Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

История жизни и деятельности Ибн Абидина и правовые методы, использованные в его трудах

Дата публикации: 2020-04-23 04:54:21
Статью разместил(а):
Абдулаев Газимагомед Махачевич

История жизни и деятельности Ибн Абидина и правовые методы, использованные в его трудах

History of life and activities of Ibn Abidin and legal methods used in his works

 

Автор: Тазиев Али Алисович

Мусульманская религиозная организация духовной образовательной организации высшего образования “Болгарская исламская академия”, г. Болгар, Россия.

llc-sakhra@yandex.ru

Taziev Ali Alisovich

Muslim religious organization of the spiritual educational organization of higher education “Bolgar Islamic Academy”, Bolgar, Russia

llc-sakhra@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается жизнь одного из самых известных ученых ханафитского фикха, который занимался вопросами юриспруденции и правоведения, Ибн Абидина, его становление как ученого и имама, а также правовые методы, которые он использовал в своей исследовательской работе и классификация факихов, на которую опирался имам Ибн Абидин в выведении фетв.

Abstract: the article discusses the life of one of the most famous scholars of the Hanafi fiqh, who dealt with issues of jurisprudence and jurisprudence, Ibn Abidin, his formation as a scientist and imam, as well as the legal methods that he used in his research and the classification of Fakihs, on which imam Ibn relied Abidine in breeding fatwas.

Ключевые слова: Ибн Абидин, фикх, Абу Ханифа, шейх Ибн Камал-баша.

Keywords: Ibn Abidin, fiqh, Abu Hanifa, Sheikh Ibn Kamal Bash.

Ибн Абидин – имам ханафитов своего и последующего времени, являлся правоведом левантских (шамских) земель Османской империи. Полное его имя Абу ан-Нур Мухаммад-Амин ибн Умар ибн Абдульазиз ибн Ахмад ибн Абдуррахим ибн Наджмуддин ибн имам Саляхуддин Абидин ибн Наджмуддин ибн Мухаммад-Камаль ибн Такыюддин аль-Мударрис ибн Мустафа аш-Шихаби ибн Хусейн ибн Рахмату-Ллах ибн Ахмад ибн Али ибн Ахмад ибн Махмуд ибн Ахмад ибн Абдуллах ибн Иззуддин ибн Абдуллах ибн Касим ибн Хасан ибн Исмаил ибн Хусейн ан-Натиф ибн Ахмад ибн Исмаил ибн Мухаммад ибн Исмаил аль-А’радж ибн имам Джа’фар ас-Садик ибн имам Мухаммад аль-Бакыр ибн имам Зейнуль-Абидин ибн имам Хусейн ибн Фатыма бинт Мухаммад. По линии отца является представителем благородного рода Пророка Мухаммада. Он унаследовал от своих предков праведность, знание и добродетель. По материнской линии относится к семье хафиза Мухаммада Абдульхайя ад-Дауди. Как ученыго его все знали под именем Ибн Абидин аль-Хусейни. Его прапрапрапрадед, прославившийся знанием и праведностью, носил имя Абидин.  Сам же имам представлялся, как Мухаммад Абидин или Мухаммад Абидин аль-Матуриди. [6, C. 77]

Родился в 1198 г.х. (1784 г. По григорианскому календарю) в Дамаске в семье праведныго торговца Умара Абидина. С раннего детства Мухаммад-Амин начал заучивать Коран, даже когда занимался торговыми делами отца. И в один из таких дней, когда он повторял Коран, на него обратил внимание шейх, который заметил, что в его чтении есть ошибки, и ему непременно нужно получать знания как положено и научиться правильному чтению Писания. Это стало толчком, направившим Мухаммада-Амина в путь исламских знаний, и он начал посещать уроки шейха Мухаммада Саида аль-Хамауи аш-Шафии – шейха дамасских чтецов. Здесь он начал заучивать три матна по таджвиду и видам чтения, изучать их, после сдал экзамен по чтению всего Корана несколькими видами чтения, изучал часть арабской грамматики и морфологии, начал заучивать поэму «Зубад» по шафиитскому фикху и усвоил ее.[1, C. 297]

Его отец, убедившись в его успехах и потенциале, решил оказываться ему полную поддержку. Известно, что он сказал будущему имаму: «Покупай что хочешь, а оплата на мне. Ты оживил то, что что я умертвил из жизненного пути моих предков». Также он передал во владение сына родовую библиотеку, которую унаследовал от предков.

