Муртазаали аль-Чирюрти и его труд "Фатава аль-Чирюрти"
Муртазаали аль-Чирюрти и его труд "Фатава аль-Чирюрти"
Murtazaali al-Chiryurti and his work "Fatava al-Chiryurti"
Автор: Магомедов Магомед Абдулгамидович
Болгарская исламская академия, г. Болгар, Россия,
e-mail: Alargavani@mail.ru
Magomedov Magomed Abdulhamidovich
Bulgarian Islamic Academy, Bolgar, Russia.
e-mail: Alargavani@mail.ru
Аннотация: В статье анализируется сборник фетв дагестанского богослова XIX–XX в.в. Муртазаали аль-Чирюрти (ум. 1947). Период его богословско-правовых исследований совпал с расцветом атеизма на территории СССР, однако это не помешало ему глубоко изучать и распространить религиозные знания. Муртазаали аль-Чирюрти будучи учёным шафиитской богословско-правовой школу, в условиях антирелигиозной идеологии сумел изучить также и ханафитский мазхаб на уровне возможности вынесения фетв. Интерес к сборнику «Фатава аль-Муртазаали» вызван и тем, что наряду с вопросами права в нем рассматриваются вопросы вероубеждения, а также общие бытовые вопросы.
Abstract: The article analyzes a collection of theological and legal decisions - fatwas of a Dagestan scholar of the 19th – 20th centuries Murtazaali al-Chiryurti (d. 1947). The period of theological and legal research of Murtazaali al-Chiryurti coincided with the heyday of atheism in the USSR. However, this did not prevent him from deeply studying and disseminating religious knowledge. Murtazaali al-Chiryurti, being a scholar who deeply knew the Shafiite theological and legal school - the madhhab, in the conditions of anti-religious ideology he also managed to study the Hanafi madhhab at the level of the possibility of making fatwas, which indicates his perseverance and purposefulness in acquiring religious knowledge. The interest in the collection “Fatava al-Murtazaali” is also caused by the fact that along with issues of law, issues of creed, as well as general household issues, are considered.
Ключевые слова: Ислам, фетва, шафиитский мазхаб, ханафитский мазхаб, Муртазаали аль-Чирюрти.
Keywords: Islam, fatwas, Shafi'i madhhab, Hanafi madhhab, Murtazaali al-Chiryurti.
Тематическая рубрика: Гуманитаные науки.
Введение.
Известный историк и арабист О.Г. Большаков в своей работе «История Халифата» отмечает, что именно в Халифате «…процесс взаимодействия различных цивилизаций породил новую высокоразвитую культуру, языком которой стал арабский, а идеологической основой – Ислам, новая монотеистическая религия со своеобразной системой этико-правовых представлений и религиозно-политических институтов …
Эта арабо-мусульманская культура на много веков вперед определила пути развития народов, исповедовавших Ислам, сказываясь в их жизни до сего дня. Многим обязана ей также культура европейских народов».
Первые мусульманские медресе возникли в городах Мавераннахра и Хорасана в Х веке. В Багдаде медресе «Низамия» было создано Низамом аль-Мульком, могущественным сельджукским визиром. Востоковед и исламовед А.Р. Шихсаидов приводит данные, согласно которым «в Дагестане первое медресе связано с именем Низама аль-Мулька... Еще при жизни Низама аль-Мулька (ум. в 1092 г.) в верховьях Самура, в селении Цахур, возникло медресе шафиитского мазхаба». Не случайно лингвист-кавказовед П.К. Услар, проживший в Дагестане около 20 лет, в 1869 году писал: "Если об образованности народной судить по соразмерности числа школ с массой народонаселения, то дагестанские горцы в этом отношении опередили многие просвещенные европейские нации. Учение доступно каждому горскому мальчику"». Все это свидетельствует о высоком образовательном уровне народов Дагестана в предыдущие века.
Среди дагестанских ученых была распространена традиция обращения друг к другу с вопросами из глубокого уважения к спрашиваемым, считая свои знания по этим вопросам недостаточными. Со временем, вопросы учеников и ответы ученых собирались в сборники, которые назывались фатава или фетвы, то есть решения, выносимые муфтием или ученым, основанные на принципах Ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики. Со временем, практика составления сборников фетв стала в Дагестане широко распространена.
Один из первых сборников фетв был составлен из вопросов дагестанских ученых египетскому ученому Мухаммаду аль-Хифни (также известен как аль-Хифнави) (ум. 1767/1181) и его ответов на эти вопросы. Наиболее известными из подобных сборников являются такие труды как «Фатава» Мухаммада аль-Алиджи из Ширвана (ум. 1808/1223), «Фатава Мухаммада аль-Аймаки» (ум. 1819/1235), «Фатава Мухаммада Али аль-Чохи» (ум. 1887/1305), «Фатава Ибн Хаджара аль-Гонохи», «Фатава Муслима аль-Уради», «Фатава Хасана аль-Кадари», «Фатава аль-Арчи», «Фатава Муртазаали аль-Чирюрти». Объектом нашего исследования является «Фатава Муртазаали аль-Чирюрти».
