Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.10.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Использование регионального компонента при обучении иностранцев русскому языку в условиях дистанционного обучения

Дата публикации: 2020-08-12 21:20:11
Статью разместил(а):
Куликова Олеся Николаевна

Использование регионального компонента при обучении иностранцев русскому языку в условиях дистанционного обучения

Using the regional component in teaching foreigners Russian in distance learning

 

Автор: Куликова Олеся Николаевна

АлтГПУ, Барнаул, Россия.

e-mail: kulikovaleska@yandex.ru  

Kulikova Olesya Nikolaevna

Altai State Teachers' University, Barnaul, Russia.

e-mail: kulikovaleska@yandex.ru  

Научный руководитель: к.фил.н., доцент Маркина П.В.

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме использования регионального компонента в преподавании русского языка как иностранного в условиях дистанционного обучения. В статье приводятся конкретные примеры работы с краеведческим материалом и даются методические рекомендации. Результаты исследования основаны на практическом опыте работы с иностранными студентами при индивидуальном обучении или работе в малых группах.

Abstract: The article focuses on the problem of using a regional component in teaching Russian as a foreign language in distance learning. The article provides specific examples of work with local history material and gives methodical recommendations. The results of the study are based on practical experience with international students in individual study or work in small groups.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, региональный компонент, дистанционное обучение.

Keywords: Russian as a foreign language, regional component, distance learning.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

 

В настоящее время много говорят и пишут о повсеместном внедрении дистанционного обучения в практику преподавания РКИ, выявляют проблемы данной формы работы и предлагают пути их решения. Подобные темы освещаются в различных исследованиях, в том числе и преподавателями РКИ, поскольку дистанционные образовательные технологии относятся к числу наиболее популярных и востребованных на сегодняшний день.

Согласно закону об образовании в РФ, под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Результаты современных исследований убеждают в эффективности электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Об этом пишут Э. Делен, Дж. Лью, Э. Ф. Сэцзу, И. Ипек, в России – М.В. Барт, М.А. Габова, О.В. Бондарева, Л.Б. Белоглазова, Е.С. Полат, Н.В. Мараховская, А.И. Пилипенко и другие исследователи.

Данная статья также исходит из положения, что дистанционные образовательные технологии могут являться эффективным средством обучения русскому языку как иностранному. Главное – это правильно организованное взаимодействие, ведь «методически некорректно построенная работа обучающихся, изучающих русский язык как иностранный с применением дистанционных оболочек, может способствовать формированию у них неверных стереотипов и ошибочных представлений о культуре и ментальности страны изучаемого языка» [2, с. 93]. При этом все исследователи обращают внимание, что при дистанционном обучении очень большая доля ответственности ложится на обучающегося, так как такая форма работы предъявляет повышенные требования к его мотивации.

Другим спорным вопросом остается место художественного текста в преподавании РКИ. На каком уровне можно вводить художественные тексты, как их отбирать, какие упражнения предложить обучающимся, насколько текст должен быть адаптированным – все эти вопросы обсуждаются на конференциях различного уровня педагогами-практиками.

Данная работа исходит из предположения, что повышать интерес к РКИ можно на лингвокульторологическом материале. Так, в дистанционном обучении иностранных студентов можно использовать художественные тексты региональных писателей и поэтов, поскольку без знания региона, в котором иноязычные учащиеся живут и учатся, или в котором живёт педагог, могут возникнуть предпосылки к недопониманию в процессе межкультурной коммуникации, равнодушие в межличностном общении.

Введению регионального материала в учебный процесс посвящено множество современных научных работ. Так, в лингводидактических целях О.А. Сенаторова исследует языковые факты, которые отражают особенности природы и культурно-исторического развития Владимирского региона, специфику быта, обычаев, традиций местного населения; разрабатывает рекомендации по анализу лингвокультуры региона как предмета изучения лингвострановедения в региональном вузе [8]. Т.Н. Доминова в своей кандидатской диссертации предлагает способы формирования лингвокраеведческой компетенции иностранных студентов в процессе обучения русскому языку на этапе предвузовской подготовки на материале историко-культурного пространства Санкт-Петербурга, отраженного в лексических единицах с регионально-культурным фоном [5].

Во многих статьях описываются методы и приемы работы с текстами, содержащими краеведческие данные, например, краеведческий материал Волгограда [4], Амурской области, г. Благовещенска [7], Чувашской Республики [1], Оренбургского края [6] и др. Данная работа – попытка вписать Алтайский край в такую языковую карту России.

