Проектирование образовательной траектории обучающихся в условиях социокультурной образовательной среды
Проектирование образовательной траектории обучающихся в условиях социокультурной образовательной среды
Design of educational trajectory of students in the conditions of socio-cultural educational environment
Автор: Сергеева Марина Георгиевна
Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия.
E-mail: sergeeva198262@mail.ru
Sergeeva Marina Georgiyevna
Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia.
E-mail: sergeeva198262@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается менеджмент-сопровождение профессионально-образовательной траектории студентов в социокультурной образовательной среде вуза, предусматривающий соблюдение соответствия целей образовательной деятельности, содержания организационно-управленческих условий, ресурсное обеспечение, и включает в себя профессионально-образовательную траекторию студентов, заключенную в образовательный процесс, как непрерывную учебную деятельность целенаправленную на профессионально-личностное становление студентов, а также деятельность преподавателя, осуществляемая по созданию условий и обеспечению образовательного пространства, как специфической нише для формирования устойчивых мотивов и готовности к профессиональному развитию.
Abstract: The article deals with the management support of professional and educational trajectory of students in the socio-cultural educational environment of the University, providing compliance with the objectives of educational activities, the content of organizational and managerial conditions, resource support, and includes professional and educational trajectory of students, concluded in the educational process, as a continuous learning activity aimed at professional and personal development of students, as well as the activities of the teacher, carried out to create conditions and ensure the educational space as a specific niche for the formation of sustainable motives and readiness for professional development.
Ключевые слова: моделирование, планирование, прогнозирование, профессионально-образовательная траектория студентов, социокультурная образовательная среда.
Keywords: modeling, planning, forecasting, professional and educational trajectory of students, socio-cultural educational environment.
Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.
В условиях современного социально-экономического и инновационного развития государство нуждается в трудовых резервах, обладающих новым типом мышления, высоким уровнем теоретической и практической подготовки, владеющих необходимым уровнем профессиональных навыков, способных к саморазвитию, творческому мышлению, мобильности и конкуренции.
В этих условиях, одной из самых трудных задач, требующих своего решения при переходе системы образования на Болонскую систему, является подготовка студента в качестве полноправного субъекта процесса познания и саморазвития, что отвечает современным требованиям ФГОС, и находит свое отражение в «Программе развития образования 2013-2020г.г.».
В высшие учебные заведения приходят студенты с разным исходным уровнем подготовки - получившие среднее полное (общее) образование, среднее профессиональное образование, высшее образование (специалист) имеющие определенный опыт работы на производстве и совмещающие ее с учебой. Однако, как показывает практика вуза, студенты испытывают существенные трудности в определении выбора собственной профессиональной деятельности и далеко не всегда осознают себя ответственными за сделанный выбор в профессии, за свой личный вклад и профессионально-образовательный рост. Другими словами, процесс и результат профессионально-личностного становления для студентов не всегда оказывается личностно значимыми.
При формировании профессионально-личностного становления необходимо понимать, что разные люди достигают ступени профессиональной зрелости по-разному, отличаясь друг от друга по уровню сформированных личностных свойств и качеств, прежде всего, мотивационно-потребностной сферы и характера. И поскольку жизнеспособность у них различна (по содержанию, интенсивности и динамичности проявлений их мотивационно-потребностные сферы), то развитие общих и специальных способностей, выражающихся в степени успешности приобретения знаний, навыков и умений и оперирования ими, соответственно, всегда в большей или меньшей степени будут иметь существенные отличия и как субъекты деятельности. Таким образом, и возможности для дальнейшего развития как индивидов, личностей и субъектов познания, общения и деятельности тоже будут различны. В связи с этим, траектории личностно-профессионального развития у всех студентов будут разными.
Как отмечают Н.В. Бордовская и А.А. Реан, «факт обучения в вузе укрепляет веру молодого человека в свои силы и способности, порождает надежду на полноценную в профессионально - творческом плане интересную жизнь и деятельность» [1].
