Модель формирования профессиональной компетентности современных менеджеров

Дата публикации: 2019-01-13 15:01:59
Статью разместил(а):
Сергеева Марина Георгиевна

Модель формирования профессиональной компетентности современных менеджеров

Model of formation of professional competence of modern managers

 

Автор: Сергеева Марина Георгиевна

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Sergeeva Marina Georgiyevna

Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Аннотация: В XXI веке в связи с переориентацией системы образования на новые ценности необходимы существенные перемены в системе образования при подготовке конкурентоспособного, специалиста, востребованного на рынке труда. В связи с этим, в последнее время, вопросы, связанные с моделированием в образовательном процессе, широко исследуются как отечественными, так и зарубежными учеными.

Abstract: In the 21st century in connection with reorientation of an education system to new values significant changes in an education system by preparation are necessary competitive, the expert demanded in labor market. In this regard, recently, the questions connected with modeling in educational process widely are investigated by both domestic, and foreign scientists.

Ключевые слова: Модель, классификация моделей, инновационно-предпринимательская компетентность. 

Keywords: Model, classification of models, it is innovative - enterprise competence.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

 

С учетом способов построения модели традиционно подразделяют на материальные и идеальные; по содержательным характеристикам тождества модели и оригинала выделяют субстанциональное, структурное и функциональное соответствие модели и оригинала, в связи с чем, модели подразделяются на субстанциональные, структурные, функциональные и смешанные; по способу построения модели делятся на элиминативные и креативные и т.д.

Исследователями для глубокого изучения специфических свойств, характеристик и особенностей явлений используется, как правило, следующие модели [1]:

1. Структурно–функциональные и функционально–структурные модели  предназначены для раскрытия связи строения изучаемого объекта с выполняемыми функциями и предполагают обязательное представление структурного и функционального компонентов и игнорирование всех остальных. Данный вид модели позволяет раскрыть внутреннее строение исследуемого феномена и его назначение, а также показать природу получения сущностных характеристик. Подобные модели, как правило, используются при исследовании различных процессов, когда необходимо раскрыть взаимодействие субъектов, в результате которого происходит формирование комплексных личностных качеств. 

2. Организационные модели описывают организационные единицы и координационные механизмы, позволяющие изучить процессы с позиции взаимодействия субъектов и распределения полномочий каждого в соответствии с функциональной ролью. Главным критерием качества организационной модели является полнота представления подразделений, причастных к достижению общей цели объекта как организации. Организационные модели используются при исследовании специфики групповой деятельности субъектов в процессе образования, при которой имеет место выделение руководящего органа и определение в соответствии с установленными функциями вспомогательных структурных подразделений, ориентируемых в своей работе на достижение общей цели.

3. Образовательные модели базируется на конкретных образовательных теориях, которые определяют подсистемы и компоненты соответствующей модели; это согласованные  модели или группа взаимосвязанных, согласующихся элементов, таких как структура образовательных  целей (в широком смысле), содержание учебного курса, построение учебного курса, конкретные цели управления учащимися, модели группирования учащихся, методы тестирования и оценки, а также оценка процесса обучения [2].

Между организационными и образовательными моделями обнаруживается тесная связь, что оправдывает единую схему их построения. При этом взаимное влияние организационных компонентов и образовательных идей определяет необходимость комплексного рассмотрения указанных типов моделей.  

4. Процессные модели представляют последовательность перехода исследуемого явления из одного состояния в другое. Модели данного класса широко распространены в педагогической науке, поскольку ее предметом является образовательный процесс, и поэтому практически любой ее феномен обладает процессуальными свойствами и может быть описан в рамках процессной модели.

5. Компетентностные модели в своем содержании раскрывают характеристики не процессуальных, а статических явлений. К данному виду моделей относятся знаниевые модели, профессиограммы, психограммы, квалификационные модели, модели подготовки специалиста к тому или иному виду профессиональной деятельности и т.д. Наиболее распространенным и обобщенным видом компетентностной модели является модель специалиста, построение которой осуществляется в исследованиях, посвященных управлению в системе образования. Компетентностные модели служат для формирования эталона, характеризующего качества субъекта образовательного процесса, которые должны быть обязательно сформированы для обеспечения успешности его дальнейшей профессиональной деятельности.

