – С.6–13.
2. Методические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде. Вып. 2 / авт.-сост. И.С. Фомин. – Великий Новгород, 2015. – 34 с.
3. Профилактика экстремизма, национализма и укрепление межнациональных и межкультурных отношений в условиях работы образовательных организаций общего образования: метод. рек. [Электронный ресурс] / [сост. Т.А. Ичеткина]; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. – Сыктывкар: КРИРО, 2015. – 104 с.
4. Кубякин Е.О. Проблема профилактики экстремизма в молодежной среде // Общество: политика, экономика, право. – 2010. – № 1.
5. Ростокинский А.В. Этика, основы православной культуры, религиоведение или что-то еще (об обучении толерантности) // Современные гуманитарные исследования. – 2008. – № 1 (20).