Однако, несмотря на многочисленные труды, посвященные роли лингвострановедения в преподавании РКИ, вопросы практического использования лингвокраеведческих материалов конкретных городов и регионов России еще недостаточно разработаны, особенно это касается их практического применения в условиях дистанционного обучения в современных реалиях, когда ведь мир сильно изменился, причем в довольно короткие сроки. При этом материла, рассчитанного на практическое применение в сложивших обстоятельствах, совершенно не хватает, однако педагог должен быть готов ответить на вызовы времени и помочь своему студенту-иностранцу.

В очень сложных условиях – условиях пандемии – мир учится жить и работать по-новому. Именно поэтому дистанционное обучение стало рассматриваться не только как новая ультрасовременная форма обучения, но и как единственно возможная в сложившихся обстоятельствах. Всеобщий, единовременный и очень быстрый переход на такой вид обучения способствует возникновению разного рода трудностей: нет нормальных технических условий; нет достаточного количества подготовленных кадров, способных методически правильно организовать и вести занятия с помощью средств интернет-технологий; недостаточно и практических разработок уроков, которые могут быть использованы преподавателями, в том числе и преподавателями РКИ. На основе анализа сложившихся трудностей можно предложить конкретные примеры работы с краеведческим материалом в условиях дистанционного обучения.

Данная статья предлагает разработку занятия для преподавателя РКИ, который работают со студентами-иностранцами, имеющими продвинутый уровень (С2) владения языком. Занятие может быть проведено на платформе Skype. Это довольно доступная, максимально удобная и абсолютно простая платформа для обучения студентов-иностранцев, которая позволяет организовать как групповые занятия, так и индивидуальные. Несомненным плюсом Skype является возможность демонстрации экрана. Данная функция предоставляет педагогу возможность эффективной подачи наглядного материала, например, в виде презентаций, что способствует лучшему усвоению информации иностранными учащимися.

Обращу внимание на то, что в настоящее время в России существуют и вполне успешно функционируют различные образовательные платформы. Наиболее популярными платформами для проведения онлайн-уроков считаются Skype и Zoom. В последние дни все крупные сервисы, например, «ВКонтакте», Yandex и мн. др., взялись за разработку платформы для дистанционного обучения. Также в нашей стране идут разработки отечественных видеосервисов, которые вполне могут стать аналогом западных программ для видеосвязи, предоставив пользователю максимальную защиту личных данных.

Лингвокульторологический подход к преподаванию русского языка как иностранного, как известно, предполагает взаимосвязанное изучение языка и культуры, что способствует формированию языковой личности, способной к свободной межъязыковой коммуникации. Так, по мнению исследователей Н.Ф. Башаровой и Г.Д. Фархетдиновой, «лингвокульторологический подход обладает значительным потенциалом в достижении эффективных результатов обучения РКИ, способствует привитию интереса к России, ее языку, повышению мотивации студентов, а также, безусловно, помогает в адаптации иноязычных учащихся» [3, с 99]. Таким образом, использование краеведческой информации, связанной с историей конкретного российского региона, необходимо для формирования представления о русской национальной культуре.

В качестве источника краеведческой информации в данной статье используется стихотворение алтайского поэта М.И. Юдалевича «Наверно, могут позавидовать…».

Предложенное онлайн-занятие решает следующие задачи: знакомит иностранных учащихся с литературой Алтайского края, формирует представление об особенностях творчества М. Юдалевича, а также лингвострановедческую компетенцию путем анализа художественного текста и извлечения из него лингвострановедческой информации, развивает коммуникативные и творческие способности, воспитывает интерес к региональной литературе.

Время проведения: 1 час 20 минут. Онлайн-занятие рассчитано на индивидуальную беседу с 1 учащимся или работу в малой группе (до 5 человек), для облегчения восприятия подобран иллюстрационный материал.

Наглядные материалы и оборудование (презентация):

- Портрет М. Юдалевича.

- Мини-выставка по произведениям Марка Юдалевича (например, повесть «Голубая дама», различные сборники стихотворений, книга «Город мой овеян легендами», книга «Барнаул»). Мини-выставку можно представить одним или несколькими слайдами, главное – сделать обзор творчества поэта.

- Иллюстрации к биографии.

- Открытки с изображением достопримечательностей города Барнаула.

- Текст биографии и стихотворения «Наверно, могут позавидовать …».

- Карта России.

- Компьютер (обращу внимание, что его использование обязательно, так как именно компьютер, а не телефон, может обеспечить достаточно хорошее качество демонстрируемого материала).

- Skype (используем функцию демонстрация экрана).

 

Хронометраж занятия.