После он начал обучаться у шейха Шакира аль-Аккада ас-Салими аль-Ханафи аль-Хальуати аль-Кадири, известного как Ибн Мукаддам Са’д. Выпустился, проучившись у него семь лет, изучив под его началом много книг инструментальных и других наук. Именно шейх убедил его сменить шафиитский мазхаб в ханафитский и начал обучать трудам ученых-ханафитов. Шейх аль-Аккад заметил, что будущий имам обладал большими способностями, стремлением и пригодностью для исламских знаний, и продолжал поддерживать с ним связь и вне занятий, обучал анализировать и исследовать, побуждал к написанию первых работ, устраивал встречи со своими пожилыми шейхами, дабы они могли проэкзаменовать его и дать ему иджазы с иснадами к сборникам хадисов и другим ценным текстам исламского научного наследия.

По совету шейха, в 17 лет Мухаммад-Амин написал свой первый труд. Биографами передается, что от шейха аль-Аккада имам Ибн Абидин перенял также кадирийский тарикат. В 1222 г.х. после смерти шейха аль-Аккада, перед молодым в годах, но большим в знаниях учеником встал вопрос выбора учителя для дальнейшего обучения. Им стал шейх Саид аль-Халяби аль-Ханафи – старший из учеников шейха аль-Аккада. С ним он закончил изучать те труды, которые не успел до конца изучить с шейхом аль-Аккадом и исследовал многие другие работы, которые были посвящены ханафитскому фикху и инструментальным наукам. Следующим его учителем стал Халид ан-Накшубанди, которого он встретил несколько позже.

Как мы видим, имам Ибн Абидин прошел основное обучение у четырех учителей, которые дали ему знания в самых различных науках и разрешили ему (дали иджазу) передавать хадисы и другие тексты из исламского научного наследия. Это были Мухаммад Саид аль-Хамауи аш-Шафии, Мухаммад-Шакир аль-Аккад ас-Салими аль-Ханафи, Саид аль-Халяби аль-Ханафи (старший ученик предыдущего) и Халид ан-Накшубанди. Помимо всего, он смог получить разрешение у 11 шейхов на передачу того, к чему они имели иснады (цепочки передатчиков), посещая собрания некоторых из этих шейхов, а некоторым он предоставлял рекомендации от своих учителей. Также было много шейхов отдельные уроки или собрания которых он посещал, но не стал брать иджазу. [3, C. 99 –108]

После он начал за писать главный труд своей жизни – «Радд аль-мухтар ‘аля ад-дурр аль-мухтар», который известен как «Хашия Ибн Абидина», где ученый представил доскональный анализ большей части наследия ханафитского фикха. Одновременно он продолжал написание других своих работ и не ограничивался лишь исследовательской работой. Большую часть дня он преподавал и принимал людей с проблемами, выводя фетвы и решая их вопросы, а остальную часть дня и ночи он посвящал исследовательской деятельности и составлению трудов. Помимо всего, он являлся имамом в соборной мечети «Та’диль». В данный период своей жизни он встретил шейха Халидом ан-Накшубанди, от которого получил иджазу (разрешение на передачу от него) того, к чему у него есть иснады и перенял от него накшбандийский тарикат.

Распространилась слава о его обширных знаниях и глубоком понимании, и его назначали главным заведующим фетвами в Леванте (Шаме) при муфтие Хусейне аль-Муради. В 1235 году по хиджре имам совершил хадж, потратив на путь четыре месяца.

Вернувшись, он продолжил преподавать, выводить фетвы, писать книги и стал наиболее авторитетным и известным. С ним стремились встретиться и получить пользу от него губернаторы, судьи, муфтии, ученые, шейхи, министры. Представляли ему свои труды, просили его мнения, желали получить у него иджазы. Несмотря на огромное количество его современников-ученых, его мнению давали предпочтение в самых сложных новых в жизни мусульманского общества вопросах.