Общая характеристика работы Муртазаали аль-Чирюрти в вынесении фетв.
Хотя время творческой жизни Муртазаали аль-Чирюрти совпало со временем антирелигиозной идеологии это не помешало ему глубоко изучать и распространить богословские знания. Будучи ученым, глубоко знавшим шафиитский мазхаб, в тяжелые годы он сумел изучить ханафитский мазхаб на уровне возможности вынесения фетв, что указывает на его сильную жажду религиозных знаний. В своей работе автор приводит не только глубокий анализ вопросов права, но также подробно осмысливает вопросы вероубеждения и общие бытовые вопросы, давая содержательные ответы на них. В отличие от других подобных работ, рассматриваемый сборник не ограничен вопросами только шафиитского мазхаба, в нем есть фетвы и ханафитского мазхаба. Сборник состоит из пятидесяти одной главы, из них: Глава об очищении, глава о намазе, глава о посте, глава о закяте, глава о хадже, глава о никяхе, глава о торговле и так далее. Завершается сборник главой «Различные вопросы», где рассматриваются вопросы, которые нельзя отнести ни к одной из пятидесяти предыдущих глав.
Большинство книг, на которые ссылается Муртазаали аль-Чирюрти в шафиитском мазхабе, принадлежат таким крупным ученым, как Ибн Хаджар аль-Хайтами, Имам ар-Рамли, Ибрахим аль-Баджури, Сулейман аль-Буджайрами, Ибн Касим, Али Шабрамаллюси. А в цитировании ханафитского мазхаба ученый опирается на самую известную книгу ханафитского мазхаба «Хашият Ибн Абидин». Любопытно, что в «Фатава Муртазаали аль-Чирюрти» приводятся мнения ряда известных дагестанских учёных: Мухаммад аль-Карахи аль-Гочови, Мухаммад Тахир аль-Карахи, Мухаммад Али аль-Чохи, Али аль-Газикумухи (Али Каяев) и других.
В своем сборнике Муртазаали аль-Чирюрти не раз полемизирует с другими учёными Дагестана, аргументируя свою позицию мнениями ученых обоих мазхабов. Авторами большинства вопросов, поступивших к нему, были жители равнинной части Дагестана. Возможно, это связано с тем, что Муртазаали аль-Чирюрти большую часть своей жизни прожил на равнинной местности.
Приведём некоторые фетвы, рассматриваемые в сборнике. В Дагестане распространено чтение слов «Ассаляту Джамиа» (Приходите на коллективный намаз) при приближении пятничной молитвы с целью побуждения людей к подготовке к ней, такое чтение называют «салах». Эта практика не пришла из сунны Пророка Мухаммада, в связи с чем дагестанские ученые разошлись во мнениях относительно ее дозволенности. Известный дагестанский ученый Мухаммад Али аль-Чохи критиковал эту практику и называл её запретным нововведением. В своём сборнике фетв он приводит имена таких ученых, как Салман из Тлоха и Таййиб из Харахи, которые также выступали против этой практики. Однако Муртазаали аль-Чирюрти не согласился с мнением этих ученых, назвал эту практику хорошим новшеством и привел ряд доводов в пользу ее дозволенности.
Кратко остановимся на доводах Муртазаали аль-Чирюрти, дабы показать, как глубоко он знал мазхабы имамов Абу Ханифы и аш-Шафии и какими энциклопедическими знаниями он обладал.
1. В книге «Аль-Фатава аль-Кубра» Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет, что чтение благословения и приветствия Пророку Мухаммаду после призыва к обязательной молитве (кроме утренней и пятничной, для которых благословения опережают призыв к молитве) в Египте ввели муэдзины во времена правления Салахуддина аль-Аюби по его повелению. Известно, что, когда был убит правитель Махзул, его сестра повелела муэдзинам оглашать в честь него слова «Мир чистому имаму». Позднее подобным образом стали приветствовать всех халифов, пока Салахуддин аль-Аюби не запретил это и не ввёл благословение и приветствие Пророку Мухаммаду. Ибн Хаджар комментировал эту практику следующим образом: «Какое же прекрасное дело он совершил! Да воздаст Аллах ему добром!».
2. Имам Ибрахим аль-Баджури в комментарии к книге «Абу Шуджа» упоминает практику чтения аятов из Корана и благословений Пророку (мир ему и благословение Аллаха) до пятничной молитвы с целью побудить людей подготовиться к ней.
3. Учёный ханафитского мазхаба Ибн Абидин в комментарии к книге «Дурруль Мухтар» пишет, что в его время в Дамаске существовала практика чтения приветствия Пророку, мир ему, до чтения призыва к пятничной молитве, которую они называли «тазкир», то есть напоминание.
Суть доводов, приведенных Муртазаали, сводится к тому, что чтение «Ассалату Джамиа» в пятницу, практикуемое в Дагестане, одобряемо, потому что чтение это побуждает людей вспомнить о пятничной молитве и заняться подготовкой к её совершению.