6. Математические модели -  это приближенное описание какого–либо класса явлений внешнего мира, выраженное с помощью математической символики. Ее основное назначение в исследованиях состоит в том, что они позволяют: во–первых, устанавливать взаимосвязи между неоднородными переменными, описывающими сложные искусственные системы; во–вторых, делать адекватные прогнозы о перспективах развития систем; в–третьих, более четко интерпретировать результаты наблюдений за поведением системы. При построении математической модели исходными являются только те свойства объекта, которые могут быть описаны количественно, и только те связи между ними, которые поддаются описанию  языком математики [3].

Каждая, из рассмотренных выше моделей в различных концепциях может самостоятельно составлять раздел «Содержательно–смысловое наполнение». Однако в силу сложности и многоаспектности педагогических феноменов наиболее продуктивным считается путь комплексного моделирования, при котором изучение явления осуществляется с различных точек зрения при построении сразу нескольких моделей, характеризующих разнообразные по природе свойства. Наиболее продуктивно построение следующих видов моделей [4]: 

– при исследовании проблемы управления образовательным учреждением – организационную, образовательную и компетентностную модели; 

– при изучении вопросов воспитания и формирования качеств личности – процессную и структурно–функциональную; 

– при разработке вопросов подготовки к тому или иному виду профессиональной деятельности – структурно–функциональную, процессную и компетентностную модели; 

– при изучении проблем повышения эффективности отдельных компонентов образовательного процесса – структурно–функциональную, математическую и др. 

Таким образом, для решения  проблемы формирования инновационно – предпринимательской компетентности студентов вуза – будущих менеджеров необходимо построение структурно–функциональной модели, которая представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами: целевой блок, содержательно – деятельностный, процессуальный и оценочно–результативным.

Следующий шаг в построении структурно–функциональной модели формирования инновационно–предпринимательской  компетентности будущих менеджеров – это выделение компонентов изучаемого объекта и установление связей между ними.

Структурные компоненты нашей модели, которые, раскрывают внутреннюю организацию процесса формирования инновационно–предпринимательской компетентности будущих менеджеров и отвечают за постоянное взаимодействие между элементами данного процесса.

Целевой компонент обусловлен тем, что сознательная цель в деятельности будущего менеджера в процессе формирования инновационно–предпринимательской компетентности определяет выбор способов, действия и выступает как средство управления, сверки результатов действий с прогнозируемым итогом.

Основная цель формирования инновационно–предпринимательской компетентности у будущих менеджеров определена нами как обеспечение формирования потенциальной активности будущих специалистов, их готовности и стремления к осуществлению продуктивной познавательной и проектируемой профессиональной деятельности и вооружение его совокупностью инновационно–предпринимательских знаний, умений, навыков и опыта. Декомпозиция данной цели была осуществлена в области выделения компонентов инновационно–предпринимательской компетентности, которые описываются в содержательно–деятельностом компоненте разрабатываемой нами модели.

В соответствии с декомпозицией основной цели детализированные цели формирования инновационно–предпринимательской компетентности будущих менеджеров могут быть представлены следующим образом:

- формирование у будущего менеджера системы инновационно–предпринимательских знаний и умений в области теории, методики и практики конструктивного разрешения инновационно–предпринимательских ситуаций;

- становление инновационно–предпринимательской позиции и базовых основ индивидуально–инновационного, предпринимательского стиля поведения будущего менеджера в инновационно–предпринимательских ситуациях;

- формирование культуры инновационно–предпринимательского мышления будущего менеджера, влияющей на процесс разрешения инновационно–предпринимательских ситуаций.

Следовательно, цели и задачи процесса формирования инновационно–предпринимательской компетентности будущих менеджеров связаны с содержательно–деятельностным блоком модели.

Содержательно-деятельностный блок выполняет следующие функции:

1) Обучающую, способствующую формированию системы инновационно–предпринимательских знаний и умений будущих менеджеров в области теории, методики и практики конструктивного разрешения инновационно–предпринимательских ситуаций.

2) Формирующую, способствующую становлению инновационно–предпринимательской позиции и базовых основ индивидуально–инновационного, предпринимательского стиля поведения в процессе разрешения инновационно–предпринимательских ситуаций.

3) Развивающую, способствующую формированию культуры инновационно–предпринимательского мышления будущих менеджеров на процесс разрешения инновационно–предпринимательских ситуаций.