Повзрослев, имам решил жить на собственные средства, он начал зарабатывать, после вложил деньги в торговлю и поручил управление своей долей компаньону. Данное обстоятельство делало его независимым от прихожан и от правителей.

За все время свой деятельности у имама было довольно большое количество учеников. Среди них были и муфтии, и судьи, и заведующие фетвами, и очень многие большие ученые, и в целом выдающиеся представители общества. Наиболее известными среди них можно назвать следующих людей: Абдульгани ибн Абидин аль-Ханафи, выдающегося правоведа, его родного брата, Ахмада ибн Абдульгани ибн Абидин аль-Ханафи, племянника, заведовавшего фетвами в Дамаске, Салиха ибн Хасан ибн Абидина, сына другого племянника и шейха, Мухаммада Джаби Зада, бывшего судьёй в Медине, Абдульгани аль-Гунейми аль-Майдани аль-Ханафи, большого правоведа, Хасана аль-Байтар, учёного Дамаска, Мухаммада ибн Хасан аль-Байтар аль-Ханафи, сына вышеупомянутого, заведовавшего фетвами в Дамаске, Ахмада аль-Ислямбули аль-Ханафи, правоведа мазхаба, Хусейна ар-Рассама, главного специалиста наследственного права в Дамаске и главу наследственно-счетного отдела. Юсуфа Бадруддин аль-Магриби, учёного Дамаска, Абдулькадира аль-Хулясы аль-Ханафи, правоведа мазхаба. [6. C. 78]

Необходимо отметить, что слава и признание имама Ибн Абидина среди правоведов достигли высот, что не имеется ни одного негативного отзыва о его деятельности и вкладе в ханафитскую правовую школу.

Что касается наследия Ибн Абидина, то у него имеется около 46 известных работ, некоторые из которых были изданы, некоторые содержатся в виде рукописей, а остальные были утеряны. Помимо всего потомки и последователи имама хранят около 100 фетв, которые были расписаны на отдельных листах бумаги.

Труды имама Ибн Абидина являются лучшим свидетельством того, какими обширными знаниями он обладал, как проявил себя и какой вклад сделал в развитие основных исламских наук. Около 30 книг из его наследия так или иначе касаются фикха и усуль аль-фикха мазхаба имама Абу Ханифы. Также есть книги, основной темой которых являются тафсир, хадисоведение, науки арабского языка, история, жизнеописание Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и другим областям знания, даже арифметике.

Как мы ранее отметили, наиболее известной и распространённой книгой можно по праву назвать его труд «Радд аль-Мухтар Ала ад-Дур аль-Мухтар». Данная книга широко используется как основной источник на фетву в ханафитском мазхабе. Эту широкомасштабную работу в своё время переводили на различные языки, включая турецкий и урду.

Оригинальное издание книги включает в себя десять следующих томов: «О чистоте», «О молитве», «О милостыне, о посте, о паломничестве», «О браке, о расторжении брака», «Об эмансипации, о вере», «О джихаде, о войне, о потерянных товарах, об одарённости», «О сделках, о гарантиях», «Об экономике, о свидетельствах, об иске, о примирении», «О фермерстве, о разделе имущества, о жертвоприношении, о запрещенном и дозволенном», «О возрождении мертвых, о напитках, об охоте, об ипотеке, о преступлении, об обязательствам, о гермафродитах». [1, C. 297]

В своих исследованиях и трудах имам Ибн Абидин придерживался правовых методов, заложенных самим Абу Ханифой. Фундаментом его метода было прежде всего построение свое суждение и вывод правовых предписаний основываясь на аяты Корана, затем на Сунну Пророка и его сподвижников. Имам Ибн Абидин придерживался высказывания Абу Ханифы, приведенного в сочинении «История Багдада» Хатиб аль-Багдади»: «Я даю предписания на основании Книги Аллаха. Если я чего-то не обнаруживаю, то обращаюсь к Сунне Пророка. Если же я не обнаруживаю доказательной основы для правового предписания и там, то я обращаюсь к высказываниям сподвижников Пророка. Делая это, я не выхожу за пределы того, что ими сказано. Причем я не ставлю между ними (сподвижниками) различий». [5]

