Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Ханафитская школа и книга Ибрахима Халаби «Халаби кабир»

Дата публикации: 2020-06-10 10:57:47
Статью разместил(а):
Бадретдинов Рамис Ринатович

Ханафитская школа и книга Ибрахима Халаби «Халаби кабир»

Hanafi law school and the book of Ibrahim Halabi “Halabi Kabir”

Автор:

Бадретдинов Рамис Ринатович

Болгарская исламская академия, г. Болгар, Республика Татарстан, Россия.

e-mail: badrra1994@gmail.com

Badretdinov Ramis Rinatovich

.Bolgar Islamic academy, Bolgar city, Republic of Tatarstan, Russia

e-mail: badrra1994@gmail.com

Аннотация: В данной статье раскрывается значение ханафитского мазхаба для мусульман планеты. Повествуется насколько широко он распространился среди мусульман, и какую имеет важность для них. Так же упоминается одна из книг ханафитского мазхаба, которая служила одной из опор для ученых этой правовой школы.

Abstract: this article reveals the significance of the Hanafi madhhab for the Muslims of the planet. It tells how widely it spread among Muslims, and how important it is for them. One of the books of the Hanafi madhhab, which served as one of the pillars for scholars of this law school, is also mentioned.

Ключевые слова: ханафитский мазхаб, Ибрахим Халаби, Халаби кабир, фикх.

Keywords: hanafi madhhab, Ibrahim Halabi, Halabi Kabir, fiqh.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

 

На сегодняшний день в мире успешно утвердились и распространились четыре суннитские школы: ханафитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская. Наибольшее распространение среди этих школ получила ханафитская школа.

Ханафитский мазхаб возник в Ираке, и во времена правления Аббасидов считался официальным мазхабом Абассидского государства. Наибольшее распространение мазхаб получил в восточных частях халифата, в Хорасане и Мавераннахре (междуречье). Большинство известнейших ученых ханафитского толка были уроженцами этих земель. Так же до V века хиджры, ханафитский мазхаб соседствовал с маликитским мазхабом в Магрибе (Западная Африка). И хотя после ухода Аббасидов ханафитский мазхаб и утратил свои главенствующие позиции, но с возникновением Османской империи он снова получил распространение.

Сегодня ханафитский мазхаб преобладает на территории Афганистана, Пакистана, Средней Азии, Турции, Албании, Боснии и Герцеговины, Греции, Болгарии и России. Так же приверженцы ханафитского мазхаба есть в Сирии, Йемене и Хиджазе. Мусульмане России в большинстве практикуют ханафитский мазхаб. Профессор, специалист Кувейтской Энциклопедии исламского права Ахмад Хаджи аль-Курди, во время приезда в Казань отметил, что 60% населения мусульманского мира практикуют ханафитский мазхаб в своей повседневной практике ислама. В 90-е годы называли еще больше число – 83%. Когда мы говорим о повседневной практике, то в первую очередь мы имеем ввиду совершение обязательной пятикратной молитвы.

Правила совершения молитвы и необходимость соблюдения условий для ее действительности в разное время становилось темой трудов представителей элиты ханафитской школы. Наиболее широкое распространение на территории России получили: труд имама Аль-Маргинани «Аль-Ихтияр», комментарий имама Аль-Кудури к сочинению «Аль-Китаб» под названием «Аллюбаб», а также основополагающий субкомментарий выдающегося ханафитского ученого Ибн Абидина «Хашия Ибн Абидин аля дурар аль-мухтар». При исследовании субкомментария Ибн Абидина интерес вызвал тот факт, что он очень часто ссылается на труд «Гуняту аль-Мутамалли фи шарх муняту аль-Мусалли», который более известен как «Халаби Кабир», автором которого является Ибрахим аль-Халаби.

В последующем было обнаружено, что данный труд, представляющий собой большую ценность в повседневной практике каждого ханафита, является неизученным и неизданным в свет. Книга "Халаби Кабир", по своей значимости в иерархии правовых сочинений ханафитского мазхаба, занимает одно из важных мест, это подтверждает тот факт, что авторитетные богословы опираются на нее как на один из самых достоверных источников. Одной из особенностей, которая вызвала еще больший интерес является то, что в данной книге упоминаются утерянные труды по ханафитскому фикху.

В своих трудах Ибрахим аль-Халаби опирается более чем на 30 книг. Особого внимания заслуживает широта и разнообразие задействованных тем. Автор «Гуняту аль-Мутамалли фи шарх муняту аль-Мусалли», которая более известна как «Халаби Кабир» в своих заключениях часто ссылается на мнения богословов ханафиитской школы, также периодически приводятся мнения богословов и других школ (мазхабов) и богословов, занимающихся исламским источниковедением и его методологией, грамматикой, стилистикой арабского языка, Корана, науками хадиса и исламской теологической догматикой, таких как Абу-Юсуф, Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани и многие другие.

Данный факт дает право утверждать, что более глубокое и подробное изучение классических трудов ханафитской правовой школы, а в частности "Халаби Кабир", даст сегодняшним мусульманам России и не только, более подробную информацию о вопросах, с которыми они сталкиваются на протяжении всей своей жизни, а также поможет в возрождении утерянных трудов ханафитской правовой школы.

 

. . . . . . .