Этап 1. Приветствие (1-3 мин). Время обозначено максимальное, так как это все-таки не живое общение, а общение с помощью интернет-технологий.

Преподаватель здоровается.

П.: Здравствуйте!

С.: Здравствуйте!  

Этап 2. Работа с биографией поэта. Работа с новым лексическим материалом (25 мин).

П.: Посмотрите, пожалуйста (преподаватель показывает слайд с портретом М. Юдалевича, который находится в окружении написанными им книгами) и ответьте на вопрос: «Кем, по вашему мнению, был этот человек?».

Ответ: «Писатель». Заметим, что мини-выставка книг поможет им догадаться и ответить на вопрос правильно. Также можно указать книги (это можно сделать с помощью мышки) и назвать их (ограничиться 1-2 примерами).

П.: А сейчас давайте познакомимся с биографией этого человека и узнаем кто он, откуда, и верна ли была наша догадка о том, что он писатель.

Преподаватель читает биографию писателя и комментирует, вся информация также представлена на слайдах. Здесь необходимо максимально использовать иллюстрационный материал. На слайде должен быть представлен как наглядный материал, так и подпись к нему. Помним, что темп речи должен быть низким.

П.: Марк Иосифович Юдалевич, именно так зовут человека, которого Вы видите на этом портрете (слайд с портретом).

Марк Иосифович Юдалевич (09.11.1918 – 09.06.2014).

Марк Юдалевич был русским поэтом и писателем. Родился он 9 ноября 1918 года в городе Боготол (слайд с изображением города). Находится город Боготол в России, в Красноярском крае (слайд с картой, на которой показываем Красноярский край). Там Юдалевич жил 8 лет. Потом его семья переехала в Барнаул (показать на карте). Здесь он учился в школе. С детства Юдалевич интересовался книгами. Он начал писать стихотворения. Поэтому он поехал в город Омск (Омск на карте) и поступил в Омский педагогический институт на литературный факультет (фотография вуза). Закончил его и стал работать в этом же институте преподавателем. В 1941 году Юдалевич ушёл на войну. На войне он тоже писал стихи. Эти стихи – его первая книга «Друзьям» (фотография, почему она так называется?). Самая знаменитая книга Юдалевича – «Голубая дама» (фотография, дама – это женщина, почему голубая? краткий пересказ сюжета простыми словами, показать фотографию дома, как дойти, доехать). Всего Юдалевич написал 60 книг. Особенно он любил писать об Алтайском крае, его знаменитых людях, Барнауле и достопримечательностях города. На телевидении он делал передачи, в которых рассказывал о памятниках Барнаула, об истории города. 6 лет назад Юдалевич умер, но люди помнят о нём. Его именем назвали одну из библиотек города Барнаула (фотография).

После показа и комментирования текста преподавателем текст, представленный отдельным слайдом, ещё раз читают студенты по очереди. Далее работа со словами, смысл которых студентам-иностранцам остался неясен. Студенты называют непонятные слова, преподаватель демонстрирует их отдельным слайдом. Скорее всего, это названия городов и регионов России (Боготол, Красноярский край, Омск, Алтайский край). Преподаватель ещё раз объясняет значение этих слов и подкрепляет иллюстрациями (показывает на карте). Возможно, вызовет трудность в понимании и слово телепередача (несколько фото для объяснения, пример передачи «Славные люди Алтая»), славный – известный, знаменитый (слава – работа со словом).

Далее работа по вопросам: Скажите о ком Вы только что узнали? Кто этот человек? Где он родился? Найдите ответ в тексте. Прочитайте предложение полностью. В каком институте учился Юдалевич? В каком городе находится этот институт? Как называется первая книга писателя? Как называется самая знаменитая книга? О чем больше всего любил писать Юдалевич? Подтвердите словами из текста.

Преподаватель подводит итог. Затем работа с художественным текстом, посвящённым одной из достопримечательностей Барнаула – площади Демидова (текст, фотография площади).

Этап 3. Анализ художественного текста (40 мин).

Сначала преподаватель сам читает стихотворение М. Юдалевича, а студенты следят за текстом. Затем читаем вместе, потом по очереди (текст представлен на слайде).

***

Наверно, могут позавидовать
в сибирском городе любом
просторной площади Демидова
с ее Демидовским столпом.
Старинный быт на этой площади
перемешался с новизной:
здесь мчится верховой на лошади,
трамвай проходит стороной.
Вокруг – веков прошедших здания,
что до сих пор у нас в чести,
а рядом, словно с опозданием,
и новые спешат расти.
Когда холодный ветер жесткий
гуляет тут осенним днем,
на взгорье стройные березки
стремятся греть своим огнем.
И ходит слух, что в этом месте
(народ об этом не забыл)
гулял опальный Достоевский,
когда в сибирской ссылке был.

