Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Особенности томского деревянного зодчества

Дата публикации: 2021-04-03 14:27:23
Статью разместил(а):
Зяпаева Маргарита Николаевна

Особенности томского деревянного зодчества

Features of Tomsk wooden architecture

 

Авторы:

Зяпаева Маргарита Николаевна

НИ ТГУ, Томск, Россия

e-mail: veksinamargarita@gmail.com

Zyapaeva Margarita Nikolaevna

Bachelor student, NR TSU, Tomsk, Russia

e-mail: veksinamargarita@gmail.com

Пилецкая Людмила Васильевна

НИ ТГУ, Томск, Россия

e-mail: plv04@mail.ru

Piletskaya Lyudmila Vasilievna

Candidate of Historical Sciences, NR TSU, Tomsk, Russia

e-mail: plv04@mail.ru

Аннотация: В данной работе, представлены не только материальные аспекты зодчества, но и стилевые особенности, обычаи и традиции в изготовлении деревянных построек и украшений. Выявлены основные особенности томского деревянного зодчества: использование высоких подклетов для основания двухэтажных деревянных построек, использование плоскорельефной и прорезной резьбы, появление доходных домов, гармония европейских стилей и местных традиций.

Abstract: In this work, not only the material aspects of architecture are presented, but also style features, customs and traditions in the manufacture of wooden buildings and decorations. The main features of Tomsk wooden architecture are revealed: the use of high basements for the foundation of two-storey wooden buildings, the use of flat-relief and slotted carvings, the appearance of tenement houses, the harmony of European styles and local traditions.

Ключевые слова: Томск, деревянное зодчество, история.

Keywords: Tomsk, wooden architecture, history.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

 

Традиции в деревянном зодчестве России

Исстари дерево сопутствовало русскому человеку от рождения до смерти и давало человеку тепло, свет, веру, силу. Дерево, как материал доступный в применении, долго предпочиталось при сооружении городских жилых зданий. Историческим заповедником деревянного зодчества считается территория Севера России, здесь до XVIII в. создавались архитектурные шедевры. Даже в малых формах из дерева присутствовало декоративное начало, часто поднимавшееся до уровня большого искусства.

Дерево имеет лишь два негативных свойства - воспламеняемость и горючесть. 

Деревообработка, наряду с металлообработкой и керамикой занимает важное место в жизни русского человека. Из дерева изготавливали храмы, жилище, мебель, орудие труда, средства передвижения, игрушки, предметы быта и многое другое. Почитаемыми на Руси были профессии плотник, столяр. 

Основой деятельности плотника является превращение дерева в нужные для последующего строительства и отделки материалы путем механической и ручной обработки дерева. Замечательные русские мастера по дереву славятся и поныне. 

Столяр изготавливает различные предметы, применяемые в качестве украшения деревянных конструкций. Арка, лестница, окна или двери - элементы, которые не только необходимы с точки зрения функциональности, но они способны стать основой декора, создать определенный дизайн. 

Техника строительства деревянных построек на Руси

Технологии строительства древнерусских деревянных построек формировались на протяжении многих веков, становясь основой для возведения зданий и городов в целом.

В строительстве сооружений на Руси применяли прямоствольные хвойные смолистые породы дерева, стойкие к гниению. На нижние венцы шла мелкослойная сосна, и лиственница. Из ели изготавливались элементы кровли. Из пластичной осины вытесывали кровельный сошник. 

Главным орудием русского мастера был топор. Им выполнялись практически все операции, связанные с работой по дереву - от рубки деревьев, до выполнения резных украшений. Метод изготовления определял строительную технологию: во всех исторических документах, где рассказывается о строительстве древесных строений, используется слово «рубить» взамен «построить». 

Главным составляющей обрубленного строения считался венец - сочетание четырех бревен, составляющих в плане прямоугольник или квадрат, врубленных собственными концами друг в друга (клеть), именно он является основой деревянной избы. 

Уложенные друг на друга венцы назывались срубом. В русской деревянной архитектуре именно он считался основой всего строительства. 

Для соединения горизонтальных венцов, в бревнах выбирался продольный паз для уменьшения возможности затекания воды. Чаще всего применялась врубка с остатком - «в обло» или «в чашу», т. к. она была более теплоустойчивая, реже рубили без остатка - «в лапу». Пазы при рубке жилых зданий «мшились» (прокладывались мхом) и после сборки конопатились.

