Особенности изучения баз данных в системе среднего профессионального образования

Дата публикации: 2019-06-27 15:34:26
Статью разместил(а):
Старушенкова Екатерина Евгеньевна

Особенности изучения баз данных в системе среднего профессионального образования

Features examine databases in secondary vocational education

 

Автор: Старушенкова Екатерина Евгеньевна

Преподаватель факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования МГУ им. Н.П.Огарева

e-mail: kat180396@gmail.com 

Starushenkova Ekaterina Evgenievna

The Faculty of pre-university training and secondary vocational education, University named N.P. Ogarev

e-mail: kat180396@gmail.com 

 

Аннотация: В настоящее время в Мире информация является главным продуктом общества; ориентация в больших потоках информации, осуществление поиска, оперативное обновление данных и их максимальное использование - одни из главных требований, предъявляемых при подготовке нового поколения, которое участвует в формировании информационного общества.

Abstract: Currently, the World's information is the main product of society; orientation in large flows of information, search, rapid update of data and their maximum use - one of the main requirements for the preparation of a new generation that is involved in the formation of the information society. 

Ключевые слова: СУБД, система СПО, студенты, обучающиеся, база данных.

Keywords: database management system, the system of secondary vocational education, students, database.

Тематическая рублика: Педагогика и образование.

 

База данных представляет собой определенный набор данных, которые, как правило, связаны объединяющим признаком либо свойством (или несколькими). Эти данные упорядочены, например, по алфавиту. Обилие различных данных, которые могут быть помещены в единую базу, ведет к множеству вариаций того, что может быть записано: личные данные пользователей, записи, даты, заказы и так далее. К примеру, если у вас интернет-магазин, то база данных вашего сайта может содержать прайс-листы, каталог товаров или услуг, отчеты, статистику и информацию о клиентах.

В первую очередь это удобно тем, что информацию можно быстро заносить в базу данных и так же быстро ее извлекать при необходимости. Если на заре развития web-разработки все необходимые данные нужно было прописывать в коде страницы, то теперь такая необходимость отсутствует – нужная информация может быть запрошена из базы данных при помощи скриптов. Специальные алгоритмы хранения и поиска информации, которые используются в базах данных, позволяют находить нужные сведения буквально за доли секунд – а при работе в виртуальном пространстве скорость работы ресурса важна как ничто другое.

В настоящее время в Мире информация является главным продуктом общества; ориентация в больших потоках информации, осуществление поиска, оперативное обновление данных и их максимальное использование - одни из главных требований, предъявляемых при подготовке нового поколения, которое участвует в формировании информационного общества.

Уже в средней школе ученикам  для обучения предложено изучение развития технологий хранения и осуществление поиска информации. Для этого в программу базового курса информатики включен раздел «Базы данных и системы управления базами данных (СУБД)».

При изучении раздела школьниками совместно с педагогом рассматриваются основные понятия баз данных, их виды, особенности, а так же на практических занятиях происходит отработка создания, модифицирования и редактирования баз данных при помощи простейших программных продуктов MS Excel, MS Access и тд.                      

Однако в базовом курсе информатики на изучение данного раздела отводится малое количество часов, в связи с этим происходит недостаточное освещение вопросов применения баз данных при решении задач из различных областей, в том числе связанных с будущей профессиональной деятельностью школьников.

Если рассматривать техникумы и колледжи, то при профильном обучении студентам предлагается более детально и углубленно изучить СУБД, которые имеют расширенный функционал и наиболее часто используются на предприятиях.

В специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, предмет «Технология разработки и администрирования баз данных», является частью профессионального модуля, обучение по которому проводится на 3-4 курсах.

Студенты средних профессиональных организаций при работе с СУБД используют язык программирования двумерных массивов SQL, созданный в 70-гг. XX века фирмой IBM.

Рассмотрим наиболее часто используемые СУБД при обучении студентов техникумов. (таблица 1)

Таблица 1. Характеристики программных систем (СУБД)

СУБД

Характеристика

MS Access

Используется различными специалистами при разработке информационных систем в пределах предприятия, понятен, доступен, но в настоящее время уходит на второй план

MS SQL Server 

Используется в работе программистами или продвинутыми пользователями для создания баз данных при помощи консоли, имеет высокое быстродействие, доступен, позволяет обеспечить бесперебойную нагрузку, имеет возможность высокой степени защиты данных

Paradox

Используется в работе программистами или продвинутыми пользователями  для разработки настольных приложений с базами данных

Oracle

Используется продвинутыми программистами; безопасна, надежна, удобна и имеет хорошую производительность, большой обьем памяти. Чаще всего используется для бизнес-приложений

Postgre SQL

Используется в работе программистами или продвинутыми пользователями; надежна, имеет хорошие характеристики по производительности, свободно распространяется и имеет открытый исходный код.

Visual С ++

Используется в работе программистами или продвинутыми пользователями; имеет неограниченные возможности

FoxPro

Используется в работе программистами или продвинутыми пользователями; обеспечивает создание информационных систем в пределах одного предприятия: данные не защищены

Помимо введения в обучение более сложных, по сравнению со школьным курсом СУБД, для обучения студентов  необходимо усилить профессиональную направленность подготовки. Ведь для успешного освоения образовательной программы им необходимо овладеть компетенциями, прописанными в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО).

Еще одной особенностью изучения баз данных в системе среднего профессионального образования является наличие практик, по профессиональным модулям. То есть, возможность опробовать приобретенные знания на базах практик: на заводах, в банках, бизнес центрах.