Понятие правовой компетентности

Дата публикации: 2020-05-08 09:36:14
Статью разместил(а):
Жигулин Андрей Алексеевич

Понятие правовой компетентности

The concept of legal competence

 

Автор: Жигулин Андрей Алексеевич

кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», г. Воронеж, Россия.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru 

Zhigulin Andrey Alekseevich

candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается правовая компетентность как свойство личности, основанное на правовых ценностях, отражающее ее готовность и способность применять систему правовых знаний и умений в процессе социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на выполнение этой деятельности.

Abstract: The article considers legal competence as a personality trait, based on legal values, reflecting its willingness and ability to apply a system of legal knowledge and skills in the process of social and legal activity, allowing the individual to mobilize to perform this activity.

Ключевые слова: компетентность, правовая компетентность, личность.

Keywords: competence, legal competence, personality.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

 

Государственная политика должна быть направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения, правопорядка, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

Компетентность это владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Исследователями установлена компонентная структура компетентности. В структуре компетентности содержатся компоненты: когнитивный (познавательный), проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский.

Профессор И.А. Зимняя выделяет следующие структурные компоненты компетентности: когнитивный, мотивационный, поведенческий, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой. Исследования В. Васильева, Т. Давыденко позволяют выделить компоненты: мотивационно-ценностный; когнитивно-деятельностный; личностно-рефлексивный. Е.А. Гришина, Л.М. Матвиенко в структуре компетентности выделяют когнитивный, мотивационный, деятельностный компоненты. Значительное разнообразие структурных компонентов компетентности свидетельствует об объективной сложности этого феномена.

Таким образом, исследователи выделяют в структуре компетентности когнитивную, мотивационную, деятельностную составляющую [2, с. 43].

Когнитивный компонент содержит знания в той или иной области, которые приводят к личностной самореализации человека. Мотивационный компонент является совокупностью потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, направленность на реализацию определенных способностей, действий. Деятельностный компонент содержит умение использовать свои знания в практической деятельности; строить план, предвидеть её результаты; осознавать и обосновывать выполняемые действия, переносить знания в новую ситуацию, а так же осуществление практической готовности по совершению какой-либо деятельности.

С точки зрения кометентностного подхода, в образовательном процессе формируются ключевые компетентности. Наиболее распространенной сегодня является точка зрения которой выделяются следующие ключевые компетентности, формируемые у личности:

- коммуникативная компетентность, включающая готовность и умение вступить в общение, знание особенностей формального и неформального общения; умение конструктивно разрешить конфликты; навыки публичного выступления и письменной речи; опыт взаимодействия с различными группами, умение строить партнерские отношения, умение работать в команде;

- правовая компетентность, предполагающая знание обязанностей прав и свобод человека и гражданина, умение их реализовывать в различных жизненных ситуациях; умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами; способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию; умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;

- информационная компетентность включающая в себя способность ориентироваться в информационном потоке, находить и перерабатывать информацию, владеть новыми информационными и мультимедийными технологиями; способность к критическому отношению к информации;

- компетентность деятельности предусматривающая знание средств и способов деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование [1, с. 169].

Таким образом, правовая компетентность является одной из ключевых компетентностей. Правовую компетентность следует рассматривать как «совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, которые реализуются в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества».

Правовое обучение – это способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания. Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения [3, с. 34].

Целью правового воспитания и выступает сформированная правовая компетентность. Основная задача правового воспитания – это привитие подростку осознанного стремления к правомерному поведению.

Таким образом, под правовой компетентностью понимается свойство личности, основанное на правовых ценностях, отражающее ее готовность и способность применять систему правовых знаний и умений в процессе социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на выполнение этой деятельности. В структуре правовой компетентности выделяется три основных компонента: когнитивный, мотивационный, деятельностный.

 

Список литературы: 

1. Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор. – М., 2003. – 273 с.

2. Жигулин А.А., Полянская Н.В. Теоретико-методологические основы исследования и развития правовой компетентности специалиста среднего профессионального образования неюридического профиля: Монография. – Воронеж: ООО «ВЦНТИ», 2011. – 63 с.

3. Жигулин А.А. Психологические аспекты правосознания // Научно-исследовательские публикации. – Воронеж, 2014, № 2(6). – С. 29-37.