На один сруб хорошего жилого дома шло около 160 бревен. Высокие постройки разбивались по высоте на три-четыре «чина», по 8-10 венцов в каждом, которые притесывались внизу, на земле. Подобные постройки удавалось ставить в очень короткие сроки, часто - за один день.

Срубы жилых и общественных зданий зачастую ставились на землю без основания. Во избежание подтоплений и для тепла русские северные срубы ставились на подклеть. Подклеть - нижний нежилой этаж каменного или деревянного дома, предназначенный для хозяйственных нужд.

Оконные проемы в срубах делались невысокими, а дверные обрамлялись колодами («косяками») из брусьев для прочности стен. Оконные коробки и резные наличники на окнах появились лишь в XVII в. Практически у всех типов рубленых построек верхняя подкарнизная часть сруба расширялась в виде «повала». Повалы и большие свесы кровель нужны были для отвода воды, как можно дальше от нижних венцов сруба, наиболее оберегаемых от гниения.

Полы в жилых постройках набирались из досок - тесин или плах. На нижних этажах полы укладывались по лагам, в верхних - по балкам. Снизу такое перекрытие стесывалось под одну плоскость или подшивалась досками. Полы хозяйственных помещений набирались из притесанного кругляка.

Крыши русских деревянных построек были также рубленые. В бревенчатые фронтоны укороченных торцевых стен врубались горизонтальные бревна-слеги, по которым настилали тес. Возводили кровлю либо на два ската, либо на два ската с переломом кровли. Кровлям придавались также криволинейные очертания с килевидными завершениями (бочечная кровля). Квадратные постройки перекрывались на восемь скатов или пересекающимися бочечными кровлями.

Центричные здания перекрывались пирамидой - колпак, а более высокие - шатром (башни, храмы). Над четвериковыми срубами устраивалась кубоватая кровля - шатер с криволинейными очертаниями.

Для кровли употреблялся тес, настилавшийся вперехлест, или «лемех» - короткие вогнутые дощечки небольшого размера, способные покрывать и округлые формы (бочки, кубы, шеи, главы). Концы лемеха делались чаще всего - «городчатыми», то есть в виде ступенчатых прямоугольных уступов. Концы тесин на кровлях также фигурно обрабатывались. Подобный свес быстрее высыхал и давал ажурную тень, контрастную суровым срубам. Такое тесное единение двух начал - функционального и художественного - стало одним из важнейших качеств народного деревянного зодчества.

Практиковалась и безгвоздевая кровля. Ее несущие элементы - горизонтальные слеги - врубались в бревна - «самцы» фронтонов дома. На них укладывались так называемые «курицы» - стволы тонких елей с остатками корневищ, которые были обработаны в виде крючьев. На них укладывался брус, по верхней плоскости которого выбирался паз. В него заводились нижние концы тесин кровли. Поток собирал воду с кровли и отводил ее от стен дома. Наверху стык тесин прикрывался выдолбленным снизу бревном (охлупень), которое крепилось к коньковой слеге деревянными стержнями - «стамиками». Комлевому концу охлупня придавались очертания конской или птичьей головы.

Для предотвращения протечек тес на кровлях укладывался в два слоя и прокладывался берестяными пластинами. Такая конструкция кровли была прочна и не нуждалась в частых ремонтах.

Украшались жилищные постройки издревле. Особое внимание уделялось охлупню и наличникам.

Об охлупне, придававшему завершенный вид дому и выполнявшему декоративную и прикладную функции, сказано выше.

Наличник - своеобразное накладное обрамление оконного проема и неотъемлемая часть всей архитектурной постройки. Сам термин происходит от слова «пик», «лицо». Бытует мнение, что глаза человека - зеркало его души, а окна - глаза жилого дома, его душа. Образ наличника во многом зависел от профессионализма мастера. В качестве материала для его изготовления мастера использовали древесину сосны. Ее смолистость обеспечивала долговечность и прочность резного изделия. Инструментом служили пила, топор, долото, сверло, лобзик.

Наличник состоит из нескольких важных составных частей: фронтона, тяг, подоконной доски и ставен.

