Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Разновидность книг шафиитской школы и роль книги «Хашия аз-Заяди» среди ее последователей

Дата публикации: 2020-07-28 17:03:37
Статью разместил(а):
Салманов Магомед Салманович

Разновидность книг шафиитской школы и роль книги «Хашия аз-Заяди» среди ее последователей

A variety of books of the Shafi'i legal school and the role of the book "Hashiyat al-Zayadi" among its followers

 

Автор: Магомедов Магомед Абдулгамидович

Дагестанский исламский университет, г. Махачкала, Российская Федерация.

e-mail: Alargavani@mail.ru 

Magomedov Magomed Abdulgamidovich

Dagestan Islamic University, Makhachkala, Russian Federation,

e-mail: Alargavani@mail.ru 

 

Аннотация: В статье анализируется комментарий известного в исламском мире богослова XVII вв. Нуруддина аз-Заяди (умер в 1615 г.) к книге шейх уль-Ислама Закарии аль-Ансари «Фатх аль-Вахаб». Это один из первых комментариев, которые были написаны к книге Закарии аль-Ансари. Нуруддин аз-Заяди является одним из немногочисленных богословов, мнение которого в шафиитском мазхабе значимо. Он являлся учеником выдающихся богословов в истории Ислама: Ибн Хаджара аль-Хайтами, Шамсуддина и Шихабуддина Рамли и Шихаба Умайра аль-Булуси. Книга отличается тем, что в каждом разделе автор упоминает самое авторитетное мнение в раскрываемом вопросе, даже если это идёт вразрез с мнением его учителей и автора книги «Фатх аль-Вахаб».

Abstract: The article analyzes the commentary of a famous scientist in the Islamic world of the XVII century.  Nuruddin al-Zayadi (died in 1615) to the book of Sheikh ul-Islam of Zakaria al-Ansari “Fath al-Wahab”.  This is one of the first comments that were written to the book of Zakaria al-Ansari.  Nuruddin al-Zayadi is one of the few scholars whose opinion is significant in the Shafi'i madhhab.  He was a student of prominent scholars in the history of Islam: Ibn Hajar al-Khaitami, Shamsuddin and Shihabuddin Ramli and Shihab Umayr al-Bulusi.  The book is distinguished by the fact that in each section, the author mentions the most authoritative opinion on the issue that is being addressed, even if this contradicts the opinion of his teachers and the author of the book Fath al-Wahab.

Ключевые слова: Ислам; богословие; шафиитский мазхаб.

Keywords: Islam, theology, Shafi'i madhhab.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки. 

 

Введение.

В истории мусульманских богословов была принята практика комментировать и сокращать книги ранних богословов. Бывало даже, некоторые перефразировали книгу ранних алимов в стихотворном виде. Иногда ученик мог при жизни своего учителя написать комментарий к его книге, мог сокращать его труды или вовсе написать критический анализ книг учителя. Это было обычным делом для них. Можно сказать, все основные книги, написанные богословами факихами шафиитского мазхаба, получились именно таким образом.

Формирование основных книг шафиитского мазхаба.

Из биографии имама аш-Шафии известно, что он родился в городе Газе (современная Палестина), в малолетнем возрасте мать забрала его в Мекку, где он вырос и начал изучать азы ислама, а в двенадцатилетнем возрасте он отправился в Медину, после Медины – в Йемен, а затем – в Ирак. В Ираке имам аш-Шафии составил книгу «Аль-Худжа». Затем он отправился в Египет, чтобы учиться у Лейса ибн Саада и составил там книгу «Аль-Умм». Два ученика имама аш-Шафии – аль-Музани и аль-Бувейти – на основе этих и других книг имама аш-Шафии составили свой «Аль-Мухтасар».

После них пришёл имам аль-Харамейни Аль-Джувайни и собрал труды имама аш-Шафии и «Аль-Мухтасар» ученика имама аш-Шафии аль-Музани в одну книгу, назвав её «Нихаят аль-Матлаб».

Вслед за имамом аль-Харамейни пришёл его ученик, имам аль-Газали, и сократил книгу своего учителя «Нихаят аль-Матлаб», назвав сокращённый вариант «Аль-Басит», после и его сократил, превратив в «Аль-Васит».

Затем книгу «Аль-Васит» некоторые богословы сократили, а другие написали к ним свои комментарии.

Комментариев к «Аль-Васит» очень много, самые известные из них:

1. «Матлаб аль-Али» в 60 томах, принадлежащая перу ибн Руфата (умер в 710 г.х.).

2. «Аль-Мухит» в 16 томах, книга ученика имама аль-Газали Мухаммада бин Яхья ан-Найсабури (умер в 548 г.х.).

