Жизнь и творчество Нуруддина аз-Заяди

Дата публикации: 2020-04-26 06:57:23
Статью разместил(а):
Магомедов Магомед Абдулгамидович

Жизнь и творчество Нуруддина аз-Заяди 

The life and work of Nuruddin al-Zayadi

 

Автор: Магомед Абдулгамидович Магомедов

Болгарская исламская академия, г. Болгар, Россия,

E-mail: Alargavani@mail.ru

Magomedov Magomed Abdulhamidovich

Bulgarian Islamic Academy, Bolgar, Russia,

E-mail: Alargavani@mail.ru

 

Аннотация: В статье предпринята попытка раскрыть важнейшие аспекты жизни и творчества известного исламского учёного XVII вв. Нуруддина аз-Заяди (умер в 1615 г.). В ней продемонстрированы социокультурные связи с авторитетными представителями религиозной науки того времени, и исследованы некоторые труды учёного богослова. К сожалению, несмотря на тот факт, что арабо-мусульманская исследовательская литература довольно обширна, жизнь и творчество Нуруддина аз-Заяди недостаточно изучены, хотя его влияние на развитие фикха в шафиитском мазхабе велико. В своей статье автор постарался пролить свет на жизнь Нуруддина аз-Заяди и его труды, доказывающие важность и актуальность данного исследования.

Abstract: The article attempts to reveal the most important aspects of the life and work of the famous Islamic scholar of the XVII century Nuruddin al-Zayadi (died in 1615).  It demonstrates the sociocultural ties with authoritative representatives of religious knowledge of that time and explores some of the works of the scholar.  Unfortunately, given the fact that there are extensive Arab-Muslim research literature, the life and work of Nuruddin al-Zayadi is not well understood. Although the influence of his activities on the development of fiqh in the Shafi'i madhhab is great. In this article, the author tried to focus on the life of Nuruddin al-Zayadi and his works, proving the importance and relevance of this study.

Ключевые слова: Ислам; шафиитский мазхаб; Нуруддин Аз-Заяди.

Keywords: Islam, Shafi'i madhhab, Nuruddin al-Zayadi.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

Введение.

Всевышний Аллах избрал общину Пророка Мухаммада среди всех прочих, сделав её лучшей общиной, существовавшей на этой земле. Среди этой общины он почтил Мухаммада, сделав его Своим Посланником, который будет доводить до людей Его законы и устанавливать на земле мир. После Пророка Мухаммада он поставил учёных, дабы призывать людей к истине и спасти их от вечного наказания. В хадисе, приводимым Абу Давудом, говорится:

«Учёный превосходит поклоняющегося так же, как луна превосходит остальные небесные тела в ночь полнолуния. Учёные – наследники пророков. Пророки оставляют в наследство не золото и серебро, а знания. Кто добудет их, тот получит огромный удел»[1].

Пророки оставляют в наследство не богатство, а полезные знания и работу, которую они выполняли, то есть наставление людей на путь истины с чистым намерением. Согласно данному хадису, эту работу выполняют учёные, которые являются наследниками пророка, самыми почётными и заслуживающими уважения рабами Аллаха.

Одним из таких феноменальных учёных, который внёс колоссальный вклад в развитие Ислама и, в частности, шафиитского мазхаба, является Нурруддин аз-Заяди. Он один из учёных, внёсших вклад в кодификацию исламской науки. Безусловно, Нуруддин аз-Заяди – специалист в области фикха, один из тех, кто больше остальных повлиял на поздний период развития шафиитского мазхаба, его книги уже при жизни стали классикой, по которой преподают.

Имя и происхождение.

Полное имя имама — Али Бин Яхья аз-Заяди аль-Мисри аш-Шафии аль-Ашари. Он известен как Нуруддин аз-Заяди и Ан-Нур аз-Заяди. Родился в селении Заяд – одной из деревень под городом Саманнудом (Себеннит), аффилированной с мухафазой Гарбия в Арабской Республике Египет. Отсюда и появилось в его имени указание на территориальную принадлежность – «аз-Заяди», что означает «из селения Заяд».

Рождение и детство.

