Роль суфий в развитии культуры и традиций Ислама

Дата публикации: 2021-11-02 15:11:21
Статью разместил(а):
Абдулаев Газимагомед Махачевич

Роль суфий в развитии культуры и традиций Ислама

The role of Sufis in the development of the culture and traditions of Islam

  

Автор: Абдулаев Газимагомед Махачевич

Профессиональная духовная образовательная исламская религиозная организация «Медресе имени Шейха Хасана-Афанди»

e-mail: gazikmaali@gmail.com

Abdulaev Gazimagomed Makhachevich

Professional spiritual educational Islamic religious organization «Madrasah named after Sheikh Hassan-Afandi»

e-mail: gazikmaali@gmail.com 

 

Аннотация: Актуальность темы обусловлена вниманием к конструктивным началам исламской культуры, частью которой является  традиция. Данная статья, способствует формированию объективной оценки вклада мусульман в развитие мировой цивилизации и позволяет более полно и объективно оценить роль суфизма в истории ислама.

Abstract: The relevance of the topic is due to the attention to the constructive principles of Islamic culture, an important part of which is the Sufi tradition. This article contributes to the formation of an objective assessment of the contribution of Muslims to the development of world civilization and allows a more complete and objective assessment of the role of Sufism in the history of Islam.

Ключевые слова: Исламские традиции, история, суфизм, социальный порядок, духовная жизнь.

Keywords: Islamic traditions, history, Sufism, social order, spiritual life.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

Считается, что первые суфии появились во времена пророка Мухаммада. Под этим термином объединяются различные мистические учения, возникшие в мусульманской культурной среде с давних времен и по настоящее время. Суфизм, так же, как и все остальные исламские дисциплины, имеет своими источниками Коран и Сунну, пророка Мухаммада и его первых сподвижников.

Суфизм ( тасаввуф) от арабского (суф) – шерсть, суфий –  (тот, что носит шерстяной плащ), мистико-аскетическое течение в исламе [1]

В мусульманском средневековье суфизм приобрел глубокие теоретические очертания. Главная его идея, озвученная великим шейхом ибн Араби (1165–1204), заключалась в том, что подлинным бытием владеет только Бог, а все остальное — лишь его проявления, за которыми скрыта тайная сущность. Следовательно, нужно подчиниться всеобъемлющей воле Творца.

Признавая реальным лишь существование Бога (Аллаха), последователи суфизма, объявляют высшей целью жизни мистическое воссоединение души человека с Богом.

Суфии пытаются понять тайный смысл откровений Корана и строго придерживаются его предписаний. Принимают участие в бдениях, хранят обеты, дополнительно постятся. В тоже время суфии проповедуют мистическую, бескорыстную любовь к Аллаху, желая стать с ним одним целым. В исламской терминологии суфий – это влюбленный в истину, тот, что движется к Совершенству. Движение к абстрактной Истине, с помощью любви и преданности к Богу, суфии называют – тарикат (путь).

Мусульманские исследователи и историки условно разделяют историю суфизма на три периода:

1.(зухд) период аскетизма;  это отказ от мирского и загробного мира ради достижения довольства Аллаха. Ты можешь иметь имущество в своих руках, но не допускай его в свое сердце, не предавайся мирской жизни, не проявляй к ней свою любовь. Ты должен быть равнодушным к этому миру, есть ли он, нет ли его, не думай о нем.

2. (тасаввуф) период суфизма; учение совершенствует духовный мир человека, способствует выработке в нем возвышенных, этических, эстетических и моральных качеств.

3.(тарикат) период суфийских братств; мусульманские аскеты объединились в тарикаты, центрами которых стали многочисленные обители рибаты, текке и завии. Появились специальные учителя духовного пути - шейхи (муршиды) [2].