3. «Аль-Бахр-уль-Мухит», книга Ахмада бин Мухаммада аль-Каули (умер в 727 г.х.).

Некоторые богословы сократили книгу «Аль-Бахр аль-Мухит» Ахмада аль-Каули, и одна из этих сокращённых книг – «Джавахир аль-Бахри иль-Мухит».

Затем к книге «Джавахир аль-Бахри иль-Мухит» один из богословов написал комментарий под названием «Джавахир аль-Джавахир». К этим книгам есть очень много комментариев.

Вернёмся к книге «Аль-Васит». Как я говорил, её сокращали. Среди книг, которые являются сокращённым пересказом «Аль-Васита», есть следующие:

1. «Мухтасар аль-Иснави» принадлежит перу НурудДина аль-Иснави (умер в 721 г.х.).

2. «Аль-Ваджиз» принадлежит самому имаму аль-Газали.

Затем книгу «Аль-Ваджиз» имама Аль-Газали некоторые также сократили, а другие написали комментарии.

Среди комментариев к книге «Аль-Важиз» есть книги имама ар-Рафии «Шарху-ссагир» и «Фатх аль-азиз».

Далее, книга «Фатх аль-азиз» также была сокращена некоторыми богословами, к их трудам относятся:

1. «Равзату Талибин» имама Навави.

2. «Аль-Хави-ссагир» Абдул-Гаффара Кизвини.

Потом книгу «Равзату Талибин» некоторые также сократили, а некоторые написали к ней комментарии.

К трудам, которые получились благодаря сокращению книги «Равзату Талибин», относятся:

1. «Ар-Равза» ибн Мукри аз-Забиди, к которой Ибн Хаджар аль-Хайтами написал шарх под названием «Ан-Наим».

2. «Аль-Уббаб» имама аль-Музаджада, к которой Ибн Хаджар аль-Хайтами также написал шарх «Аль-И аб».

3. «Аль-Гунят» имама ас-Суюти.

Комментариев к «Равзату-т-Талибин» четыре, их авторами являются:

1. аль-Азраи.

2. аль-Аснави.

3. Ибн аль-Имад.

4. аль-Булкини.

Потом шейх аль-Ислам аз-Заркаши собрал воедино эти книги четырёх учёных и составил из них энциклопедию, которую назвал «Аль-Хадиму ли Равза».

А вторую сокращённую книгу (то есть «Аль-Хави ссагир») некоторые сократили ещё сильнее, а некоторые переложили в стихотворную форму.

К книгам, написанным в форме стихотворения (манзумат), относятся:

1. «Аль-Бахджат», принадлежащая перу ибн аль-Варди, шейх Закария аль-Ансари написал к ней два шарха: «Аль-Гурар-аль-Бахия» и «Аслю-ль-Гурар».

К сокращениям книги «Хави-с-Сагир» относится труд «Аль-Иршад» ибн Мукрия.

А к «Аль-Иршад» ибн Хаджар написал два шарха: «Аль-Имдад» и «Фатх аль-Джавад».

Я перечислил некоторые комментарии, которые составлены к мухтасару имама Газали «Аль-Ваджиз». К числу трудов, полученных благодаря сокращению «Аль-Ваджиза» имама Газали, относятся:

1. «Аль-Мухаррар» имама ар-Рафии.

2. «Ат-Таъжиз» ТаджуДина аль-Мусили (умер в 671 г. х.).

3. «Аль-Хуласат», её написал сам имам аль-Газали.

4. «Аль-Ибриз» Сираджу-д-Дина аз-Забиди.

После этого «Мухаррар» имама Рафии также прокомментировали и сократили.

К комментариям относится «Кашфу-ддурар» Шихабу-д-Дина ас-Санди (умер в 895 г.х.).

А к сокращениям относятся:

1. «Аль-Минхадж» имама Навави.

2. «Аль-Иджаз» ТаджуДина аль-Асфахиди.

Затем «Минхадж» также сократили, прокомментировали и перевели в стихотворную форму.

К сокращениям книги «Минхадж» относятся:

1. «Аль-Ваххадж» шейх аль-Ислама аль-Андалуси (умер в 745 г.х.).

2. «Манхаджу-ттулаб» шейха Закарии аль-Ансари.

Позже Закария аль-Ансари написал комментарий к своему «Манхаджу-ттулаб», назвав её «Фатх аль-Вахаб».

Таким вот образом и были написаны основные книги шафиитского мазхаба.

Как было ранее замечено, шейх аль-Ислам Закария аль-Ансари сократил книгу имама ан-Навави и назвал труд «Манхуджу Тулаб». Причину, побудившую его сократить книгу имама ан-Навави, он, к сожалению, в своей книге не раскрыл. Но можно сказать, что причиной послужило желание облегчить изучение этой книги начинающим ученикам, чтобы её легче было понять и выучить наизусть.