Также известен тот факт, что в студенческие годы учеба в вузе протекает у студентов на фоне кризисных явлений. У них появляется чувство тревожности, они испытывают неуверенность в себе, сомнения в правильности профессионального выбора, неготовность к самостоятельной жизни вдали от родителей, новые друзья, новые условия и среда т.д. И студенты, обычно нацеленные на приобретение определенной профессии в начале обучения, теряют эту цель, или она не кажется уже столь ясной. Поэтому очень важным является вооружить их знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной учебы в вузе и столь же существенным является не упустить важнейшего процесса формирования внутренней позиции, перспективных устремлений, ориентаций на мировоззренческое, нравственное профессиональное становление студентов.
Главный парадокс современного высшего образования состоит в том, что «студенты, по сути, зрелые люди, самостоятельно избравшие будущую профессию и уже освоившие приемы самоорганизации, самообразования, самоконтроля и потому тоже ответственные за качество своей подготовки», однако в действительности они далеко не всегда являются активными субъектами учебно-познавательной деятельности и управления.
Их в большинстве случаев характеризует отсутствие профессиональной направленности и положительной мотивации к учению, низкий уровень сформированности знаний, умений, навыков, а также качеств личности, необходимых студентам в учебной и будущей профессиональной деятельности, слабая учебная активность и ориентация на репродуктивные способы решения учебных задач, недостаточный уровень самостоятельности и учебной организации, неразвитость самоконтроля и профессионального самосознания. Это все делает необходимым внешнее педагогическое управление учебной деятельностью студентов.
Все обозначенные выше утверждения, сопричастные к профессиональному становлению и развитию студентов в системе современного высшего профессионального образования и относящиеся к зоне риска, находят свое решение по средствам менеджмента сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов в вузе, позволяющим стать студентам «конструктором» собственного профессионально-личностного становления в условиях субъектных отношений с преподавателем. Поэтому профессионально-образовательная траектория студентов в вузе становится объектом менеджмента, на который необходимо сознательно влиять для максимального достижения поставленной цели в её реализации, а, следовательно, которым необходимо управлять.
Менеджмент – «совокупность искусства и науки, задача которых, во-первых, стимулировать людей и направлять, чтобы они действовали в рамках порученного им дела так же, как они поступали бы по собственной инициативе при условии понимания ими всех взаимосвязей, причин и последствий каждой конкретной ситуации; и, во-вторых, объединить деятельность всех людей внутри организации».
В этом случае вызывает определенный интерес позиция Д. Макгрегора при фиксации им разницы в подходах к мотивации сотрудников в соответствии с «теорией Х» и «теорией У». «Теория Х» основана на внешнем контроле, а «теория У» всецело полагается на самостоятельность работников и их самоконтроль. «Вся разница в том, что в первом случае с работниками обращаются как с детьми, а во втором – как с взрослыми» Соответственно, первый случай определяем как управление, второй – как менеджмент.
Педагогический менеджмент предполагает организацию образовательной деятельности таким образом, чтобы обучающийся сам был активным участником собственного образовательного процесса, осознанно принимал и нес ответственность за выбранные цели, методы, результаты, т.е. являлся менеджером собственного профессионального становления.
Следовательно, менеджмент-сопровождение профессионально-образовательной траектории студентов в социокультурной образовательной среде вуза, предусматривает соблюдение соответствия целей образовательной деятельности, содержания организационных условий, преимуществ ресурсного обеспечения, механизмов взаимодействия с внешними и внутренними факторами, методов центрированных на студенте и его субъектной позиции (активная образовательная деятельность студентов), применение форм, средств, технологий, методов контроля и оценки (мониторинг).
Кроме того, менеджмент-сопровождение профессионально-образовательной траектории должен быть основан на следующих принципах:
- организации образовательного процесса ориентирована на предоставление высококачественного образования в условиях социокультурной образовательной среды;
- непрерывного совершенствования повышения качества ресурсного обеспечения и других видов обеспеченности образовательного процесса;
- ориентации на личностные качества и запросы, индивидуальные особенности студентов и способности к профессионально-личностному росту;
- обеспечения включенности и взаимодействия всех участников, как субъектов образовательного процесса в реализации профессионально-образовательной траектории студентов.
Ключевым для всякого образовательного учреждения является образовательный процесс, в центре которого выстраивается взаимодействие педагогов и обучающихся, как взаимодействие субъектов этого процесса. Остальные процессы жизнедеятельности призваны создавать необходимые условия для образовательного процесса, который порождает основные результаты.