Он родился в ночь на пятницу месяца Раби аль-Авваль. Однако после длительного исследования нам, к великому сожалению, не удалось найти точную дату его рождения. В книге «Лутф ас-самар ва катф ас-самар» авторства Наджмуддина аль-Газзи написано, что он умер, когда ему было 98 лет. Если вычесть эту цифру из года его смерти, получится 928, то есть мы можем предположить, что он родился приблизительно в этом году по хиджре. О его семье почти ничего не известно, так как ни один биограф Нуруддина аз-Заяди ничего не писал о ней.

Личные качества.

Аллах наделил Нуруддина аз-Заяди прекрасным уделом, мягкостью, скромностью и благим нравом. Он бережно относился к распространению Сунны и возвышению предписаний исламского шариата, был противником нововведений и еретических идей. Всегда открыто говорил истину, не боялся при этом упрёка порицающих и не принимал никаких искажений. Он не переносил порицаемых вещей и не знал, что такое угождение кому-то в религии. Он полностью был погружён в изучение наук, их преподавание и вынесение фетв. После каждого урока он садился у входа в магазин, который был расположен рядом со входом в мечеть Аль-Азхар, чтобы отвечать на вопросы людей.

Становление и жизнь учёного.

Нуруддин аз-Заяди с детства начал поиски знаний у себя на родине, в Египте. Это было время, когда искатели знания из разных уголков земли приезжали туда для обучения в самом престижном медресе Аль-Азхар. Аль-Азхар — самое крупное мусульманское учебное заведение того времени. Оно являлось колыбелью всех известных и признанных учёных. Учиться там в тот период означало получить фундаментальное суннитское образование. Там преподавали науки по всем областям, начиная от арабского языка и логики до комментариев к Корану. Жажда знаний не давала ему покоя. Так, он выехал из Египта за знаниями даже в Мекку, где встретился с Ибн Хаджаром аль-Хайтами и вступил под его опеку.

После обучения он получил от своих учителей разрешение (иджаза), удостоверяющее, что он овладел этими науками и может преподавать их. Так он начал преподавать в самом Аль-Азхаре, и главенство в знаниях в Египте, как пишет Наджмуддин аль-Газзи, перешло к нему, и многие говорили, что нет ни одного учёного, который не был бы в долгу перед аз-Заяди.

Его уроки посещали крупные учёные того времени. Они слушали его с особым вниманием. Люди садились вокруг него; в первом круге сидели превосходные, затем следующие по степени и так далее. Он сам иногда говорил, что-такой-то должен сидеть в первом кругу, а такой-то – во втором, и так распределял присутствующих по степени их знаний. Также у него был работник, который усаживал людей на их места.

Его учителя.

Нуруддин аз-Заяди, как мы писали ранее, учился у самых известных учёных того времени. Вот некоторые из них:

1. Ибн Хаджар аль-Хайтами. Имам родился в конце 909 года по хиджре в местности Абу Хайтам в Египте. Он был имамом шафиитов того времени. «Ибн Хаджар» – это не имя, а прозвище, полное его имя – Ахмад ибн Мухаммад ибн Али ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки аль-Ансари аш-Шафии аль-Ашари. Он учился у таких известных учёных, как шейх аль-Ислам Закария аль-Ансари, Абдуль-Хакк ас-Синбати, Шихабуддин ар-Рамли. Он является автором известной книги по шафиитскому фикху «Тухфат аль-Мухтадж би шарх аль-Минхадж». Абдуллах аш-Шаркави (1208–1227 гг. х.), который являлся шейх аль-Азхаром в своё время, пишет о нём следующее: «Шихабуддин ибн Хаджар – великий учёный, исследователь, отшельник, смиренный и великодушный человек, аскет, житель почтенной Мекки. Он получил знания у группы шейхов Ислама в Египте. Они дали ему разрешение издавать фетвы и преподавать. Затем он преподавал, издавал фетвы в университете Аль-Азхар и землях Хиджаза. Благодаря ему множество людей получили пользу. Он составил ряд полезных книг по фикху и усулю» [2]. Он завершил свой жизненный путь в 973 году по хиджре в возрасте 64 лет.