В связи с широким распространением идей суфизма, среди различных слоёв мусульманского общества XIII-XIV веков, развитие получила спекулятивно-эзотерическая сторона суфийского учения, которая представляла интерес в первую очередь для образованных мусульман. Большую роль здесь, в отличие от других шариатских дисциплин, играет связь с воспитательной практикой. В процессе воспитания, человек многое перенимает от своего учителя, берёт с него пример. Именно этот фактор, послужил появлению многих еретических убеждений, практик и сект, распространившихся в исламском мире в поздние века, когда наставниками стали люди, далёкие от шариатских знаний [2].  

Что же представляет собой суфизм, по сути? Абстрагированную, «универсальную духовность» Востока, образ жизни или все-таки составляющую ислама? Исторически, конечно, было последнее. Хотя на многих территориях, где ислам замещал господствующее христианство, язычество или зороастризм, предыдущие практики трансформировались и обретя новые формы, сохраняли и старое [3].

В своей основе, тасаввуф был путём праведников, которые уделяли очищению сердца особое внимание. От многих праведных предшественников, не оставивших трудов и не ставших известными по причине научного наследия, передаются различные слова, поучительные примеры и случаи из жизни, связанные с очищением сердца, усердным поклонением Аллаху и воспитанием праведной души. Приверженцы тасаввуфа первых поколений, были известны своим ревностным отношением к соблюдению шариата и знаниями, основанными на Коране и Сунне. Это признают, в том числе и те учёные, которых в нашем обществе принято считать противниками суфизма.

В наши дни следование суфизму не мешает его сторонникам выполнять свои социальные функции. Исключение составляют шейхи и ближайшие его сподвижники. Основную массу суфиев составляют не только низшие социальные слои, но и представители среднего класса. Членство в тарикате, во многом обусловлено семейными традициями и не является следствием духовных исканий [1].

Духовное воспитание личности невозможно осуществить только с помощью механического выполнения обрядов и правовых положений, а путь духовной практики суфий, не позволяет религии закостенеть и избавиться от духа. Благодаря им, мусульманин может ослабить влияние на личность материального мира и пойти по пути постоянного духовного совершенствования, бескорыстного и преданного служения Богу.

С помощью суфизма, человек может реализовать скрытые качества своей души, такие как вера, покорность, терпение, изобилие, надежда. И бороться с такими скрытыми откровенными пороками, как нетерпимость, гордыня, скупость. Суфии обладают способностью влиять на духовный мир человека, посредством искреннего и преданного служения Богу. 

Фактически, суфизм стал чем-то вроде популярной йоги, когда взятая отдельно от теории практика становится определенным набором упражнений, не требующих ни глубокого сосредоточения, ни серьезной подготовки. Это примерно то же, что и всякие нерелигиозные движения современности, проповедники которых обещают легкое и простое усвоение определенных истин, а главное — важно с практической стороны жизни: психическое равновесие, физическое здоровье, гармонические отношения с окружающими. Почему бы и нет, лишь бы людям нравилось и желаемое, было бы еще и действительным.

Благодаря суфизму, Закон и порядок, приобретает возвышенные моральные качества и не позволяет религии превратиться только в механическую систему исполнения Закона [2].

Суфии помогают развить скрытые духовные аспекты в каждом правовом распоряжении. Их миссия – это миссия гуманности, любви и мира. Суть этой миссии в том, чтобы донести до людей идею братства, больше сблизить их в мире без ненависти, без расовых и религиозных предрассудков.

 

Список литературы:

1. Суфизм / Кныш А. Д. // Социальное партнёрство – Телевидение. – М.: Большая российская энциклопедия, 2016. – С. 462 – 465. – (Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004 2017, т. 31). ISBN 978-5-85270-368-2.  

2. Шангараев Р.Р. История суфизма. Учебное пособие / Шангараев Р.Р. – Казань: ИД «МеДДоК», 2020. – 244 с. ISBN 978-5-6045764-3-4

3. Псху Р.В. Суфийские образы в произведениях ан-Ниффари: (Вступ.статья, перев. с араб.яз. фрагментов «Китаб ал-мухатабат») // Религиозные исследования. – 2016. - № 2. - С. 27-60.