Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Латинские источники о св. Клименте Римском

Дата публикации: 2021-10-09 02:55:17
Статью разместил(а):
Белинский Никита Олегович

Латинские источники о св. Клименте Римском

Latin sources about St. Clement of Rome 

 

Автор: Белинский Никита Олегович

ФГБОУ ВО “МПГУ”, г. Москва, Россия

e-mail: nikitabelinskii18@yandex.ru

Belinskii Nikita Olegovich

MPGU, Moscow, Russia

e-mail: nikitabelinskii18@yandex.ru

Аннотация: в данной статье проводится сравнительный анализ источников латинского происхождения о жизни и деятельности св. Климента папы Римского. Подробно рассматривается биография св. Климента, описанная в раннехристианском памятнике литературы “Псевдо-Климентины”.

Abstract: this article provides a comparative analysis of sources of Latin origin about the life and work of St. Clement of the Pope. The biography of St. Clement, described in the early Christian literary monument “Pseudo-Clementines”.

Ключевые слова: св. Климент папа Римский, Псевдо-Климентины, апостол от 70-ти.

Keywords: st. Clement Pope of Rome, Pseudo-Clementine, apostle from 70.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

 “...Clemens, qui et vidit ipsos Apostolos, et contulit cum eis, et cum adhuc insonantem prædicationem Apostolorum et traditionem ante oculos haberet...” [6; кн.3, гл.3].

Вместе с возвращением Автономной Республики Крым в состав Российской Федерации в 2014 году, возобновился интерес и к его святыням. Одним из таких мест является Инкерманский Свято-Климентовский мужской пещерный монастырь. Основание монастыря согласно легенде связано с почитанием святого мученика Климента папы Римского, апостола от 70.

Считается, что св. Климент был учеником апостола Петра и рукоположен им на епископство в Римской церкви. Являлся сподвижником апостола Павла и благовествовал вместе с ним. С его именем связанна легенда о мученической смерти в Херсонесе и крещении Руси. Св. Климент папа Римский одинаково почитается как православной, так и католической церковью и является покровителем моряков.

В наши дни во многих источниках информации можно найти полное описание жизни и деяний св. Климента Римского. Так, например, официальные источники, в том числе: Московская Патриархия, Свято-Климентовский мужской монастырь, храм Священномученика Климента папы Римского, а также различные православные энциклопедии предоставляют полное житие св. Климента, основанное на преданиях и упоминаниях раннехристианскими авторами.

В данном описании рассказывается о том, что св. Климент жил в Риме, на рубеже 1-2 веков нашей эры и принадлежал к очень знатному роду. С самого детства он был разлучен с братьями и матерью, а затем и с отцом. В поисках смысла жизни он отправляется в те земли, где проповедали апостолы. Принимает крещение и становится учеником св. апостола Петра, а после чудесным образом, по Воле Божьей находится и объединяется вся его семья. Св. Климент становится епископом в Риме, там он подвергается гонениям и отправляется в ссылку в Крым недалеко от Херсонеса. Где он и принимает мученическую смерть.

Внимательно изучив все имеющиеся сведения  из латинских источников о жизни и деяниях св. Климента, становится ясно, что они делятся на два вида. Одни - достоверные сведения раннехристианских Отцов Церкви, другие же, неподтвержденные сочинения неизвестных авторов - “Псевдо-Климентины” или “Климентины”.

Под “Псевдо-Климентинами” в науке подразумеваются произведения раннего христианства, написанные приблизительно во II-III веках предположительно в Сирии. Они приписываются св. Клименту, но ему, безусловно, не принадлежат. Все эти сочинения можно свести в три группы:

1. а) Омилии или беседы;

б) Свидания (Recognitiones, A­ναγνωρισμοίν);

в) Их греческие, сирийские и арабские сокращения.

2. Так называемый Апокалипсис Петра или Климента;

3. Письма к девственницам и иные послания.

В узком смысле “Климентинами” или “Псевдо-Климентинами” обычно называются два произведения:

1. “Беседы св. Климента”

2. “Свидания” (Встречи, Узнавания, Recognitiones).