2. Шихабуддин ар-Рамли – имам, великий ученый, знаток, шейх Ислама и мусульман. Учился у Закарии аль-Ансари. Имам Шаърани говорит о нём следующее: «Он был аскетичным богобоязненным учёным. Имел хорошее мнение о людях в целом и о суфиях особенно. Очень красиво отвечал на критику в адрес суфиев, приводил от них интересные рассказы. К нему перешло главенство в шариатских науках того времени. При его жизни все шафиитские учёные в Египте были его учениками. Не найдётся  при жизни имама Шаърани учёного шафиита, который не был бы его учеником или учеником его ученика» [3]. Его перу принадлежат такие книги, как «Шарху Зубад» и «Фатава». Он покинул этот бренный мир в 957 году по хиджре;

3. Шамсуддин ар-Рамли. Родился в 919 г. х. в деревне Рамла, неподалёку от местечка Мануфийя в Египте, в семье известного шафиитского факиха и муфтия, Шихабуддина ар-Рамли. Его учителями (включая его отца) были: шейх аль-Ислам Закария аль-Ансари и аль-Хатиб аш-Ширбини. После смерти отца Шамсуддин стал главным шафиитским муфтием в Египте. Он покинул этот мир в 1004 г. х. в Каире.

4. Шихабуддин Ахмад Умайра аль-Бурлуси. Родился в 957 г. х. Учился у таких известных учёных, как Абдуль Хак ас-Синбати, Бурхан бин Аби Шариф и Нуруддин аль-Махалли. Имам Шаърани пишет, что он не переставал обучать людей, даже когда был болен и находился при смерти [4]. Его перу принадлежит известный во всём мире комментарий к труду «Канз Рагибин» имама Махали.

5. Абуль Хасан Мухаммад бин Мухаммад Джалалуддин аль-Бакри ас-Сиддики аль-Мисри – один из видных представителей классического суфизма, и исследователь шариатского права в шафиитском мазхабе. Родился в 898 г. х. Перу Абуль Хасана аль-Бакри принадлежит большое количество научных трудов, из которых следует выделить «Тафсир Аль-Бакри», «Хадил мухтаж иля шархиль минхаж», «Хадил мудакик лиибаратиль мухаккик». Он покинул этот бренный мир в 952 г. х. в Каире и похоронен там же.

Его ученики.

У Нуруддина аз-Заяди было огромное число учеников. Большинство из тех, кто после стал опорой исламского шариата, были его учениками. К ним относятся:

1. Ибрахим Ал-Лакани. Известный учёный маликитского мазхаба, суфий. Его полное имя: Ибрахим бин Ибрахим бин Хасан ал-Лакани по прозвищу Бурхануддин. Родился в Египте. Является автором широко известного произведения по вероубеждению Ахлю сунна валь Джамаа «Джавхарату Тавхид». Умер в 1041 г. х., когда возвращался из хаджа.

2. Али Аль-Халаби – историк, литератор, Абуль Фарадж Нуруддин Али бин Ибрахим бин Ахмад Аль-Халаби. Родился в городе Алеппо в 975 г.х. Автор комментария к труду «Канзу Рагибин» имама Махали. Умер в 1044 г. х. и похоронен в Египте.

3. Мухаммад аш-Шавбари. Его полное имя – Мухаммад бин Ахмад аш-Шавбари аш-Шафии аль-Мисри, был более известен как «Младший имам Шафии». Родился в 977 г. х. Автор многочисленных полезных комментариев, к примеру, комментария к труду «Шарх Тахриру Любаб», а также к сборнику сорока хадисов имама Навави и т. д. Он покинул этот мир в 1069 г.х..

4. Али Шабрамаллиси. Его полное имя – Али бин Али Шабрамаллиси аш-Шафии аль-Каири. Родился в 997 г. х. Является учителем известного ханбалитского учёного Мухаммада аль-Бахути, автором одного из самых известных комментариев к книге имама ар-Рамли «Нихаят аль-Мухтадж». Покинул этот мир в 1087 г.х.

Стоит особо выделить одного его ученика, которого отдельно упоминают все историки – это его соученик, который поначалу обучался вместе с ним, а после стал его учеником, великолепный учёный Салим Аш-Шибшири. Он до конца своей жизни находился с Нуруддином аз-Заяди. Он был для него всё равно что душа для тела или отец для сына, между ними была огромная братская любовь. После смерти Салима Нуруддин очень опечалился, и рассказывают, что не было и дня, когда Нуруддин не пел бы о Салиме, вспоминая его, тем самым показывая, насколько он был важен для него. Когда на уроке попадалось что-то непонятное и все молча размышляли об этом вопросе, он вздыхал, подобно удручённому горем человеку, и говорил: «Смерть Салима утомила нас».