Через некоторое время знакомые попросили его написать комментарий к своему труду, так как у них возникли трудности с пониманием. Имам исполнил их просьбу и написал «Фатх аль-Вахаб» – комментарий к «Манхаджу Тулаб». В предисловии к ней он пишет:

«Ранее я сокращал книгу по фикху "Минхаджу Талибин", принадлежащую перу шейх уль-Ислама, имама Абу Закарии Яхьи Мухйиддина Навави, в труд под названием "Манхаджуль Туляб". Однако очень любимые и дорогие мне люди попросили меня написать к этой моей книге комментарий, в котором был бы раскрыт тайный смысл его слов, объяснено их значение и передана полноценно их суть. И я ответил им, написав этот комментарий под названием "Фатх аль-Вахаб би шархи Манхаджи Тулаб". Я прошу принести этой книгой пользу всем!".

Книга «Фатх аль-Вахаб» получила огромную популярность среди мусульман, её начали изучать в Египте, Сирии, Йемене и других мусульманских странах. Она была издана даже в Дагестане в типографии «Мавраев» Мухаммад-Мирзой Мавраевым. По этой причине учёные обратили свои взоры к этой книге, начали писать к ней комментарии. Самые известные на сегодняшний день – это четыре комментария:

1. «Мифтах аль Баб» шейх аль-Ислама Мухаммада бин Ахмада аль-Абду-ль-Бари аль-Ахдаля.

2. «Хашияту-Буджайрими» Сулеймана аль-Буджайрами.

3. «Хашият аль-Джамаль» Сулеймана Джамала.

4. Наконец, книга Нурудина Аз-Заяди «Хашияту Аз-Заяди».

Первые три изданы и очень популярны. Однако, к нашему большому удивлению, последний труд – комментарий Нурудина Аз-Заяди – всё это время пребывал в забвении, хотя по значимости ничем не уступает предыдущим. Нужно заметить, что предыдущие три книги в своих решениях ссылаются на комментарий Нурудина Аз-Заяди и часто цитируют его.

Из всех учёных, написавших комментарий к «Фатх аль-Вахаб», предисловие к книге есть только у Сулеймана Джамала (да смилуется над ним Аллах). Ни Сулейман Буджайрами, ни Нуруддин Аз-Заяди не написали предисловий.

Говоря о значимости книги «Фатх аль-Вахаб», Сулейман Джамал пишет следующее: «Одной из лучших книг, которые были написаны по науке фикха, является комментарий к книге "Манхуджу Тулаб" шейх уль-Ислама Закарии аль-Ансари, подобного которому ещё никто не додумался написать, и никто не надеялся совершить такое. Она ослепила всех мудрецов. Он привёл в ней нечто удивительное, вложил огромный смысл в кроткие слова, приблизил далёкий смысл при помощи уточняющих слов. Она соперничает с энциклопедиями, хотя невелика по объёму, и бросает вызов сокращённым книгам своим богатым содержимым. Также Сулейман Джамал пишет, что при составлении своего комментария он опирался и на комментарии Нурудина Аз-Заяди: «В своём комментарии я часто ссылаюсь на комментарии Аз-Заяди и Ибн Хаджара …».

Вот через такую цепочку и таким образом была написана книга Нуруддина Аз-Заяди.

Книга Нуруддина аз-Заяди.

Можно выделить две отличительные черты книги Нуруддина аз-Заяди:

1. Эта книга, по мнению известного исследователя шафиитского мазхаба Мухаммада ибн Сулеймана аль-Курди (умер в 1194 г.х.) и других, входит в число тех книг, из которых при разногласиях выносится фетва. В своей книге «Аль-Фаваиду Аль-Мадания» Мухаммад ибн Сулейман аль-Курди пишет: «По моему мнению, нельзя выносить фетву, противоречащую мнению Ибн Хаджара и Ар-Рамли, более того, не допускается противоречие тому, что они привели в своих книгах "Тухфат аль-мухтадж" и "Нихаят аль-мухтадж". Исключение делается для тех случаев, когда ни один из них не затрагивал вопрос, по которому необходимо вынести фетву. В таком случае фетва выносится на основании мнения шейх уль-Ислама Закарии Аль-Ансари, далее фетва даётся согласно словам Аль-Хатиба Аш-Ширбини, затем берутся слова Нуруддина аз-Заяди, затем слова "Хашия Ибн Касима", затем фетва даётся словами "Хашия Умайра", после него идёт "Хашия Аш-Шабрамалиси", затем "Хашия Аль-Халяби", далее идут слова "Хашия Аш-Шавбари", потом идёт "Хашия Аль-Инани"».

