К вопросу богословского наследия Халила из Ангида
К вопросу богословского наследия Халила из Ангида
On the question of the theological heritage of Khalil of Angid
Автор: Исаев Рамазан Абдулкагирович
Мусульманская религиозная организация духовной образовательной организации высшего образования "Болгарская исламская академия", г. Болгар, Россия
e-mail: Ramazanisaev009@gmail.com
Isaev Ramadan Abdulkagirovich
Bulgarian Islamic Academy, Bulgaria, Russia
e-mail: Ramazanisaev009@gmail.com
Аннотация: Статья посвящена жизни и научно-богословской деятельности видного дагестанского ученого-богослова XIX – начала XX веков Халила из Ангида. В данной статье проводится краткий анализ научного наследия Халила Ангидинского и его особого научного стиля использованного им при составлении ответов на вопросы правового характера. Исследовательское внимание автора привлекла довольно известная, в богословских кругах, работа Халила Ангидинского под названием «Фатава», представляющий собой сборник правовых заключений. Актуальность данного исследования заключается в том, что оно даст более глубокое понимание богатого мусульманского научно-богословского наследия России дореволюционного периода.
Abstract: The article is devoted to the life and scientific and theological activity of a prominent Dagestan scientist - the theologian of the XIX - early XX centuries Khalil from Angida. This article provides a brief analysis of the scientific heritage of Khalil Angidinsky and his particular scientific style used by him in compiling answers to legal questions. The author’s research attention was attracted by the rather well-known, in theological circles, work of Khalil Angidinsky entitled “Fatava”, which is a collection of legal opinions. The relevance of this study is that it will provide a deeper understanding of the rich Muslim scientific and theological heritage of Russia in the pre-revolutionary period.
Ключевые слова: Халил из Ангиды, фетва, научно-богословское наследие.
Keywords: Khalil from Angida, fatwa, scientific and theological heritage.
Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.
Введение.
История развития мусульманской правовой системы в Дагестане начинается с X-XIв в. В этот период «… здесь начала формироваться местная мусульманская духовная элита – суфийские шейхи, кадии и мударрисы, с широкой сетью мусульманских учебных заведений по образцу ближневосточных мадраса».[6] На протяжении всей истории развития вопросы, проблемы, возникшие при изучении мусульманского права, в основном решались с помощью дискуссий, полемики. Эта методика широко практиковалась на Ближнем Востоке начиная со Средних веков и оттуда она перешла в дагестанскую богословскую школу.
Так что нет ничего удивительного в том, что среди дагестанских ученых-богословов была широко распространена практика обращения друг к другу с вопросами правового характера. Эта методика развивалась в двух направлениях: первое-анализировались полемики арабских правоведов, через вопросы и ответы и обсуждение этих вопросов и ответов; второе – на основе собственного опыта дагестанских богословов, а именно через обучение дагестанцев в крупнейших мусульманских образовательных центрах Ближнего Востока, которые привозили с собой новые идеи и практики.
В последующем, вопросы и ответы на них учеными или их учениками систематизировались и собирались в сборники, называемые фетвами. Фетва представляет собой нормативно правовой источник мусульманского права, служащий для оценки и регуляции общественных отношений, возникающих в связи с появлением в правовом пространстве нового феномена, затрагивающего жизнь людей и их вероубеждения. Провозглашать фетву имеет право лишь авторитетный в исламском мире ученый-богослов или совет, уполномоченный для принятия подобных решений. [2]
Со временем практика составления сборников фетв в Дагестане широко распространилась. Наибольшую известность и распространение получили следующие сборники фетв дагестанских ученых: «Фатава Мухаммада Ал-Алиджи» (ум. в 1808 г.), «Фатава Мухаммада Али Ал-Чохи» (ум. в 1887 г.), «Фатава Мухаммада Ал-Аймаки» (ум. в 1819 г.), «Фатава Халила из Ангида» (ум. в 1907г.) и др.
В данной работе, предметом исследования стали фетвы Халила из Ангиды, так как они на мой взгляд, являются наиболее интересными по своему научному содержанию и разнообразию затрагиваемых тем, что говорит о богатом наследии этого видного религиозного деятеля, чье наследие, на сегодняшний день, является малоизученным.
Творческая биография Халила из Ангиды.
Родился Халил сын Шейхилава в 1828г. в селе Ангида, ныне Цумадинского района, Республики Дагестан. Начальное образование Халил получил у своего отца, который являлся ученым-богословом. После своего отца, Халил из Ангиды отправился на учебу к таким видным учёным XIXв. как: Загалав из с. Хварши (ум.1871г.), сын Загалава из с. Хварши Талхат (ум. 1882г.), Газияв из с. Тлондода (ум. 1872г.), Шамхал сын Муртазаали из с. Аргвани(ум. 1907г.), Халид из с. Карата (ум. 1892 – 1893 гг.), Гитинав Ибрагим Хаджи из с. Урады (ум. 1872г.), Муртазаали сын Мухаммада из с. Урада (ум.1865г.), Абдуссалам сын Мухаммада из с. Муни (ум.1887 г.), и многие другие.