Фронтон (или «очелечье») служит своеобразным навершием, несущим основную художественную нагрузку. Две вертикальные тяги являются связующими звеньями между фронтоном и нижней перемычкой наличника - подоконной доской. Своеобразием наличника является симметрия орнаментального обрамления: левая и правая стороны наличника зеркально схожи между собой по вертикали. Ставни в основном служили для защиты от солнца и холода, а также для украшения внешнего вида дома. По стилистике и элементам декора наличник условно можно разделить на два типа. На раннем этапе это были более упрощенные формы обналичек оконных проемов, а позже, к началу XX века было достигнуто богатство объемного резного украшения.

Таким образом, исходя из вышеизложенного следует, что русская деревянная архитектура была создана простым инструментом, а также трудом и талантом многих поколений зодчих. Отбирая и совершенствуя приемы, они выработали целесообразные и логичные конструктивные методы, в полной мере соответствовавшие свойствам дерева. Кроме того, они разработали самобытную художественно-образную систему архитектурных форм и пространственной организации жилищ, послуживших основой градостроительству. Все это отвечало практическим и мировоззренческим задачам своего времени, которая стала основой для зарождения национальной русской архитектуры.

Западноевропейские стили в деревянной архитектуре России

Начиная с XVIII в. деревянное зодчество России воспринимает и перерабатывает применительно к своему материалу стилевые влияния каменных форм русского барокко, классицизма, ампира и модерна. Эти изменения проявляются в пропорциональных соотношениях ордера, обшивкой бревенчатых стен рустами, полукруглыми завершениями проемов и декоративных элементах. Представим эти проявления в русской архитектуре согласно стилевым особенностям. 

Первым из европейских стилей в России в XVIII в. появился стиль барокко. Его появление связано с Петром I, это так называемое «петровское» барокко. Русскому барокко свойственны большая простота и структурность композиций. В качестве декоративных элементов, украшающих фасады зданий стиля барокко, наиболее часто применяется орнаментальная лепка, в которой прослеживается традиции русского декорирования.

Классицизм появился в архитектуре России в 60-х гг. XVIII в. и стал главенствующим стилем в застройке российских городов до конца XIX в. Классицизм нашел выражение не только в каменном, но и в деревянном зодчестве. Деревянные здания обшиваются тёсом с имитацией каменного руста, окрашиваются масляными красками, на двускатных крышах устраиваются фронтоны, декоративная резьба по дереву сочетается с элементами ордерной системы. Характерный признак деревянного классицизма - горизонтальное членение поля стены за счет карниза с отделением верхней части в виде фриза.

Ампир - имперский стиль наполеоновской эпохи, появившийся в начале XIX в. в России. Русский ампир отличался большей живописностью, изяществом и использованием классических ордерных систем. Его характерной чертой было сочетание геометрически правильных форм, возвышенной, торжественности и сдержанной красоты лепного декора. Русский ампир стремился отразить идеи патриотизма, воинскую славу и национальный подъем.

Последний из европейских в России стилей – модерн, сформировался в 80-90-е гг. XIX в. Окончательно утвердившись на рубеже XIX-XX столетий, он стал распространяться по всем регионам, включая Сибирь. Его стилистическое многообразие проявилось не только в каменной архитектуре, но и в деревянной, особенности которой затрудняют ее классификацию. Живописно-декоративные особенности дерева проявились в это время в полную силу. В некоторых случаях архитектор отказывается от деревянного узорочья, оставляя небольшие декоративные элементы. Появляется стремление к простоте и лаконичности, к свободному решению композиции фасада дома, повышению роли открытого сруба.

Исходя из вышеизложенного следует, что европейские стилевые особенности наложили отпечаток на каменную и на деревянную архитектуру России. Народные мастера соединили европейские и русские традиции в деревянной архитектуре второй половины XIX столетия. Они создали в дереве органичную архитектуру, используя в украшении фасадов высокохудожественную резьбу, ярко выражающей национальные композиционные приемы русского декора.

Таким образом, русская деревянная архитектура была создана благодаря совершенствованию приемов, и конструктивных методов, в полной мере соответствовавших свойствам дерева, а также разработке самобытной художественно-образной системы архитектурных форм и пространственной организации жилищ. Обращение русских мастеров к европейским стилям позволило на основе западных канонов создать архитектуру, отражающую также национальные композиционные приемы декора, и традиции русского строительства. Все это отвечало практическим и мировоззренческим задачам своего времени, которая стала основой для зарождения национальной русской архитектуры.