Беседа по вопросам на первичное восприятие текста стихотворения: Какие чувства возникли у Вас при чтении стихотворения (понравилось оно вам или не понравилось)? Захотелось ли вам перечитать его заново? Почему?

Далее преподаватель задает студентам вопросы, направленные на понимание основной темы произведения.

Беседа: Скажите, пожалуйста, как Вы поняли, о чём этот текст (можно спросить нескольких человек)?

С.: Тема текста – описание площади Демидова. П.: Как Вы это поняли? Подтвердите словами из текста.

Студенты подтверждают (например, «… просторной площади Демидова»). Далее преподаватель обращает их внимание на то, что текст дан без заголовка и предлагает им самим дать название стихотворению (заслушивает несколько вариантов, таким образом, проверяет, все ли поняли текст и определили его главную тему). После обсуждения заголовков, подобранных студентами, обращаем внимание на наиболее трудные слова в тексте стихотворения.

Преподаватель демонстрирует слайд, читает и предлагает студентам записать в тетрадь следующие слова: столп, верховой, в чести, взгорье, опальный, ссылка.

Затем даёт толкование слов: столп – это памятник (несколько иллюстраций с изображением), верховой – едет верхо́м на лошади (иллюстрации, можно смешные картинки с другими животными), в чести – пользуется уважением., взгорье – маленькая гора (иллюстрации), опальный – человек, к которому относятся плохо, ссылка, сослать – заставить уехать, куда скажут. Привести пример Достоевского: жил в Санкт-Петербурге отправили жить в Сибирь, в Барнаул. Он этого не хотел.

П.: Друзья, обратите внимание (преподаватель показывает на слова), что здесь есть старые слова, они есть только в текстах поэтов и писателей.

После работы со сложными для понимания словами продолжаем работу с текстом, анализируем его. Преподаватель задаёт вопросы, которые помогают актуализировать культурологические знания студентов-иностранцев.

Беседа: 1) Что вы знаете о площади Демидова? 2) Где она находится? Как Вы это поняли? Подтвердите словами из текста. Бывали ли Вы там? 3) Что Вам понравилось? Запомнилось? Чтобы студенты сразу поняли, о какой именно площади города Барнаула идет речь, преподаватель показывает ее на слайде. Студенты рассматривают. Почему эта площадь названа площадью Демидова? Обсуждается кто такой Демидов, почему площадь так названа. Есть ли в стихотворении упоминание о других знаменитых людях? Каких? (Достоевский). Кто он? Что о нём говорится в стихотворении? Уточнение смысла непонятных слов.

Далее работа с текстом стихотворения. П.: Итак, как мы поняли, площадь Демидова – это центральный, главный образ стихотворения. Какая она? С помощью каких слов автор описывает её? Ищем слова в тексте (можно представить на слайде следующее: площадь Демидова, обведённую кружком, как центральный образ, а от него поставить стрелки, на них пишем слова, с помощью которых поэт создает образ площади, описывает ее (просторная, старинный быт, новизна, «веков прошедших здания», «и новые спешат расти», «на взгорье стройные березки» «гулял опальный Достоевский»). Студенты делают схему в тетради.

П.: Обратите внимание на слово «опальный». До этого мы уже немного работали с ним. Вспомните толкование слова и то, что это слово является устаревшим. Найдите в тексте еще устаревшие слова или сочетания слов, например, «в чести». Вспомните и объясните его значение. Почему Юдалевич использует устаревшие слова? Описание площади – это постоянное соприкосновение старого и нового.

При видео звонке преподаватель рисует площадь на доске или большом листе бумаги и разделяет её схематически на два мира: старый и новый. Выписать все слова и образы, которые относятся к старому миру (верховой на лошади) и новому (трамвай, новые (имеется ввиду, здания)). Устаревшие слова поэт использует для создания старого мира площади. Все стихотворение в целом строится на противопоставлении. Это главная особенность.

Обращаю внимание студентов на то, что в тексте для обозначения взаимосвязи двух миров, поэт употребляет глагол «перемешался». Что означает этот глагол? Как Вы думаете, есть ли у этого глагола синонимы? Давайте посмотрим в словаре. Находим: перепутать, принять одно за другое, перемешать. Почему, на ваш взгляд, автор использует именно глагол «перемешался»?