Накопленный в образовательной практике опыт организации образовательной деятельности обучающихся в вузе связан с реализацией традиционной модели обучения, которая в должной степени не обеспечивает в современных условиях решения задачи личностно-ориетированного и личностно-деятельностного развития студентов. Данное обстоятельство явилось причиной перехода к личностно-деятельностному подходу, который рассматривается, как субъектно-орентированная организация и сопровождение преподавателем образовательного процесса, оказывающие влияние на формирование и профессионально-личностное развитие студентов.
В этих условиях сопровождающая позиция педагога по отношению к обучающемуся при постановке и достижения образовательных целей обусловлена личностно-деятельностным подходом к образованию, следовательно, меняется позиция педагога. Он выступает субъектом сопровождения, направляет его образовательную деятельность, способствует успешной реализации заложенных в нем потенциалов, создает условия для становления субъектной позиции обучаемого и осмысления студентом перспективы профессионально-личностного роста.
Изменение подходов к образовательному процессу, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к обучению требует построения и реализации модели, раскрывающей сущность исследуемого объекта в качестве которого в представлена профессиональная подготовка студентов в социокультурной среде вуза и отвечающая предъявляемым требованиям к современной организации и обеспечению образовательной деятельности.
Известно, что в педагогической науке и практике, как метод научного исследования достаточно часто используется моделирование, которое считается одним из наиболее эффективных интегрированных методов исследования, способных объединить его теоретическую и эмпирическую части и оперирует главным понятием «модель» как идеальным теоретическим представлением об объекте (инструмент его анализа).
Главным в процессе моделирования, как методе педагогического исследования, является способность модели к систематизации уже существующего в реальной практике опыта; к прогнозированию качества процесса и результата педагогической деятельности; к выявлению нереализованных или потенциальных возможностей объекта моделирования (Р.Н. Азарова, В.И. Загвязинский).
При построении модели менеджмента сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов в социокультурной среде вуза мы исходили из общепринятого в педагогической и философской науке представления о модели как системе, включающей взаимосвязанные и взаимодействующие между собой функциональные составляющие, направленные на достижение на цели. Также учитывалось, что для организации данного процесса необходимо определить внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на данный процесс, цели, формы, методы и технология реализации.
Модель менеджмент-сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов в социокультурной образовательной среде вуза включает в себя следующие блоки: ценностно-целевой, организационно-управленческий, ресурсно-сопроводительный, содержательно-процессуальный, которые содержат в себе подструктурные элементы, между собой взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют единый цикл управления сопровождением поэтапного профессионального становления студентов в вузе.
Все эти элементы в дальнейшем будут положены в основу технологии поэтапного сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов в вузе и оценку её эффективности.
Концептуальные основы, разработанной модели представлены методологическими и теоретическим положениями; совокупностью принципов, лежащих в основе менеджмента и процесса педагогического сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов в вузе, совокупностью обобщенных условий, отражающих цели, содержание, технологию.
Цель модели создание эффективных организационных условий и ресурсного обеспечения для сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов, постоянного улучшения качества предоставления образовательных услуг, удовлетворения потребностей потребителей образовательных услуг, эффективности и результативности управленческой и сопроводительной деятельности преподавателя.
Безусловно, модель менеджмент-сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов в вузе по направленности процесса познания объекта – организационно-управленческая, деятельностная, так как обеспечивает организационные и сопроводительные педагогические условия профессиональной подготовки студентов в вузе на основе функциональной обусловленности. В связи с этим определены следующие функции модели: организационная, деятельностная, координирующая (управленческая).
Организационная: создание максимально благоприятных условий с целью творческой и профессиональной самореализации каждого студента; системный подход к организации и сопровождению образовательного процесса, исследовательской, профессионально-практической, образовательной деятельности, ресурсному обеспечению; ориентация на качество овладения профессией, на профессионально-личностное становление студентов, стабильное повышение качественного уровня удовлетворенности образовательных услуг; принятие организационных решений, основанных на достоверной и полной информации с учетом анализа эффективности реализуемой технологии поэтапного сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов в вузе.