Особенности деревянного зодчества Томска 

До XVI столетия в Сибири дерево было единственным материалом, из которого рубили все виды сооружений того периода: крепостные стены, остроги, церкви, жилые дома и прочие постройки. Ранние деревянные постройки не сохранились. Частые пожары, иногда дотла уничтожавшие целые города, были поистине бичом старинных русских поселений.

Наиболее ценным документом, изображающим старую архитектуру деревень и городов Сибири допетровского периода - «Чертёж Сибирския земли», «сбиранный» тобольским воеводой Годуновым в 1667 г., и «Чертежная книга Сибири», составленная «тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым с сыновьями». Вплоть до середины XVI в. на территории г. Томска дерево было основным строительным материалом.

Технологические особенности в архитектуре города Томска 

Технологические особенности в архитектуре города Томска сформировались благодаря многим факторам, главным из них является стремление воплотить в дереве практический опыт и эстетические идеалы людей.

До 1863 года в Томске не разрешалось возводить двухэтажные деревянные дома без каменных фундаментов. Это объясняется особенностью ставить дома на высокие подклеты, предохраняющие от сырости жилые помещения.

Наиболее зримо самобытность томской архитектуры отражается в использовании национальной орнаментации в обработке фасадов. Именно в XIX в. закладываются начала томской домовой декоративной резьбы.

Основной чертой декоративного оформления западносибирских построек является ограниченное применение резьбы по дереву. Если и допускается какое-либо резное украшение, то только на отдельных элементах, оно не заполняет все свободные места сооружения. Нет стилизованных цветов, львов, птиц, сиринов, фряжских трав, чем так богаты орнаменты центральной части России. Излюбленным мотивом является "солнышко с лучами".

В резном убранстве томских теремов прослеживаются разнообразные виды обработки дерева. Наиболее ранний ее вид - плоскорельефная резьба. Она использовалась в обработке углов и сочленений бревен на фасадной плоскости стены, а также для декорирования воротных столбов. Основным мотивом является имитация «колонны» на обшитых тесом сочленениях. Каждая часть «колонны» заполняется растительным орнаментом, в основе которого помещаются листья аканта. Колонна имеет базу и завершается ионическими волютами. Между колоннами первого и второго этажей на уровне междуэтажного пояса обычно помещается вазон с листьями, цветами, фруктовыми плодами.

Наряду с плоскорельефной в этот период применяется и прорезная резьба - ею украшаются междуэтажные пояса, она же заполняет подкарнизное пространство в виде своеобразного фриза. Фризы не носят обычно типового характера и могут быть рассматриваемы как случайное явление, не лишённое определённого конструктивно-декоративного интереса. Наличники окон украшаются небольшими гирляндами, розетками в верхнем завершении.

В 1880-1890-е годы декор меняется. Происходит увеличение оконных проемов, которые украшаются сквозной резьбой - ажурной и накладной. Пышно украшаются фронтоны, карнизы, сочленения бревен. Распространяется новый тип зданий - доходный дом - крупное сооружение на 4-6 квартир. Это деревянный двухэтажный дом на высоком каменном цоколе, имеющий в плане вытянутый прямоугольник, ориентированный на красную линию более длинной стороной. Выносная плита карниза, как правило, разрывается двумя-тремя фронтонами треугольной или полуциркульной формы, которые заполняются в центре ажурной резьбы солярным знаком. Главный вход в дом либо в центре по главному уличному фасаду, либо смещается от центральной оси вправо или влево, где к основному объёму пристраиваются прирубы с междуэтажными маршами. Вход в здание акцентировался крыльцом с деревянным или металлическим зонтом над ним.

Оставаясь по существу в основе своей традиционной, с появлением модерна рубленая постройка обогащалась новыми пластически выразительными формами. Резные элементы присутствуют лишь там, где они отвечают конструктивной логике сооружения. В архитектуру вводятся стилизованные изображения рыб, птиц, животных. Архитектурные памятники модерна стали завершающим этапом в развитии деревянного зодчества.

Таким образом, основными технологическими особенностями в архитектуре города Томска являются: использование высоких подклетов для основания двухэтажных деревянных построек, использование различных видов обработки дерева - плоскорельефной и прорезной резьбы, а также появление доходных домов, соответствующие технике строительства, описанной выше.