Климентины были написаны на греческом языке. И лишь одно произведение “Recognitiones” было переведено Руфином Аквилейским на латинский язык.

Далее, рассмотрим древние первоисточники происхождения информации, написанные на латинском языке, и сравним их с известным нам житием св. Климента папы Римского.

Самое раннее упоминание о нем содержится в трактате сщмч. Иринея Лионского «Против ересей». Он сообщает, что св. Климент становится третьим епископом Римской церкви от апостолов.

 “...post eum tertio loco ab Apostolis episcopatum sortitur Clemens...” [6; кн.3, гл.3].

А так же о том, что св. Климент являлся учеником апостолов Петра и Павла, постоянно находился с ними и напрямую впитывал от них учение Христово. Он еще имел “предание их пред глазами своими” и “проповедь апостолов в ушах своих”.

“...Clemens, qui et vidit ipsos Apostolos, et contulit cum eis, et cum adhuc insonantem prædicationem Apostolorum et traditionem ante oculos haberet...”  [6; кн.3, гл.3]. 

Св. блж. Иероним Стридонский в своей книге «О знаменитых мужах» говоря о св. Клименте Римском сообщает, что он был четвертым епископом Рима, но при этом уточняет, что это в том случае, если перед ним епископами действительно являлись Лин и Анаклет.

“… quartus post Petrum Romae episcopus: siquidem secundus Linus fuit, tertius Anacletus, tametsi plerique Latinorum, secundum post Petrum Apostolum putent fuisse Clementem.”  [4; Гл.15].

В Послании к Филиппийцам ап. Павел упоминает человека по имени Климент. Называя его своим сотрудником, “подвизавшимся в благовествовании”, вместе с ним и с “прочими сотрудниками, чьи имена записаны в книге жизни”.

“…etiam rogo et te germane conpar adiuva illas quae mecum laboraverunt in evangelio cum Clemente et ceteris adiutoribus meis quorum nomina sunt in libro vitae.” [2; Philip. IV, 3].

А св. Иероним в книге «О знаменитых мужах» упоминая этот фрагмент послания, сообщает, что ап. Павел, пишет именно о св. Клименте Римском.

“Clemens, de quo Apostolus Paulus ad Philippenses scribens, ait…” [4; Гл.15].

Древнецерковные писатели именовали св. Климента “апостолом” (Clem. Alex. Strom. IV 17. 105), “учеником апостолов” (Orig. De princip. II 3. 6), “мужем апостольским” (vir apostolicus - Hieron. In Is. XIV 52. 13-15). Есть еще также некоторые упоминания о Клименте у разных Отцов Церкви, но все они незначительны.

“…sicut Romanorum Clementem a Petro ordinatum est.” [Tertullianus].

И в некоторых случаях подлежат сомнению в том, что речь идет именно о св. Клименте Римском. Так, например, в “Пастыре” Ермы, среди пресвитеров (старцев) Римской Церкви, упоминается Климент, которому надлежит отправить во “внешние города”, записанные Ермой в книгу видения, что является одним из его служений, “ибо ему это предоставлено”. (Herm. Pastor. I 2. 4. 3). Так как, нет единой принятой датировки “Пастыря”, а Климент, который должен отправить записанные послания, скорее выполняет функции секретаря, а не епископа церкви, указывает на то, что речь, вряд ли идет о Клименте Римском.

Из этого следует, что сведений о жизни и деяниях св. Климента в достоверных латинских источниках не так уж и много. И тогда возникает вопрос: откуда же берется подробная информация, рассказанная в житие (о жизни св. Климента, его семье, детстве и трудах вместе с апостолом Петром)? Ответ кроется в историях, которые описаны в раннехристианском памятнике литературы под названием Псевдо-Климентины. Итак, рассмотрим подробнее, что именно говорится в них о св. Клименте.

Климент, родился и проживал в Риме. Он происходил из знатного и богатого рода. Его отец Фавст, происходил из рода древних римских царей.