Деятельностная: педагогическое сопровождение субъектно-субъектных отношений между преподавателем и студентами, признания субъекта сопровождения и взаимодействия с ним в процессе обучения в вузе; мотивационная поддержка субъектов образовательного процесса; педагогический мониторинг с целью анализа и прогнозирования результатов реализации профессионально-образовательной траектории студентов в вузе; деятельность по его поддержанию; профессиональная и этическая ответственность всех субъектов образовательного процесса за качество предоставления и потребления образовательных услуг.
Координирующая (управленческая): управление ресурсным обеспечением, которое позволяет функционировать образовательному процессу бесперебойно и максимально эффективно; нахождение оптимальных управленческих решений по средствам анализа результатов реализации поэтапного сопровождения профессионально-образовательной траектории.
Таким образом, авторская модель менеджмент-сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов в социокультурной образовательной среде вуза, способствует описанию и расширению знаний об исследуемом процессе, раскрывает целостное взаимодействие следующих блоков:
Ценностно-целевой блок.
Данный блок определяет нормативно-правовую базу (совокупность законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность вуза и профессионального образования), требования ФГОС ВПО, требования работодателей к уровню компетентности выпускника по заявленным требованиям направления подготовки; установление партнерских отношений с иными образовательными и социальными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями, административными органами, предприятиями и организациями в целях оптимизации процесса профессионального становления студентов.
Организационно-управленческий блок.
Включает в себя проектирование (моделирование, планирование и прогнозирование результатов профессионально-образовательной траектории студентов) и содержит следующие организационно-управленческие компоненты:
- Организацию образовательного процесса.
- Организацию профессионально-практической деятельности.
- Организацию исследовательской деятельности.
Характеризуется направленностью вузовской профессиональной образовательной программы на использование потенциала всех учебных дисциплин и видов учебной практики, научно-исследовательской работы на профессионально-личностное становление студентов, обусловленных его индивидуальными профессиональными потребностями; организация педагогического процесса на принципах приоритета учебной и профессионально-практической подготовки, что предопределяет возможность реализации профессионально-образовательной траектории.
Ресурсно-сопроводительный блок.
Определяет условия, средства обеспечения сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов, оказывающие влияние на её ход: социокультурная среда вуза, как пространство совместной жизнедеятельности субъектов образовательного процесса, обеспечивающее раскрытие индивидуальных ресурсов личности; учебно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, информационно-библиотечное обеспечение, научно-педагогическое обеспечение, обеспечение инфраструктурой и производственной средой.
Содержательно-процессуальный блок.
Включает в себя:
- профессионально-образовательную траекторию студентов в социокультурной образовательной среде вуза, заключенную в образовательный процесс, как основной процесс системы высшего образования, особая концептуально обоснованная, целенаправленная, непрерывная образовательная деятельность преподавателя, осуществляемая по созданию условий и обеспечению образовательного пространства, как специфической нише по формированию профессиональных знаний, умений и навыков, направленных на профессионально-личностное становление студентов;
- мониторинг, как систематизированный анализ постоянного наблюдения за выполнением требований по достижению запланированных результатов образовательной деятельности, система постоянных измерений оценки и определения тенденций изменения, отражающая уровень профессионально-личностного становления, объективный и непрерывный контроль усвоения знаний студентов, осуществляемый по итогам текущего контроля знаний, промежуточной аттестации студентов, учебной, профессионально-практической и научно-исследовательской деятельности.
Менеджмент сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов в социокультурной образовательной среде вуза, как модель, предусматривает соблюдение соответствия целей образовательной деятельности, содержания организационно-управленческих условий, ресурсное обеспечение, включает в себя профессионально-образовательную траекторию студентов, заключенную в образовательный процесс, как непрерывную учебную деятельность целенаправленную на профессионально-личностное становление студентов, а также деятельность преподавателя, осуществляемая по созданию условий и обеспечению образовательного пространства, как специфической нише для формирования устойчивых мотивов и готовности к профессиональному развитию.
Список литературы:
1. Цытулина Н.В. Сопровождение профессионально-образовательной траектории обучающихся в условиях социокультурной образовательной среды: Монография. – М.: НОУ ВПО МИЛ, 2015. – 139 с.