Изучение эпоса "Манас" на уроках литературы
Изучение эпоса "Манас" на уроках литературы
Studying the epic "Manas" in literature lessons
Автор: Назаркулов Туратбек
ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы», Уфа, Россия
e-mail: turatnazarkulov@icloud.com
Nazarkulov Turatbek, student
BSPU named after M.Akmulla, Ufa, Russia
e-mail: turatnazarkulov@icloud.com
Аннотация: В этой статье рассмотрены теоретические аспекты литературного анализа эпоса «Манас».
Abstract: This article discusses the theoretical aspects of the literary analysis of the epic «Manas»
Ключевые слова: эпос, Манас, литература, историческая судьба.
Keywords: epic, Manas, literature, historical destiny.
Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.
Устное народное творчество в Киргизии представляет собой богатый и уникальный культурный феномен, которым гордится народ этой страны. Устное народное творчество является непреходящим источником истории, традиций и ценностей киргизского народа, а также олицетворяет его духовное богатство, важное место в духовном мире народа занимают народные сказки и легенды, которые представляют собой волшебный мир, передающий древние моральные ценности, верования и обычаи. Сказки и легенды часто передаются в сказочной форме, где герои совершают невероятные подвиги и преодолевают трудности, оставляя в наследие мудрость и уроки для потомков.
Основным видом устного народного творчества в Киргизии является эпос «Манас», Манас — это герой киргизского эпоса, который стал символом национальной идентичности и является одним из самых длинных эпосов в мире, произведение передается из уст в уста, поколение за поколением, связывая многие поколения киргизского народа в единое и нерушимое культурное сообщество, ведь эпос воспевает историю Киргизии, ее героев, битвы и победы, передавая также ценности, мудрость и моральные уроки, которые актуальны и по сей день. Данный эпос имеет огромное значение не только для киргизской культуры, но и для всего мирового литературного наследия, потому что отражает мудрость и силу народа, его историческое наследие и гордость. Символизируя идеалы борьбы и свободы продолжает вдохновлять и впечатлять читателей на протяжении многих поколений.
Чтение эпоса «Манас» позволяет погрузиться в атмосферу кыргызской культуры и познакомиться с образами героев, с их мудростью, отвагой и верностью идеалам, речь аперсонажей пронизан народными мудрыми изречениями, которые являются своеобразными золотыми правилами жизни, передающими не только историю, но и ценности кыргызского народа, их представления о справедливости и добре.
«Манас» как историко-культурное наследие Кыргызстана занимает особое место в литературе и искусстве. Его ценность трудно переоценить, так как он не только проникнут глубоким историческим смыслом, но и воплощает в себе культурные ценности, традиции и национальный дух кыргызского народа. Сегодня эпос «Манас» продолжает вдохновлять поколения, сохранять и расширять свое значение в современном обществе в качестве национального богатства и духовного наследия Кыргызстана. Произведение написано в форме поэтической прозы и рассказывает о жизни и подвигах героя Манаса, который сражается за свободу своего народа и страны. Все события в поэме связаны с реальными историческими событиями такими, как вторжение монголов и битва при Таласе, именно поэтому представляет собой ценный источник информации о прошлом Кыргызстана, о его истории, образах и обычаях [2].
Как историко-культурным наследие Кыргызстана этот удивительный эпос, передающий многовековую историю и культуру кыргызского народа, олицетворяет национальный дух и традиции, это не просто литературное произведение, это эпическая поэма, суммирующая в себе жизнь, подвиги и борьбу кыргызского народа. Этот замечательный эпический рассказ пронизан темами любви, предательства, славы и благородства. В сюжетной линии эпоса наблюдается захватывающие путешествия Манаса по разным местам Киргизии, его битвы с врагами и приключениями, которые он переживает на своем славном пути. Манас сражается не только с физическими противниками, но и с нравственными вызовами, что делает его персонаж еще более интересным и глубоким [1].
«Манас» долгое время передавался устным народным творчеством, перепевался и исполнялся бардами на праздничных мероприятиях и в семейных кругах. Он стал непреходящим символом кыргызской национальности и национального самосознания. Официально эпос был записан в XIX веке, и с тех пор стал являться гордостью и уникальным достоянием кыргызской культуры.
Эпос «Манас» — это не только важный исторический документ, но и произведение искусства, наполненное красочными описаниями природы Киргизии, эмоциональными переживаниями героев и элементами фольклора. Изящное использование языка и поэтических форм делают чтение этого эпоса настоящим визуальным и эмоциональным путешествием. Устное народное творчество в Киргизии является живым и динамичным проявлением культуры этой страны. Оно играет значительную роль в сохранении и передаче национальных традиций и ценностей, обогащая культурное наследие Киргизии и вдохновляя новое поколение на творчество. Благодаря устному народному творчеству Киргизия продолжает расширять свое влияние и стать ярким и узнаваемым символом на мировой арене.
Список литературы:
- Лутфуллин Ю.Р. Формирование и развитие культуры предпринимательства в современных условиях трансформации бизнес-технологий. Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2021. – 260 с.
- Лутфуллин Ю.Р. Современные подходы к управлению изменениями // Ю.Р. Лутфуллин, Э.И. Шафеева. Москва: 15 Международная научная конференция «Сорокинские чтения» Современное общество в условиях социально-экономической неопределенности сборник материалов. Электронное издание комплексного распространения Москва – 2021. 375-377с.