Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Психологическая устойчивость в учебной деятельности

Дата публикации: 2020-08-10 15:09:00
Статью разместил(а):
Жигулин Андрей Алексеевич

Психологическая устойчивость в учебной деятельности 

Psychological stability in educational activities

 

Автор: Жигулин Андрей Алексеевич

кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», г. Воронеж, Россия.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru

Zhigulin Andrey Alekseevich

candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается психологическая устойчивость студентов в учебно-профессиональной деятельности как самостоятельный феномен, включающий в себя единое целое личностных характеристик и обладая качественной характеристикой функционирования, психологическая устойчивость проявляется в специфике содержания и общей направленности влияния на развитие параметров личности профессионала и учебной деятельности студентов.

Abstract: The article considers the psychological stability of students in educational and professional activities as an independent phenomenon, which includes a single whole of personal characteristics and having a qualitative characteristic of functioning, psychological stability is manifested in the specifics of the content and general direction of influence on the development of personality parameters of professional and educational activities of students.

Ключевые слова: личность, студент, психология, психологическая устойчивость, учебно-профессиональная деятельность.

Keywords: personality, student, psychology, psychological stability, educational and professional activities.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки. 

 

Структура психологической устойчивости и сообразность ее проявления зависят от содержания учебно-профессиональной деятельности. Она представляет собой сложное образование, включающее в себя личностные характеристики, психические состояния, когнитивные и поведенческие аспекты, которые формируют контур, определяющий базовые подструктуры. Структура психологической устойчивости организована в двух плоскостях: иерархической (вертикальной) и горизонтальной. Установление иерархических отношений по вертикали проявляется между конструктами в зависимости от преобладания выделенных категорий и выраженности контура психологической устойчивости. Установление горизонтальных взаимосвязей заключается в объединении выделенных характеристик в конструкты и их последующей интеграции в базовые подструктуры.

Влияние психологической устойчивости на личность проявляется в функциональных закономерностях. Одной из закономерностей является сквозной характер психологической устойчивости в системах саморегуляции и самоуправления. Другая закономерность заключается в развитии когнитивной функции. В психологической устойчивости она проявляется в стабильности когнитивных структур личности: когнитивной сложности и понятийной дифференцированности, направленных на познание внешнего мира, расширение сферы учебно-профессионального опыта студентов и развитие положительного отношения к его будущей профессиональной деятельности.

Регулятивная функция психологической устойчивости проявляется в развитии системы саморегуляции и самоуправления в учебно-профессиональной деятельности. Мотивационная функция психологической устойчивости обнаруживается в высоком уровне притязания и типичных реакциях на успех и неуспех в учебно-профессиональной деятельности. Психологическая устойчивость является компонентом, объединяющим данные функции, поддерживает и восстанавливает в случае необходимости процесс адаптации и обучения в учебно-профессиональной деятельности, оказывает положительное воздействие на активность студента [1].

Личностные компоненты психологической устойчивости являются внутренними источниками ее детерминации. Психологическая устойчивость определяется структурой личностных характеристик, которые образуют две группы: характеристики, созидающие устойчивость, и характеристики, определяющие потенциал устойчивости. Наиболее значимым фактором структуры личностных детерминант психологической устойчивости является деятельностная тревожность, которую необходимо учитывать в прогнозных результатах как барьер, определяющий включенность механизма преодоления сопротивления перед началом выполнения задачи и интенсивность его возникновения.

Потенциал устойчивости определяется дискретным характером генезиса психологической устойчивости, который путем самопостроения и превращения в стабилизирующий комплекс накапливает устойчивые характеристики. Неравномерность генезиса психологической устойчивости определена степенью выраженности и спецификой изменения ее компонентов сообразно содержанию учебно-профессиональной деятельности.

Концепция развития психологической устойчивости студента в учебно-профессиональной деятельности позволяет сформировать единое представление о ее структуре, функциях и генезисе. Концептуальный подход к психологической устойчивости позволяет анализировать ее как системное явление, возникающее и функционирующее внутри разных систем учебно-профессиональной деятельности, способствующее развитию внутреннего устойчивого потенциала студента. Влияние психологической устойчивости на студента производится по типу связи подсистем, которые оказывают воздействие личностной подструктуры на формирование ее контура, что определяет устойчивое взаимодействие во всех сферах учебно-профессиональной деятельности.

Внутреннее содержание представляет собой внутреннее психическое неделимое, динамическое, когнитивное, поведенческое образование, составляющее основу базовых компонентов устойчивости, количественный и качественный состав которых обусловлен спецификой учебно-профессиональной деятельности. Технология реализации адаптивной модели развития психологической устойчивости студента в учебно-профессиональной деятельности способствует гармонизации ее структуры в соответствии с изменяющимся условиям образовательной среды [2].

Таким образом, психологическая устойчивость может рассматриваться как самостоятельный феномен, включающий в себя единое целое личностных характеристик и обладая качественной характеристикой функционирования, психологическая устойчивость проявляется в специфике содержания и общей направленности влияния на развитие параметров личности профессионала и учебной деятельности студентов.

 

Список литературы: 

1. Баландин М.М. Условия формирования психологической устойчивости / М.М. Баландин. – М., 2003. – 22 с.

2. Крупник Е.П., Лебедева Е.Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости / Е.П. Крупник, Е.Н. Лебедева // Психологический журнал. – 2000. – № 6. – С. 12-23.

 

. . . . . . .