Содержательно-деятельностный блок предполагает поэтапное включение студентов в учебную деятельность в ходе активного обучения. На основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 080500 –«Менеджмент» студенты, начиная с 1 курса 2 семестра изучают следующие дисциплины профессионального цикла, направленные на формирования инновационно–предпринимательской компетентности: «Моделирование развитие бизнеса», «История российского предпринимательства»; «Создание и организация малого предприятия».  Данные дисциплины формируют у студентов знания о прошлой и современной российской и зарубежной деловой жизни, о процессе становления и основных закономерностях развития отечественного предпринимательства и торгового дела, о социально–психологическом облике предпринимателя, об эволюции национальной ментальности российских деловых кругов, в том числе занятых в сфере коммерции, об основных направлениях и формах их практической деятельности. Студенты должны знать текущие проблемы в области обеспечения информационными технологиями функционирования бизнеса и производства; использовать основные нотации представления бизнес–процессов; уметь проектировать бизнес – модели деятельности предприятий; уметь разрабатывать и анализировать бизнес–план инвестиционного проекта.

На 2 курсе в результате изучения дисциплин «Основы предпринимательства», «Моделирование развития экономики», «Основы менеджмента», «Маркетинг» студенты должны знать: современные подходы к определению сущности и содержания менеджмента; содержание процесса управления; существующие организационные структуры и методы их построения; сущность процесса принятия управленческих решений; методы управления конфликтами и изменениями; достоинства и недостатки существующих моделей менеджмента; возможности использования зарубежного опыта в отечественной практике;  владеть методами подготовки и реализации управленческих решений, построения организационных структур управления, налаживания коммуникаций, мотивации работников, разрешения конфликтов; решать возникающие проблемы в режиме реального времени; анализировать периодическую литературу по вопросам состояния и отдельным проблемам менеджмента; активно использовать знания в области менеджмента в реализации профессиональных навыков; формирование знаний о сущности маркетинговой деятельности; усвоение теоретических основ и специфики проведения маркетинговых исследований;  приобретение навыков применения полученных в ходе обучения знаний для анализа конкретных практических ситуаций, касающихся организации маркетинга на предприятии.

На 3 курсе в результате изучения дисциплин «Методы принятия управленческих решений», «Системный анализ в управлении», «Учет и анализ», «Финансовый менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление проектами», «Экономика бизнеса», «Управление брендами» студенты должны знать: важнейшие понятия функции «разработка решения», типологию управленческих решений, условия и возможности выработки решения, модели и методы, используемые при разработке решения, алгоритмы выбора эффективных альтернатив управленческих действий; формировать системный подход к принятию управленческих решений, анализировать альтернативные варианты, рассчитывать критериальные показатели для последующего их использования в выборе альтернатив, сущность, особенности и критерии учета, общие принципы его построения;  методы и способы организации учета состояния и использования ресурсов предприятия в целях управления хозяйственными процессами и результатами деятельности, систему сбора, обработки и подготовки информации по предприятию и его внутренним подразделениям, проблемы, решаемые бухгалтерами – аналитиками в процессе реформирования информации, полезной для принятия управленческих решений, использовать систему знаний о принципах учета для систематизации данных о производственных затратах, оценке себестоимости производственной продукции и определения оценке себестоимости производственной продукции и определения прибыли; решать на примере конкретных ситуаций проблемы оценки эффективности производства и сбыта новых изделий, работ, услуг, изменения объема и ассортимента продукции, капитальных вложений, управления расходами с помощью различного вида смет и систем бюджетирования.

После изучения дисциплин на 4 курсе «Иинновационное развитие бизнеса», «Организация и управление продуктами», «Организация коммерческой деятельности», «Оценка бизнеса», «Венчурное предпринимательство», «Управление предпринимательскими проектами», «Разработка бизнес планов» студенты должны знать: основные определения, понятия и содержание инновационного менеджмента;  основные тенденции развития нововведений;  основные объекты инновационного менеджмента; сущность и структуру инновационных процессов; материальные, финансовые и информационные источники создания инноваций; основные направления классификации инноваций; организационные структуры инновационного менеджмента; основные стратегии развития инновационной деятельности; методологический аппарат инновационного менеджмента; проблемы защиты интеллектуальной собственности; принципы маркетинга научно–технической продукции; методы разработки инновационных проектов; основы венчурного финансирования нововведений. А так же управлять творческими коллективами, занимаясь поиском и распространением новшеств; создавать малые инновационные фирмы, венчурные инновационные фонды и участвовать в их деятельности; оценивать эффективность нововведений и организовывать управление персоналом для достижения целей создания, производства и реализации новшеств на рынке; определять объемы и качество инноваций; устанавливать место и роль инновационного менеджмента на фирме; определять уровень взаимодействия инновационного менеджмента с маркетингом, инвестиционным анализом, финансовым менеджментом. 