Если во времена Абу Ханифы религиозные догматики из-за укоренившегося консерватизма и буквализма не понимали прогрессивных взглядов ученого и препятствовали его деятельности, то к периоду жизни имама Ибн Абидина мусульманская умма прогрессировала и начала задаваться многочисленными вопросами, у которых не было своего буквального отражения в Коране и Сунне. И именно в таких вопросах в своих трудах имам Ибн Абидин использовал метод аналогий различных проблем с буквальными смыслами Откровения, основоположником которого является Абу Ханифа.

Таким образом, Ибн Абидин использовал методы вынесения правовых предписаний, которые основывались на следующих источниках:

а) Коран – Священное Писание и фундамент Шариата, комплекса предписаний, которые определяют убеждения, а также формируют религиозную совесть и нравственные принципы мусульманина.

б) Сунна – это события из жизни Пророка Мухаммада, его реакция на них и высказывания, которые служат комментариями для Коранических аятов.

в) Высказывания сподвижников Пророка Мухаммада. Данный источник также является разъяснением различных аспектов Шариата, так как сподвижники непосредственно участвовали в жизни Пророка и имели возможность вникать в суть, либо же предысторию, различных проблем. Высказывания табиинов, точнее следующего за сподвижниками поколения, не имеют такого веса как высказывания сподвижников, причиной чего является то, что у них не было прямого общения с Пророком.

г) Кийас. Суждение по аналогии, применяющийся в случаях, если в Коране не имеется буквальных решений тех или иных вопросов. Суть данного метода заключается в том, что правовой вопрос в этих случаях может быть решен на основании аналогии с тем, что уже имеется в Коране. Ученый сопоставляет имеющийся вопрос с уже решенным вопросом и на этом основании выносит решение.

д) Иджма, а именно единое мнение муджтахидов (богословов), как прошлых, так и современных, относительно какого-либо вопроса.

е) Орф. Это возможность применения в качестве довода какиго-либо традиционно распространенного мнения в мусульманском обществе, если не имеются коранические доказательств. Есть два вида орфа – Сахих и Фасид. Сахих – это орф, непротиворечащий Корану, который позволено применять в качестве доказательства. Фасид – это орф, противоречащий Корану. Данный вид орфа не дозволено принимать в качестве доказательства.

ж) Истихсан (предпочтение) является возможностью отказаться от доводов кийаса в случае, если формально правильное суждение по аналогии в данной случае признается недостаточно целесообразным. В таких ситуациях предписания выносятся на основании других доводов, которые противоположны явному кийасу. Истихсан применяют тогда, когда кийас противоречит иджме и орфу. [7]

Также одним из важных вопросов методологии исламского права в ханафитском мазхабе является проблема классификации разрядов факихов (табакат ал-фукаха’), а именно ученых исламского права ханафитского толка суннитского ислама. Данная проблема интересна как историкам мусульманского права, так и самим специалистам права ханафитского толка, так как классификация помогает определить наиболее авторитетое мнение внутри мазхаба.

Ибн Абидин в трудах «Радд ал-мухтар», «Шарх ‘укуд расм ал-муфти» и др. в данном вопросе опирался на классификацию разрядов факихов, сделанную шейхом Ибн Камал-баша, которая и поныне является самой известной классификацией учёных ханафитского мазхаба. Данная система делит учёных мазхаба на семь категорий – шесть из них относятся к различным видам муджтахидов, а седьмая категория относится к обычным мукаллидам. Итак, далее приведем краткое и ёмкое описание данной классификации из исследования самого имама. [8, С. 109 - 118].

В первый уровень входят муджтахиды в рамках всего Божьего закона (ал-муджтахидун фи аш-шар‘), как «четыре имама» и те, которые следуют параллельно им, основываясь на принципе основ (кава‘ид ал-усул) и извлечении частных шариатских норм из четырёх доводов (источников) без таклида кому-либо как в основах, так и в ответвлениях (фуру‘).

