Мотивация персонала: от Хаммурапи до современности

Дата публикации: 2021-05-23 13:11:50
Статью разместил(а):
Хамитова Татьяна Ленаровна

Мотивация персонала: от Хаммурапи до современности

Staff motivation: from Hammurapi before modern

Автор: Хамитова Татьяна Ленаровна

Юридический институт ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, Россия

E-mail: hamitova.tatjanv@yandex.ru

Khamitova Tatiana Lenarovna

law institute SUSU (NRU), Chelyabinsk, Russian Federation

E-mail: hamitova.tatjanv@yandex.ru

Аннотация: Проблема мотивации персонала является актуальной темой во всех исторических периодах. В статье выделены основные виды мотивации и их влияние на судьбу организации в разных исторических периодах.

Abstract: The problem of personnel motivation is a hot topic in all historical periods. The article highlights the main types of motivation and their impact on the fate of the organization in different historical periods.

Ключевые слова: персонал, мотивация, стимулирование, работодатель, потребности.

Keywords: personnel, motivation, incentives, employer, needs.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки. 

 

Термин «мотивация» происходит от латинского слова «movēre», что означает «двигать». Мотив же – это побудительная причина или повод к какому-либо действию. Другими словами можно сказать, что мотивация это своего рода последовательность действий, которые движут людьми для достижения ими конкретной цели.

Мотивация людей к труду всегда была актуальной проблемой во все исторические периоды. Вкратце остановимся на них.

Примерно 2 тысячи лет до н.э. царь Вавилона Хаммурапи был одним из первых кто установил заработную плату для подданных. Также в Законах Хаммурапи была указана ответственность за сделанную работу, в некоторых местах даже очень суровая. Такой вид ответственности именуют негативным стимулированием, которое проявлялось в эпоху рабовладельчества. Основными методами такого стимулирования были телесные наказания, лишение пищи, а иногда и смертная казнь. Стоит заметить, что это было эффективной мотивацией, так как в основе неё лежали базовые потребности человека. И никто из рабов не хотел лишать себя пищи или подвергать свою жизнь опасности.

В дальнейшем общество становилось более гуманным, и такие методы перестали иметь место быть. Так, с древних времен одной из лучших мотивацией людей при выполнении работы было одобрение соплеменников.

С появлением ремесел главным методом стимулирования служила уже собственная выгода, то есть возможность выручить больше денег за продажу качественно произведенного товара. Присутствует такой вид наказания как увольнение, если работник не выполняет свои служебные обязанности.

Интересен опыт мотивации работника в советский период. В советском государстве люди самостоятельно стремились выполнять возложенные на них обязанности. Это были такие цели, на которые работала целая нация, пятилетка - прямое тому доказательство. Но сложно было проявлять творческую инициативу и самостоятельно развиваться в стране, где идет полный контроль со стороны властей, а также при плановой экономике, коллективизме. И поэтому такая система мотивации персонала оказалась малоэффективной. У работников почти отсутствовали материальные потребности, так как в стране в момент кризиса была нехватка товаров социального спроса. Так как традиционно считается, что если труд работника оплачивается, то он должен быть доволен.

В современном мире именно материальное стимулирование поставлено во главе угла. К его формам относят: должностной оклад; различные премии и надбавки за качественно выполненную работу и за работу, выполненную в срок; оплату транспорта или расходов на питание, обучение, лечение и так далее, а также присутствует возможность дополнительного дохода, например в виде гранта.

Исходя из того, что каждый человек имеет свои ценности, то можно сказать, что не всех работников можно мотивировать выдачей премий и бонусов. Сложность в том, что для каждого конкретного человека необходимо свое стимулирование. Это также необходимо в случаях возникновения конфликтов и недовольств в коллективе.

Помимо материальной мотивации большое значение отдается нематериальной. Это аргументируется тем, что работодатели помимо того что сокращают затраты, но и одновременно сохраняют лояльность и эффективность работы сотрудников. Необходимо найти индивидуальный подход к сотруднику, так как он может стремиться к легкой работе, а может работать в полную силу и браться за сложную работу. Именно это и является отражением того на сколько сотрудник мотивирован, насколько он хочет внести вклад в работу организации. А это важно, так как при повышении производительности труда повышается прибыль компании.

В общем виде нематериальная мотивация может включать в себя: социальную мотивацию (медицинская страховка, возможность обучения и саморазвития, карьерный рост), психологическую мотивацию (работа над созданием дружеской обстановки в коллективе, авторитет руководителя), моральная мотивация (похвала от начальства, грамоты, знаки отличия и т.д.).

Проанализировав исторические аспекты развития системы мотивации, можно сделать выводы:

- система мотивации сотрудников развивается вместе с развитием общества, установлением в обществе новых ценностей и ориентиров и, как следствие, не является статичной;

- для успешного управления мотивацией должна быть сформирована система мотивации с учетом эволюции данной системы;

- особое место в системе мотивации должно быть отведено моральным видам стимулирования, базирующимся на понимании личности работника как действующей в соответствии  с её ценностными ориентациями и идеалами (как в советском периоде).

 

Список литературы:

1. Ожегов  С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. — 28-е изд., перераб. — М.: Мир и образование, 2014. — 1376 с.

2. Цибаева М.Л. Мотивация персонала в практике управления современной организации / М.Л. Цибаева // «Вестник Югорского государственного университета». – 2016. – № 4 (43). – с. – 75-78.

3. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Д., Управление персоналом: Учебное пособие \ Т. Ю. Базаров, Б. д. Еремин. - М.: «ЮНИТИ», 2009. - 560 с.