Отражение европейских стилей в деревянной архитектуре города Томска 

Самобытная история развития сибирского народного зодчества, базируется на различиях, как в техническом, так и в художественном отношении деревянных построек Сибири и Европейской России. Особенностью сибирского зодчества является скромность композиции, простота форм, скупость красок, лаконизм архитектурного решения.

Многие памятники деревянного зодчества в Томске построены на основе древнерусских народных традиций. Они является органическим сплавом характерных черт деревянной архитектуры прошедших веков, местных и даже иноземных, восточных, влияний. Все это вылилось в определенные образы со своим строем, своими особенностями. В результате в архитектуре Томска нашли отражение старинные образцы сибирского барокко,  самобытного русского классицизма и европейского модерна.

Культовые каменные сооружения возникли в последней четверти XVIII в. Именно эти сооружения привнесли в город первое стилевое направление культуры России XVIII в. - барокко. Наряду с привнесением в архитектуру Томска образцов с Запада использовались и местные народные традиции деревянного зодчества.

Сибирское барокко в отношении деревянной гражданской архитектуры XIX в. характеризуется особым видом оконных наличников с криволинейным сандриком в виде двух встречных волют и акротерия между ними (Красноармейская 68). Этот элемент - характерный признак воплощения сибирского барокко в деревянной архитектуре Томска.

Деревянный классицизм является важной частью историко-культурного наследия России, и в частности Сибири. В Томске, в застройке ул. Розы Люксембург (Томск, ул. Розы Люксембург, 57) и ул. Советская (Томск, ул. Советская, 29), преобладают двухэтажные деревянные жилые дома классицистического стиля, в большинстве построенных на каменном цоколе. Все здания расположены на расстоянии друг от друга и не создают плотной застройки по красной линии улицы. Дома классицистического стиля выделяются среди рядовых застроек наличием деревянных архитектурно-художественных элементов в украшении фасада здания, наличников и пилястр.

Главной чертой классицизма архитектуры Сибири было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Для него свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Развитие модерна в XX столетии вносит новый акцент в деревянное строительство Томска. Интерес большинства архитекторов к этому стилю выразился в разнообразии применения его направлений во всех типах зданий. Асимметричность, характерная для модерна, проявилась в конструктивном решении дома на ул. Вершинина, 12 (Приложение 8). Своеобразно оформлены фронтоны и наличники. Открытый сруб этого особняка, главный фасад которого очень напоминает особняк В. Гудовича в Царском Селе, делает его более живописным и нарядным, открывая контрастность и выразительность одного и того же материала - дерева.

Таким образом, европейские стили, оказавшие огромное влияние на архитектуру России в целом, нашли свое отражение и в деревянном зодчестве Томска. Появление таких стилей как барокко, классицизм и модерн, подтолкнуло томских мастеров на создание новой, самобытной архитектуры, отражающей местные традиции.

 

Список литературы:

1. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири // М.: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1950.

2. Богданова О.В. Архитектурный облик Томска. — Томск: Красное знамя, 2005.

3. Гейнц А.Ф., Мишина А.В. ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА ПЕРИОДА КЛАССИЦИЗМА В ГОРОДЕ ТОМСКЕ НА ПРИМЕРЕ ЖИЛОГО ДОМА ПО УЛ. РОЗЫ ЛЮКСЕМБУРГ 72/Б // Томский государственный архитектурно-строительный университет.

4. Дрейзин Э. Деревянное зодчество Томска // Томское книжное издательство // 1963.

5. Дьячков А.Н. Культурное наследие // Российская музейная энциклопедия. М., 2005.

6. Максяшнн А.С. Окон резное украшенье: наличники Урала. // Методическое пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Полиграфист, 2000.

7. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество // Издательский Дом “Муравей” М. 1997.

8. Ситникова Е.В. Классицизм в деревянной жилой архитектуре города Томска // Е.В. Ситникова, А.Ю. Олейник // Вестник ТГАСУ / Изд-во Том. гос. архит. - строит. ун-та. 2014 г. - №3 - 18-34 с.

9. Шепелев Ю.И., Зайцева З.Ф. Деревянное кружево Томска //  Издательство «Галарт» 1997.

10. Якимова К.В. «Образцовые» проекты в застройке г. Томка XIX в.: дипломный проект // Руководитель проекта: Е.В. Ситникова.- Томск, 2011г.

 

. . . . . . .