Во вторую категорию входят муджтахиды в рамках своего мазхаба (ал-муджтахидун фи-л-мазхаб), как «три ученика и соратника» Абу Ханифы и те, которые решили последовать за ними в выведении шариатских норм на основе принципов, установленных их шейхом и учителем. Несмотря на то, что они не согласны с ними в некоторых их суждениях, они продолжают следовать их авторитету в принципах основ и тем самым отличаются от других, которые противоречат им в основных и частных вопросах.

В третью категорию входжят муджтахиды в рамках отдельных вопросов (ал-муджтахидун фи-л-масаил), как ал-Хассаф, ат-Тахави, ал-Кархи, Шамс ал-Аимма ал-Халвани, Шамс ал-Аимма ас-Сарахси, Фахр ал-Ислам ал-Баздави, Фахр ад-дин Кади-хан и подобные им, которые не могут противоречить [имаму мазхаба] как в основах, так и в ответвлениях. В частности, ими исследуются те положения, по которым нет ясного указания (насс) от абсолютного муджтахида (ал-муджтахидун фи аш-шар‘) на основе тех основ, заложенные им, и в соответствии с принципами, разъясненные им.

В четвёртую категорию входят мукаллиды, неспособные на иджтихад изначально, которые благодаря своии полныи и точныи знаниям основ и источников способны детально разъяснить передаваемое от одного из муджтахидов высказывание, которое включает в себя два мнения, и суждение, которое содержит два варианта смысла. Они являются выводящими нормы (асхаб ат-тахридж), как ар-Рази и подобные ему.

В пятую категорию входят выявляющие наиболее правильное суждение (асхаб ат-тарджих), как Абу-л-Хусайн ал-Кудури и автор книги «ал-Хидайа». Они выявляют преимущества некоторых преданий над другими посредством слов «это достовернее по передаче», «это более согласуется с суждением по аналогии” и «это мягче (более приемлемо) для людей».

В шесую категорию входят мукаллиды, которые способны различать наиболее сильные, сильные, слабые, ясные предания мазхаба и прочие предания, как авторы «ал-Канз», «ал-Мухтар», «ал-Викайа», «ал-Маджма» и других книг.

В седьмую категорию входят мукаллиды, которые не способны на вышеупомянутое, плохо разбирающиеся в этом и не различающие «между левым и правым». Они собирают то, что находят, как слепцы, двигающиеся на ощупь, великое горе же им и тем, кто следует им». [8, С. 109 - 118]

 

Литература:

1. Али-заде А.А. Ибн Абидин / А. А. Али-заде // Исламский энциклопедический словарь. – М.: Ансар, 2007. – С. 297.

2. Аляутдин бну Абу Бакр бну Мас’уд. Удивительное творение в систематизации шариатских знаний: пер. с араб. / Аляутдин бну Абу Бакр бну Мас’уд – Каир, 2005.

3. Асхад Мухаммад Са’ид ас-Са’ырджи. Правовая школа Абу Ханифы и ее доказательства: пер. с араб. / Асхад Мухаммад Са’ид ас-Са’ырджи – Т. 1 - Дамаск, Бейрут: Благое слово, 2018 – С. 99 - 108

4. Батров Р.Г. Абу Ханифа: жизнь и наследие / Р.Г. Батров – Нижний Новгород. Изд. «Медина» - 2011. – 270 с.

5. Ван ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии / Ван ден Берг Л. В. С.   – М., 2006.

6. Мазхабы и имамы мазхабов / под ред. И. М. Абувова. – Махачкала, 2011.

7. Филипс Абу Амина Биляль. Эволюция фикха. Исламский закон и мазхабы / Филипс Абу Амина – М., 2012.

8. Шагавиев Д.А., Ямалиев И.М. Классификация разрядов факихов ханафитского толка: мнение Шихаб ад-дина ал-Марджани / Д.А. Шагавиев, И.М. Ямалиев // Минбар. Исламские исследования, 2018. – С. 109 – 118.

 

. . . . . . .