Процессуальный блок предусматривает с одной стороны, педагогическое сопровождение, включающее консультирование, организацию деятельности (моделирование, проектирование) на занятиях инновационно–предпринимательского цикла, а с другой – методическое оснащение – решение ситуативных задач (связанных с тематикой инновационно–предпринимательской компетентности), создание педагогических условий, способствующих эффективному протеканию процесса формирования инновационно – предпринимательской  компетентности будущих менеджеров. Процессуальный блок модели заключается в том, что реализация процесса формирования инновационно – предпринимательской компетентности будущих менеджеров осуществляется с помощью комплекса рефлексивно – педагогических приемов, которые оказывают влияние на формирование компонентов инновационно–предпринимательской компетентности. В своей работе мы будем придерживаться точки зрения исследователей В.И.Загвязинского, С.А. Гильманова, И.А. Протасова, Т.В.Блохиной, Н.В.Кузьминой, Н.М.Яковлева, В.Ф.Жукова и др., которые выделяют следующие педагогические приемы по формированию инновационно–предпринимательской компетнтности [5]:

Мотивационно-побуждающие приемы:

1) Создание задачи, опирающейся на прошлый опыт в области разрешения инновационно–предпринимательской ситуации.

2) Создание инновационно–предпринимательской ситуации, близкой к предыдущей по внешним признакам, но не позволяющей разрешить её известным способом.

3) Дискуссия по выявлению «дефицита» инновационно–предпринимательских знаний для разрешения предыдущей ситуации.

4) Постановка целей и задач на основе анализа своих знаний, и «дефицита» знаний, необходимых для конструктивного разрешения инновационно–предпринимательских ситуации.

Приемы алгоритмических предпосылок по разработке схемы анализа инновационно–предпринимательских ситуации: разработка схемы рефлексивного анализа инновационно–предпринимательских ситуации преподавателем совместно с будущими менеджером.

Приемы творческого воплощения:

1) Описание возникшей ситуации.

2) Определение ее причин и содержания.

3) Описание ситуации глазами студента и преподавателя.

4) Определение момента, когда преподаватель мог бы предупредить ее переход в кризисную.

5) Определение приемов воздействия.

6) Анализ поведения субъектов инновационно–предпринимательского взаимодействия и ошибки.

7) Описание вариантов отношений с будущим менеджером после ситуации.

Приемы многоступенчатого выбора:

1) Выбор наиболее трудного, наиболее лёгкого, наиболее понравившегося задания.

2) Из наиболее понравившихся заданий выбор тех, за которые преподаватель положительно оценит.

3) Самостоятельный поиск нового способа разрешения инновационно–предпринимательских ситуаций из числа наиболее трудных, наиболее лёгких и наиболее понравившихся заданий.

Приемы оценивающих работ «Я в инновационно-предпринимательской ситуации»: написание работ по блочному принципу – работа состоит из четырех блоков – терминологический блок, блок на установление общего компонента в предложенных заданиях, блок «чистого знания» и блок написания бизнес – планов на заданную тему с применением инновационно–предпринимательских знаний и рефлексивно–аналитических навыков.

Приемы активного осмысления: рефлексивно–творческие дискуссии, дебаты, круглые столы, мозговой штурм – обсуждение и решение проблемы, выслушивание точек зрения других людей, способность увидеть многомерность задачи.

Приемы эвристического движения: ответить на вопросы в процессе разрешения инновационно–предпринимательских ситуации: «Какова истинная первопричина возникшей ситуации и что явилось поводом для ее возникновения?», «Кто вовлечен в ситуацию и почему?», «Кто заинтересован в ситуации и почему?», «Кто инициатор кто исполнитель, кто наблюдатель?», «Кто может быть посредником в разрешении ситуации?», «С чего следует начать разрешение ситуации?», «Каков наиболее продуктивный вариант разрешения ситуации?».

Приемы творческого моделирования разрешения ситуации:

1) Смоделировать, изобразить в виде схемы, рисунка ситуации.

2) Смоделировать все вероятностные стратегии поведения участников ситуации и выхода из нее.

3) Детально смоделировать собственные шаги, действия по выходу из ситуации и разрешению ее.