2. В данной книге Нуруддин Аз-Заяди делает тарджих (то есть отдаёт предпочтение), особенно между мнением Ибн Хаджа Аль-Хайтами, который являлся его учителем, и мнением имама Ар-Рамли.

Почему я сделал акцент на Ибн Хаджаре и имаме Ар-Рамли? Потому что шафиитский мазхаб прошёл пять этапов развития:

1. Основание мазхаба.

2. Передача мазхаба.

3. Фиксирование и расширение второстепенных вопросов мазхаба.

4. Период редакции мазхаба, которая была осуществлена двумя имамами – ар-Рафии и ан-Навави – в их книгах.

5. Укрепление мазхаба, которое произошло благодаря усилиям двух великих факихов – Ибн Хаджара аль-Хайтами и Шамсуддина ар-Рамли.

Общее мнение Ибн Хаджара и ар-Рамли в вопросах, которые не были исследованы ранее, является фундаментальным в шафиитском мазхабе. Поэтому их разногласия играют очень важную роль в шафиитском мазхабе.

Таких мест, где Нуруддин Аз-Заяди делает тарджих в той части книги, которую я исследую (то есть от начала до конца «китабу джаназа»), семьдесят одно. Приведу несколько:

1. В разделе о тех действиях, которые портят омовение, он приводит мнение Ибн Хаджара, согласно которому, если некто сообщит человеку, что его тронула женщина, или что он пустил воздух, когда спал мутамаккином (это положение, в котором человек спит сидя, устроившись ягодицами на земле так, что воздух не может выйти), он должен поверить в то, что ему говорят, и обновить омовение. Но Нуруддин Аз-Заяди говорит, что согласно более весомому мнению в этом вопросе, он не должен обращать внимание на слова этого человека и, соответственно, не должен возобновлять омовение.

2.  В разделе шариатских решений относительно женских выделений Закария аль-Ансари приводит мнение учёных, которые говорят, что женщине во время менструации нельзя трогать область между пупком и коленями мужа. Однако Нуруддин Аз-Заяди говорит, что это дозволено, если муж разрешает жене трогать его.

3.  В разделе о намазе Закария аль-Ансари приводит мнения, которые говорят, что хлопать в ладоши запрещено в Исламе, однако Аз-Заяди, ссылаясь на имама Ар-Рамли, говорит, что это не является запрещённым.

4.  В разделе о желательных намазах Закария Аль-Ансари приводит мнения, которые говорят, что таравих-намаз, совершаемый в месяц Рамадан, лучше ратибат-намазов, совершаемых до и после обязательных намазов. Однако Аз-Заяди говорит, что согласно более правильному мнению, ратибат-намазы лучше, чем таравих-намазы.

Стоит также отметить, что имам Буджайрами в своём комментарии к «Фатх аль-Вахаб» часто отдаёт предпочтение мнению Нуруддина Аз-Заяди перед мнением его учителя Ибн Хаджара аль-Хайтами.

Заключение.

С каждым днём интерес к наследию ислама возрастает, исследуются и переиздаются книги величайших умов исламской уммы, одним из которых является Нуруддин аз-Заяди. Труды Нуруддина аз-Заяди заняли такое почётное место в шафиитском мазхабе, что ни одна книга не обходится без ссылки на него. Надеемся, что мы не станем последними из тех, кто возродит его наследие.

 

Литература: 

1.  Джаъфар бин Сайид Аль-Барзанджи. Ильтикатуль Дурар мин натаиджи рихляти ва сафар. Дар аль-Кутуби аль-Ильмия. 2012. 592 с. (На араб. яз)

2. Мухаммад бин Сулайман аль-Курди. Аль-Фаваид Аль-Мадания. Дар Ан-Нуру Ас-Сабах. 2011. 512 с. (На араб. яз.)

3. Ахмад бин Мухаммад аль-Хайтами. Аль-Фатава аль-Фикхияти аль-Кубра. Дамаск-Бейрут; Дар. аль-Мактабату-ль-Исламия; 2002.1944. (На араб. яз.)

4. Ахмад Майкари Шумайля аль-Ахдал. Сулямуль Мутааллимиль Мухтаджи. Джидда; Дар аль-Минхадж; 2005 г. 712с. (На араб. яз.).

5. Имам Навави. Минхаджу Талибин. Джидда; Дар аль-Минхадж; 2005 г. 712с. (На араб. яз.).

6. Ибрахим бин Мухаммад аль-Баджури. Хашият аль-Баджури аля шархи Ибн Касим аль-Иззи. Джидда; Дар аль-Минхадж; 2016 г. 3251с. (На араб. яз.).

 

. . . . . . .