“…nobilis adaeque familiae Caesar ipse iunxit uxorem…” [5; кн.7, гл.8].

У Климента было двое старших братьев по имени Фавстин и Фавстиниан.

“…ex qua duos geminos ante me filios suscepit…” [5; кн.7, гл.8]. 

Из-за злого и безнравственного дяди Климента, его матери Матфидии, вместе с двумя братьями, пришлось покинуть Рим и отправиться в Афины.

“Tum pater, qui tenere diligeret filios, adiunctis servis et ancillis ae sumtibus sufficienter praebitis, navi impositos cum matre filios Athenas mittit erudiendos…” [5; кн.7, гл.9]. 

Во время этого путешествия происходит кораблекрушение. Мать и братья Климента чудом смогли спастись. Их выбросило на берег вместе с обломками кораблями. Но так, как они оказались в разных частях материка, они потерялись и ничего не знали друг о друге.

“Interea navigans una cum meis natis ventorum violentia ad hos infelix nocturno naufragio depulsa sum locos, et cum omnes interissent…” [5; кн.7, гл.16]. 

Фавст не смог найти в  Афинах жену и детей. Он оставляет маленького сына (Климента) и отправляется на поиски. А затем пропадает и сам.

“Sed magis suspicor, quia et ipse obierit aut tristitia victus aut naufragio; anni etenim viginti elapsi sunt quibus haec geruntur…” [5; кн.7, гл.10].

Двадцать лет Климент не получает никаких известий об отце. Он вырастает и задумывается над смыслом жизни, старается познать языческие премудрости, а также философию. 

“Ego Clemens in urbe Roma natus, ex prima aetate pudicitiae studium gessi...” [5; кн.1, гл.1]. 

Но чем больше он познает, тем больше растет его беспокойство и ощущение того, что эти познания не приносят ему пользы.

“Neutrum tamen in corde meo firmitudinem veritatis tenebat…” [5; кн.1, гл.3]. 

Когда в Рим доходят слухи об Иисусе Христе и Его учении, Климент оставляет свою родину и отправляется в земли, где проповедают апостолы.

“…quod esset quidam in Iudaea, qui sumto a tempore veris exordio, regnum dei evangelizaret Iudaeis…” [5; кн.1, гл.6]. 

Там он встречает св. апостола Варнаву, который проповедует учение Христово. Климент внимательно слушает все, что говорит апостол и очень сильно впечатляется силой и истиной Слова Божия.

“…natione Hebraeus, nomine Barnabas, qui se etiam unum ex eius discipulis esse dicebat, missumque ob hoc, ut haec volentibus indicaret…” [5; кн.1, гл.7]. 

Далее, Климент прибывает в Кесарию,

“…et post dies quindecim Caesaream Stratonis…” [5; кн.1, гл.12]

где он знакомится со св. ап. Петром и становится его учеником и спутником.

“…simulque oblato me ait: Hic est Clemens, Petre.” [5; кн.1, гл.12]. 

Во время путешествий с ап. Петром, Климент рассказывает историю своей жизни, а также о том, что погибла вся его семья.

“Tum Petrus: Nemo enim, inquit, vere ex genere tibi superest?” [5; кн.7, гл.8]. 

По Воле Божьей корабль пристает к острову, на котором находилась Матфидия. Ап. Петр случайно встречает ее там и между ними происходит диалог. В результате, которого, Петр понимает, что женщина, с которой он разговаривает, мать Климента.

“Et Petrus: Quod ei nomen est? At illa, Clemens, ait. Petrus: Ipse est...” [5; кн.7, гл.21]. 

Так Климент встречает свою мать, и они вместе продолжают путешествие. Когда они достигают Лаодикии, их встречают Фавстин и Фавстиниан, которые прибыли туда раньше. Оказалось, что они следовали за ап. Петром, приняли христианство и после крещения получили другие имена. Поэтому братья не узнали друг друга. Они начали расспрашивать, о женщине, которая прибыла вместе с ап. Петром и Климентом. И услышав историю о чудесной встрече Климента и Матфидии, они узнают в них своего брата и мать.