4) Смоделировать все возможные компромиссы.

5) Составить обобщенную модель своих действий по разрешению ситуации.

Приемы заданного игрового моделирования:

1) Представление себя в роли участников инновационно–предпринимательской  ситуации, демонстрация варианта ее разрешения и возможных отношений между ее участниками после разрешения.

2) Оспаривание оппонентами предложенных вариантов разрешения инновационно–предпринимательских ситуаций; попытка доказать конструктивность варианта разрешения ситуаций.

3) Использование консультации для конструктивного обмена мыслями.

4) Выяснение истинных мотивов и целей участников ситуации, определение зоны взаимных интересов.

Приемы конструктивного выхода из ситуации («шаг за шагом»):

1) Выслушать всех участников ситуации.

2) Проанализировать ситуацию.

3) Представить себе как будут развиваться события.

4) Мысленно проиграть применение всех известных методов разрешения ситуации.

5) Выбрать наиболее оптимальный вариант разрешения.

6) Определить наилучшее место, время и условия, возможные компромиссы для разрешения ситуации.

7) Разрешить ситуацию и извлечь из нее урок.

Приемы незаконченных предложений: будущим менеджерам предлагается продолжить мысль и закончить предложение, обосновывая свои высказывания.

Приемы самопознания: составление «Карты знаний»: указание открытий, трудностей, вопросов, возвратных ходов, воспроизведение в письменной форме своего пути движения в учебном материале при овладении инновационно–предпринимательскими знаниями.

На основании рассмотренных приемов, можно сделать вывод, что при формирования инновационно–предпринимательской компетентности мы будем использовать данные приемы в виде комплекса рефлексивно-педагогических приемов, который направлен на формирование компонентов инновационно–предпринимательской компетентности. Это способы воздействия, направленные на анализ и критическое осмысление поступков субъектов инновационно–предпринимательского взаимодействия, формирование самооценки и построение программы самосовершенствования для конструктивного разрешения инновационно–предпринимательских ситуаций.

Оценочно–результативный блок выполняет оценочно–рефлексивную функцию, т.е. способствует определению уровня сформированности инновационно–предпринимательской компетентности у будущих менеджеров; реконструкции появившихся затруднений и обнаружение их причин и отражает практический аппарат исследования – уровни, критерии и диагностические методы формирования  инновационно–предпринимательской компетентности.

Разработанная нами структурно-функциональная модель формирования инновационно–предпринимательской компетентности студентов вуза – будущих менеджеров, состоит из четырех взаимосвязанных блоков: целевого, содержательно – деятельностного,  процессуального и оценочно – результативного, которые раскрывают внутреннюю организацию данного процесса. Данная модель формирования инновационно–предпринимательской компетентности у будущего менеджера важна для преподавателя вуза, осуществляющего инновационно – предпринимательскую подготовку: она нацеливает преподавателя на определение и формулировку педагогических целей и задач, а также отбор адекватных средств воздействия на формирования конкретных инновационно–предпринимательских, профессионально важных свойств и качеств будущего менеджера или на сформированность интегрированных характеристик инновационно–предпринимательской компетентности. Для будущих менеджеров представленная модель может быть использована в процессе самодиагностики и определения своих перспектив дальнейшего саморазвития.

 

Список литературы: 

1. Назарова Л.П., Скворцов В.Н. Региональный кластер как инновационная образовательная модель/Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. № 2. С. 135-141. 

2. Скворцов В.Н. Непрерывное образование как основа современного научного знания/Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. № 2. С. 157-161.

3. Скворцов В.Н. Университеты как образовательные и культурологические центры подготовки специалистов XXI века// РОССИЯ И КАЗАХСТАН НА ПУТИ К ВСЕОБЩЕМУ НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: монография. Санкт-Петербург, 2016. С. 137-165.

4. Скворцов В.Н. Материальный фактор и предпринимательство в истории Российской повседневности-актуальное и востребованное научное направление//Материальный фактор и предпринимательство в повседневной жизни населения России: история и современность: Материалы международной научной конференции. Под общей редакцией В.Н. Скворцова, ответственный редактор В.А. Веременко. 2016. С. 15-16.

5. Скворцов В.Н. Особенности развития научного менеджмента и теории управления в переходный период//Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: Сборник статей. Под общей редакцией В.Н. Скворцова, ответственный редактор Н.М. Космачева. 2016. С. 47-50.