Его наследие.

За свою жизнь Нуруддин аз-Заяди отличился не только активной преподавательской деятельностью, но и научной. Он написал множество книг по самым различным дисциплинам. Вот некоторые из них:

1. Комментарий к труду «Фатх аль-Вахаб» шейх аль-Ислама Закарии аль-Ансари. Учёные Египта и не читали «Фатх аль-Вахаб» без комментариев Нуруддина аз-Заяди. Некоторые учёные пишут, что он дал этому комментарию название «Ад-Дурру аль-Мабхадж фи халли Укуди аль-Манхадж».

2. Комментарий к труду «Мухаррар» имама Ар-Рафии, он очень известен среди курдов.

3.Комментарий к труду «Канзу Рагибин» имама Махали.

4. Комментарий к труду «Фараиз аль-Минхадж» Мухибуддина аль-Басрави.

5. Комментарий к труду «Фараиз аль-Минхадж» шейх аль-Ислама Закарии аль-Ансари.

6. Комментарий к труду «Нихаят аль-Мухтадж» имама ар-Рамли.

Смерть.

Он покинул этот бренный мир в пятничную ночь месяца Раби аль-Авваль в 1024 г. х. (что соответствует апрелю 1615 года по григорианскому календарю). Похоронен у входа в кладбище «Турбат аль-Муджавирин». Один из его учителей Ахмад аль-Кальюби, когда давал ему разрешение на преподавание, написал в нём: «Я являюсь городом знаний, а Али (то есть Нуруддин аз-Заяди) – дверью этого города»; так и получилось, Нуруддина похоронили у входа на это кладбище, а его учителя – в центре.

 

Литература:

1. Ахмад Майкари Шумайля аль-Ахдал. Сулям аль-Мутааллимиль Мухтаджи. Джидда; Дар аль-Минхадж; 2005 г. 712с. (На араб. яз.).

2. Закария аль-Ансари. Фатх аль-Вахаб. Дар аль-Фикр. 1994. 2 тома. (На араб. яз.)

3. Ибрахим бин Мухаммад аль-Баджури. Хашият аль-Баджури аля шархи Ибн Касим аль-Иззи. Джидда; Дар аль-Минхадж; 2016 г. 3251 с. (На араб. яз.)

4. Имам Навави. Минхаджу Талибин. Джидда; Дар аль-Минхадж; 2005 г. 712 с. (На араб. яз.).

5. Имам Шаърани. Табакату Сугра. Каир; Мактабату ас-Сакафа. 2005 г. (На араб. яз.)

6.Мухаммад Амин аль-Хамави. Хуласат аль-Асар фи Аъяни аль-Карни аль-Хади ашар. Дар ас-Садир Бейрут. 2012. 4 тома. (На араб. яз.)

7. Мухаммад бин Сулайман аль-Курди. Аль-Фаваид Аль-Мадания. Дар Ан-Нуру Ас-Сабах. 2011. 512 с. (На араб. яз.)

8. Наджмуддин аль-Гиззи. Лутф аль-самар ва катф аль-самар. Дамаск; Вазарат аль-Авкаф; (На араб. яз.)

9. Умар бин Риза бин Мухаммад Рагиб. Муъджам аль-Муаллифин. Бейрут; Дар. Ихьяи Тураси аль-Исламия; 2002. 1944. (На араб. яз.)

10. Харуддин Аз-Зирикли. Аль-Аълам. Дар Аль-Ильм лил Малайин. 2002. Энциклопедия. (На араб. яз.)



[1] «Сунан» Абу Давуда, Глава о знании, хадис № 3641.

[2] «Тухфату Бахия фи Табакати аш-Шафиия», Абдуллах аш-Шаркави (стр. 434).

[3] «Табакат аль-Вуста», имам Шаърани (стр. 45).

[4] «Табакатуль Вуста», имам Шаърани (стр. 50).