Прочтите текст еще раз, найдите слова, предложения, в которых выражается отношение автора произведения к площади. Например, «веков прошедших здания, что до сих пор у нас в чести» (нужно объяснить что такое «быть в чести», то есть быть в почете, пользоваться уважением). Выражение, как мы уже не раз отмечали сегодня, является устаревшим и в наше время встречается только в поэтических текстах.

Обратите внимание на то, как отношение автора к площади проявляется и в описании природы. Найдите эти описания «на взгорье стройные березки стремятся греть своим огнем». Итак, как мы видим, что и от березок исходит тепло, они греют. Конечно, глагол «греют» употреблен в переносном значении (прямое – выделять тепло). Просто их цвет, скорее всего, имеет яркую окраску, похожую на пламя костра. В этих строчках особенно чувствуется теплое отношение автора к объекту описания, гордость за то, что такая площадь находится именно в его городе (см. первое предложение, глагол позавидовать), связью этого исторического места с известными людьми. Таково отношение автора.

Далее беседа по вопросам (вопросы рассчитаны на контроль усвоенных знаний): После чтения данного стихотворения вы захотели вернуться на площадь Демидова? Может быть, в первый раз увидеть? Почему? Что нового Вы узнали об этом месте? 3) Скажите ещё раз, кто написал стихотворение, с которым мы работали?  4) Что Вы запомнили об этом человеке? Кто он? 5) Скажите, с какой группой слов русского языка мы работали (устаревшие слова), назовите их. Остались ли слова, значение которых Вам до сих пор не ясно? 6) Вспомните, какой прием использует автор при описании площади (противопоставление)?

Этап 4. Завершающий этап урока. Подведение итогов. Повторение пройденного. Запись домашнего задания (5 – 10мин).

Преподаватель демонстрирует один круг, который называется Юдалевич, просит студентов представить, что это солнышко, которому нужно дорисовать лучики, при этом называя каждый из них, тем новым, что они узнали на занятии (это может быть, название произведения, ранее неизвестное студенту слово и т.д.).

Домашнее задание (демонстрируется отдельным слайдом), можно разослать задание студентам по электронной почте, заранее предупредив об этом. Подготовьте выразительное чтение произведения. С кем или с чем бы Вы сравнили Барнаул? Придумайте и запишите свои сравнительные обороты. С устаревшими словами составьте предложения (1-2). Подготовьте рассказ об одной из достопримечательностей города Барнаула (площади, памятнике, здании).

Таким образом, предложенное дистанционное занятие предполагает видео общение преподавателя и студента, лексическую работу, преодоление трудности, узнавание нового, приобщение к региональной литературе Алтайского края, прежде всего в плане обучения русскому языку как иностранному занятие направлено на усвоение новой лексики, на контроль понимания текста студентами и активизацию их речевых навыков и умений.

 

Используемая литература:

1. Анисимова И.Н., Петрова О.А. О важности краеведческих знаний при обучении русскому языку как иностранному (из опыта использования элементарного лингвокраеведческого материала в преподавании русского языка слушателям подготовительного отделения Чувашского государственного университета) // Вестник Чувашского университета. 2015. № 4. С. 223–227.

2. Барт М.В., Габова М.А. Дистанционные технологии в преподавании русского языка как иностранного в полиязычном образовательном пространстве // Многоязычие в образовательном пространстве. Ижевск. 2017. №9. С. 91–100.

3. Башарова Н.Ф., Фархетдинова Г.Д. Региональный компонент в преподавании русского языка как иностранного // Казанский педагогический журнал. 2018. № 1. С. 99–102.

4. Вострякова Н.А. Обучение китайских студентов восприятию лингвострановедческих текстов на уроках РКИ // Русский язык за рубежом. 2009. № 4 (215). С. 4–29.

5. Доминова Т.Н. Формирование лингвокраеведческой компетенции на материале историко-культурного пространства Санкт-Петербурга у иностранных студентов в процессе предвузовской подготовки: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб, 2013. 23 с.

6. Краснова Е.И., Абдрахманова Г.К., Пыхтина Ю.Г. Развитие лингвокраеведческой компетенции на занятиях по русскому языку как иностранному в региональном вузе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 11 (211). С. 53–58.

7. Пушко О.К. Региональный аспект лингвострановедения в преподавании РКИ // Россия в мировом сообществе: смысловое пространство диалога культур: мат-лы Международного форума «Восточный вектор миграционных процессов: диалог с русской культурой» (г. Хабаровск, 16–17 ноября 2016 г.). Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. С. 325–329.

8. Сенаторова О.А. Лингвострановедческий аспект преподавания русского языка как иностранного в региональном вузе (на материале лингвокультуры Владимирского региона): автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2003. 19 с.

 

. . . . . . .

technologi.site