Профессиональное самоопределение специалиста
Профессиональное самоопределение специалиста
Professional self-determination of a future specialist
Автор: Жигулин Андрей Алексеевич
кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», г. Воронеж, Россия.
e-mail: zhigulin1980@yandex.ru
Zhigulin Andrey Alekseevich
candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.
e-mail: zhigulin1980@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматривается профессиональное самоопределение будущего специалиста как показатель сформированности его активной гражданской позиции, где основную роль в формировании потребности в выборе профессии играет выявление критериев и показателей готовности к профессиональному самоопределению.
Abstract: The article considers the professional self-determination of a future specialist as an indicator of the formation of his active citizenship, where the main role in shaping the need for choosing a profession is played by the identification of criteria and indicators of readiness for professional self-determination.
Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, гражданская позиция.
Keywords: self-determination, professional self-determination, citizenship.
Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.
В современных реалиях гражданское воспитание рассматривается как целенаправленный, нравственно обусловленный процесс укрепления ответственности субъекта за нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие личностью собственных творческих профессиональных способностей, их реализацию в интересах эффективного, стабильного развития общества, государства и достижения личного жизненного успеха. Мы считаем, что формирование активной гражданской позиции является актуальной задачей для всей системы образования, и в частности для профессионального самоопределения будущего специалиста, как одного из основных направлений деятельности образовательной организации. Это обусловлено тем, что деятельность обучающихся должна быть обращена на выполнение социального заказа общества и требований государства: формирование субъекта с демократической культурой, способного к инновациям, профессиональному и социальному творчеству, умеющего действовать в интересах личности, общества и государства в целом.
Гражданское воспитание призвано сформировать у обучающихся чувство ответственности за судьбу государства и общества, проявленное в стремлении посвящать свой труд укреплению могущества и величия Родины. Именно ответственное отношение к труду, уважение к людям труда, осознанный выбор профессии, рабочего места характеризуют молодого человека как профессионала и гражданина.
Целью профориентационной работы является формирование субъекта профессионального самоопределения, обладающего профориентационной компетенцией, которую мы определяем как совокупность знаний о профессиональных областях, возможностях их освоения, их месте и значении в свете актуальных тенденций развития общества; наличие уже сформированных навыков и умений, позволяющих продолжить образование (или начать деятельность) в той или иной профессиональной сфере; способность реально оценить свои возможности и готовность осваивать соответствующую профессиональную область; а также наличие мотивации к развитию профессионально значимых качеств и компетенций и потребности в профессиональной самоидентификации.
По мнению Н.С. Пряжникова, главной целью профессионального самоопределения является постепенно сформировать у обучающегося внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного), а одной из задач профориентации по его мнению является помощь обучающемуся стать полноценным гражданином, реализующим свои таланты через выбранную профессию на благо общества [4, с. 202].
Большое внимание должно уделяться развитию мотивации достижения, т.к. соответствие мотивов деятельности ее целям благоприятствует развитию личности. Включаются такие характеристики, как активная личностная позиция, самокритичность, умение творчески использовать опыт, смысл жизни, грамотность и культура, ценностные ориентации, стремление к саморазвитию, уровень субъективного контроля [3, с. 1224].
Профессиональное самоопределение, ориентация обучающихся на выбор свой будущей профессии – основные показатели готовности к продолжению обучения, построению карьеры и осуществлению своей активной гражданской позиции. В связи с этим мы рассматриваем профессиональное самоопределение как показатель сформированности активной гражданской позиции обучающихся.
Основную роль в формировании потребности в выборе профессии играет выявление критериев и показателей готовности к профессиональному самоопределению. Основную роль играет критерий максимальной осведомленности о профессии и путях ее получения.
Следующим критерием является уровень самопознания обучающегося. На данном этапе необходима помощь психолога, который после проведения серии исследований с помощью тестирования и анкетирования, бесед с обучающимся, даст ему достаточно полную и объективную информацию о его профессионально значимых качествах и путях самореализации. Важным критерием обоснованного выбора является осознание обучающимся общественной значимости труда, т.е. сформированность отношения к труду как к жизненной ценности [1, с. 88].
Профессиональный выбор рассматриваем как показатель сформированности гражданской позиции обучающегося, что выражается в ориентации на профессиональный труд, выбор профессионального будущего, готовность к продолжению обучения.
Гражданская позиция как элемент правового сознания личности; как сложно структурированного слоя правосознания, объединяющего в себе духовный комплекс чувств, настроений, эмоций, переживаний, иллюзий, воли, фантазии, воображения, совести, интуиции, массовидных психологических стереотипов юридического поведения и формирующегося в результате не только отражения правовой действительности, но и ее творческого созидания [2, с. 32].
Несмотря на то, что в динамике лет наблюдается повышение удовлетворенности участников образовательных отношений профориентационной работой по итогу сформированности профессионального самоопределения выпускников можно сделать вывод о необходимости совершенствования системы работы в данном направлении.
В настоящее время ведется комплексная работа по преобразованию профориентационной работы образовательных учреждений с учетом современных технологий профориентации и электронных ресурсов учреждения.
Список литературы:
1. Авторская профориентология / С.И. Вершинин, М.С. Савина. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 176 с.
2. Жигулин А.А. Психологические аспекты правосознания // Научно-исследовательские публикации. – Воронеж, 2014, № 2(6). – С. 29-37.
3. Жигулин А.А. Акмеологический потенциал педагога как основа его профессионального самоопределения // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. Серия «Общественные науки». – Пенза, 2012. – № 28. – С.1223-1225.
4. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: Академия, 2008. – 320 с.