“At illi paululum remorati et confricantes faciem, aiunt: Nos sumus Faustinus et Faustus.” [5; кн.7, гл.28]. 

Спустя некоторое время, ап. Петр вместе с Климентом и его братьями, на берегу моря, встречают пожилого мужчину. Который был бедно одет, но выглядел благочестиво. Мужчина хотел поговорить с ап. Петром и тот его выслушал. Между ними возникает долгий разговор, который продолжается не один день. В результате этого разговора они понимают, что этот пожилой мужчина Фавст, отец Климента, Фавстина и Фавстиниана.

“Respondens ergo Petrus ait ad senem: Quod nomen erat iuniori filio tuo? At ille ait: Clemens.” [5; кн.9, гл.34]. 

Таким образом, Псевдо-Климентины (Recognitiones Rufino Aquilei) рассказывают очень подробную биографию св. Климента Римского, непростую историю его семьи и ее чудесное воссоединение по Божьему Промыслу.

Житие св. Климента рассказывает нам о его ссылке в каменоломни Херсонеса. О чудесах совершенных там, о проповедях св. Климента и массовом крещении людей, а также его мученической смерти за это.

Блж. Иероним Стридонский, в своей книге “О знаменитых мужах” сообщает, что св. Климент умер в Риме на третьем году царствования Траяна.

“Obiit tertio Trajani anno…”  [4; Гл.15].

Он не сообщает о ссылке св. Климента в Херсонес. Также об этом не сообщают и другие ранние латинские источники. В своём научном труде " К вопросу о мучении Св. Климента, папы Римского в Крыму”, историк мч. Дмитрий Спиридонов (1871–1938 гг.), выясняет источники происхождения данной информации. Он приводит доказательства того, что сведения о ссылке и мученической смерти св. Климента появляются намного позже и являются, скорее всего, недостоверной информацией. Так как, она, возможно, относится к житию местного св. по имени Климент, а не св. Климента папы Римского. Дмитрий Спиридонов ссылается на св. Иеронима, который пишет не только о том, что Климент скончался в Риме. Но также и о том, что в честь него там построена церковь, которая “хранит память о нем и по сей день”.

“… et nominis ejus memoriam usque hodie Romae exstructa Ecclesia custodit.” [4; Гл.15].

Согласно древнему обычаю, мартирии или храмы строились в честь святых, которые жили, проповедовали или умерли мученической смертью в этом месте. А соответственно, исходя из латинских источников информации, можно предположить, что св. Климент умер именно в Риме. И так как там находится “Базилика св. Климента”, возможно смерть его и была мученической за проповедь христианства. Но св.блж. Иероним не сообщает об этом, может быть по той причине, что он не имеет точной информации, какой именно смертью умер св. Климент.

Св. Климент наряду с апостолами внес свой вклад в дело служения Церкви Христовой. Он написал очень ценное послание церкви в Коринфе от имени церкви в Риме. Это послание сохранилось и дошло до наших дней – Первое послание Коринфянам св. Климента папы Римского.

“Ecclesia Dei quae Romae peregrinatur Ecclesiae Dei quae Corinthi peregrinatur, vocatis sanctificatis voluntate divina per Dominum nostrum Iesum Christum. Gratia vobis et pax ab omnipotente Deo per Iesum Christum augeatur.” [3; Гл.1].

Поводом для написания этого послания послужили разногласия, возмущения и раскол Коринфской церкви. Текст послания содержал обличение и наставление для братьев.

“… peregrinam et alienam quam pauci homines temerarii et audaces in tantum amentiae accenederunt ut honorificum et illustre nomen vestrum et ab omnibus amari dignum ignominia magna afficeretur.” [3; Гл.1]. 