Следующая фетва связана с вопросом использования ветки или корня дерева арак (сивак) для чистки протезированных зубов. Вопрос: «Желательно ли протирать протезированные зубы сиваком так же, как это желательно делать с родными зубами?»
Автор отвечает: «В книге имама аль-Баджури сказано: «Поистине, сивак очищает от грязи. В шариатском понимании сивак – это использование ветки или чего-то подобного для очищения зубов и того, что вокруг зубов, для устранения изменений в полости рта». Конец цитаты.
Тому, у кого нет зубов, следует проводить сиваком по тем местам, где у него раньше были зубы. Ибн Касим говорит: «Использование сивака желательно во всех ситуациях, однако в трёх ситуациях оно наиболее желательно. Одна них – изменение состояния рта».
Комментируя данное предложение, имам аль-Баджури пишет следующее: «Его слова ("изменение состояния рта") означают, что сивак желательно использовать во время изменения именно полости рта даже у того, у кого нет зубов, и это именно так». Из данного текста понимается, что протезированные зубы желательно протирать сиваком.
Из данной фетвы становится ясно, что основной целью использования сивака является удаление загрязнений и плохого запаха из полости рта независимо от того, имеются у человека зубы или их нет. Если у него есть зубы, то следует проводить сиваком по зубам, если их нет – то по тому месту, где они были. А у него протезированные зубы, то пусть проведёт сиваком по ним.
Фетва, рассматривающая вопрос чтения Корана или поминания Аллаха (зикр) с отвлеченным от Аллаха сердцем, составлена в виде ответа на вопрос ученого Давуда из Чирюрта.
Вопрос: «Получает ли человек вознаграждение за чтение Корана или зикр (поминании Всевышнего Аллаха словами: Ля иляха илля ллах), если его сердце находилось в забвении, и он думал о мирских делах?»
Автор отвечает: «В книге "Машакуль анвар" перед десятым разделом сказано: "Полезная информация: выдающийся учёный Амир в своих комментариях для книги Абдуссалама "Итхафуль Мурид" сказал: “Поминающему Аллаха следует при начинании своего зикра, представить перед собой, что это аят из Корана, и он получит вознаграждение, если даже не представил этот смысл в каждом упоминании его имени".
В книге "Мафатихуль гайб" сказано: "Поминающий Аллаха с забвением в сердце лучше вовсе не поминающего Его". Эти слова явно указывают на то, что человек поминающий Аллаха получает вознаграждение.
Из этой фетвы мы понимаем, что человек поминающий Аллаха получает вознаграждение за зикр, даже если его мысли были о другом, но получение полноценного вознаграждения зависит от его полного сосредоточения сердца на Аллахе.
К сожалению, до сих пор копия «Фатава Муртазаали аль-Чирюрти» существует в единственном экземпляре, поэтому по какой причине, по просьбе кого и так далее собрать свои фетвы в одну книгу, остается неизвестной. Единственная копия рукописи, которой мы владеем, была переписана в 1345 г. Хиджры (1926 г.) в селении Кудали Гунибского района Исрафилом сыном Баха. Сам переписчик был родом из селения Коор и переписал эту копию с другой копии, принадлежавшей студенту по имени Умар из селения Кимакури. В свою очередь Умар создал свою копию возле Амирали сына Мухаммада, кадия селения Кудали.
Заключение.
Сегодня интерес научной аудитории к жизни и творчеству дагестанских ученых-богословов прошлых столетий возрастает, также возрастает востребованность к серьезным изысканиям в этой области, в частности, в изучении биографий ученых и их письменного наследия. Не секрет, что в истории этого направления имеются существенные лакуны. Поэтому деятельность ученых-богословов, направленная на заполнение этих пробелов, имеет особую ценность, для современного общественного сознания.
В связи с активным возрождением Ислама, в социокультурном пространстве России отчетливо проявляются проблемы, связанные с необходимостью исследования богословского наследия исламских ученых-богословов. Огромную роль в решении этих проблем играют исламские научно-образовательные учреждения, деятельность которых направлена на формирование новой системы религиозного образования и возрождение исламского богословия.
Литература:
1. Ахмад бин Мухаммад аль-Хайтами. Аль-Фатава аль-Фикхияти аль-Кубра. Дамаск-Бейрут; Дар. аль-Мактабату-ль-Исламия; 2002.1944. (На араб. яз.)
2. Большаков О.Г. История Халифата. Т. I. М.: 1989. 312 с.
3. Ибн Абидин Мухаммад Амин бин Умар аль-Ханафи. Раддуль Мухтар аля Дурри аль-Мухтар. Дамаск; Дар. Аль-фикр; 1992 г. 3620 с. (На араб. яз.)
4. Ибрахим бин Мухаммад аль-Баджури. Хашият аль-Баджури аля шархи Ибн Касим аль-Иззи. Джидда; Дар аль-Минхадж; 2016 г. 3251с. (На араб. яз.)
6. Муртазаали аль-Чирюрти аш-Шафии аль-Ашари. Фатава аль-Чирюрти. Дагестан. (Рукопись).
7. Шихсаидов А.Р. Дагестанские святыни. Книга первая. Махачкала: Эпоха, 2007. 57 с.