 В этом послании он не называет своего имени, но по форме письма и цитатам, становится понятно, что это послание написано учеником Петра и Павла. Его подлинность подтверждает св.блж. Иероним Стридонский:

Scripsit ex persona Romanae Ecclesiae ad Ecclesiam Corinthiorum valde utilem Epistolam, quae et in nonnullis locis publice legitur, quae mihi videtur characteri Epistolae, quae sub Pauli nomine ad Hebraeos fertur, convenire.” [4; Гл.15]. 

Сщмч. Иреней Лионский также подтверждает, что Первое Послание к Коринфянам св. Климента, написано в тот момент, когда Климент был епископом Римским.

“Sub hoc igitur Clemente, dissensione non modica inter eos qui Corinthi essent fratres facta, scripsit quæ est Romæ Ecclesia potentissimas literas Corinthiis…” [6; кн.3, гл.3].

А также существует Второе послание Коринфянам св. Климента Римского. Оно тоже приписывается Клименту, но ему, безусловно, не принадлежит, так как “опровергается более ранними авторами”.

“Sed et multis de eadem Epistola, non solum sensibus, sed juxta verborum quoque ordinem abutitur. Omnino grandis in utraque similitudo est. Fertur et secunda ejus nomine Epistola, quae a veteribus reprobatur.” [4; Гл.15]. 

В своей книге “История церкви” Евсевий Кесарийский также отрицает авторство Климента. Об этом сообщает св. блж. Иероним.

“…quam Eusebius in tertio historiae Ecclesiasticae volumine coarguit.” [4; Гл.15].

Таким образом, внимательно изучив латинские источники, становится понятно, что не вся информация о жизни св. Климента Римского является событиями, произошедшими в действительности. Так как, лишь малая часть сведений о нем действительно подтверждена раннехристианскими Отцами Церкви. Оставшуюся часть сведений можно считать легендами и сказаниями. Доподлинно неизвестна подробная биография св. Климента, а также были ли события, описанные в "Климентинах" на самом деле. Неизвестны авторы этих рассказов и посланий, а также, с какой целью они были написаны. Находился ли св. Климент действительно в ссылке в Крыму и принял ли он там мученическую смерть или его по ошибке перепутали с другим святым находившимся там. Но достоверно известно то, что такой святой точно был. Он жил в те времена, когда первые ученики Господа нашего Иисуса Христа передавали учение, которое слышали напрямую от Него. Так же точно можно сказать и то, что св. Климент был учеником и приемником апостола Петра, епископом Римским. Он являлся сподвижником апостола Павла и проповедовал Слово Божие людям, продолжая распространение христианства. Те источники информации, которые сохранились и дошли до наших дней, прямое тому доказательство. Можно только представить, сколько великих и славных деяний было сделано учениками Иисуса Христа. Одним, из них, был и св. Климент папа Римский, апостол от 70. Но, к сожалению, не вся информация об этом сохранилась.

“Viris istis sancte vitam instituentibus magna electorum mul titudo aggregata est qui supplicia multa et tormenta propter zelum passi exemplar optimum inter nos exstiterunt.” [3; Гл.6].

Список литературы:

1. Спиридонов Д.С. К вопросу о мучении Св. Климента, папы Римского в Крыму. // ИТУАК. – 1909. – № 43. – C. 115–124.

2. BIBLIA SACRA VULGATA. // 2007. AD PHILIPPENSES (IV:3.)

3. Clement I ((st) pope.). Clementis Romani ad Corinthios epistula, Comm., interpretationem Iunii et Cotelerii Lat. emendatiorem addidit J.C.M. Laurent // 1870.

4. Ernest Cushing Richardson. Hieronymus: Liber de viris illustribus // Leipzig. 1896. Cap. XV.

5. Pope Clement I. Recognitiones Rufino Aquilei // Bibliotheca patrum ecclesiasticorum latinorum selecta (Том 1). Tauchnitz. 1838.

6. Saint Irenaeus (Bishop of Lyon.). Adversus Haereses // Sancti Irenaei episcopi Lugdunensis Libros quinque adversus haereses (Том 2). Typis academicis. 1857. Кн.3, гл.3.

. . . . . . .