Получив энциклопедические знания и утвердившись в научной среде, как знаток мусульманского права, Халил был назначен имам-хатыбом в своем селе. В последующем он был направлен в село Тинди, ныне Цумадинского района, Республики Дагестан, где выполнял работу имам-хатыба, шариатского судьи (кадия), также являлся писарем одного из наместников(наибов) Шамиля. В ходе нашего исследования, выяснилось, что он занимал этот пост около тридцати лет. [3, с.5] Многочисленные колофоны [1] одной из частных рукописных коллекций свидетельствуют, что во время пребывания в селе Тинди, Халил из Ангиды также занимался преподавательской деятельностью в местной арабо-язычной школе (медресе) [4].
Возвращаясь к вопросу научного наследия Халила Ангидинского, стоит отметить его весомый вклад в развитие дагестанской научной мысли. Халил является автором ряда арабо-язычных трудов, я упомяну лишь несколько из них: «Тарифат» («Определения») в нем автор рассказывает о некоторых основополагающих правилах арабской грамматики, «Мухтасару тамрини сарфи» («Короткий сборник синтаксических упражнений») темой данного сочинения является арабский синтаксис, «Ал-Хабар фи-т-тарих Ал-Махалли» («Летопись истории края») данный труд повествует о некоторых исторических фактах произошедших в последние годы Кавказской войны, «Хуласатуль Адаб» («Короткий этический сборник») в котором автор затрагивает тему достоинства изучения знаний, «Фатава» («Правовые заключения») представляющий собой сборник правовых заключений и мн. др.
Краткое описание сочинения Халила из Ангида: «Фатава».
В ходе изучения рукописи труда «Фатава», был произведен подсчёт и нумерация правовых заключений, их общее количество составило двести семьдесят два. Также весьма обширна палитра ссылочных источников. Выяснилось, что при составлении своих ответов Халил Ангидинский опирался в общем количестве более чем на сто источников абсолютно разных направлений наук, что еще раз подчеркивает и указывает на уникальность данного сочинения. Отвечая на вопросы правового характера Халил чаще всего опирается на самые известные комментарии и субкомментарии к арабо-язычному правовому сочинению известного средневекового ученого имама Ан-Навави (ум.1278 г.) «Минхадж Ат-Талибин»(«Путеводитель ищущих знания»), а именно на комментарии Ибн Хаджара Ал-Хайтами (ум.1567г.) «Тухфат Ал-Мухтадж бишархиль минхадж , комментарии Шамсуддина Ар-Рамли (ум.1597г.) «Нихаят Ал-Мухтадж», комментарии Хатыба Аш-Ширбини (ум.1570г.) «Мугни Ал-Мухтадж» и комментарии Джалалуддина Ал-Махалли (ум.1460г.) «Канз Ар-Рагибин». Субкомментариями на которые автор опирался, были наиболее распространенные на тот момент на территории Дагестана. Это сочинения, такие как: «Хаваши Аш-Ширвани аля т-тухфат» написанные известным дагестанским ученым Абдул Хамидом Аш-Ширвани (ум.1883г.) и являющиеся субкомментариями к упомянутому выше труду Ал-Хайтами.
На широту и глубину научных познаний Ангидинского также указывает его разносторонний подход в ответах на вопросы. В них автор затрагивает темы мусульманской догматики (акыды), арабской грамматики, экзегетики Корана (тафсир), суфизма и пророческой медицины. К примеру, в его ответе на вопрос о том, что является лучшим лекарством.
Спросили его о «господине» лекарств?
И он ответил: «поистине, это мёд», - затем он процитировал 69 аят из суры Нахль: -«Выходит из внутренностей пчёл питьё (мёд) разного цвета, в котором (есть) исцеление для людей от многих болезней».[1] После этого он продолжил: «мёд полезен для профилактики любой болезни. Если смешать мёд с солью и нанести на нёба ребёнка, который не разговаривал, то он заговорит быстро, и он будет красноречив». Далее он оставляет ссылку на источник по пророческой медицине, написанный известным ученым-богословом Джалалуддина Ас-суюти (ум.1505 г.) «Ар-Рахмату фи Ат-тиб ва Ал-Хикмати».[5]
Умер Халил в 1907г. и был похоронен в своем родовом селе Ангида.
Заключение.
Изучая научное наследие известных Российских ученых-правоведов заметно их глубокое знание классических мусульманских правовых сочинений и языков. В их трудах ярко выражены комплексные исследования памятников традиционной письменности арабо-мусульманского мира. Дальнейшее изучение данного наследия имеет важное историографическое, источниковедческое и культурологическое значение и внесет важный вклад в исследование научного наследия и духовной культуры народов Дагестана и России в целом.
Список литературы:
1. Коран [перевод с арабского].
2. Рахматуллин Р.Ю. «Особенности мусульманского права» Башкирский государственный аграрный университет , № 5 (85) Год: 2016 Страницы: 101-111.
3. Халил из Ангида, «Краткое историческое изложение» [перевод с аварского яз.] Абубакр Шахилави, изд. дом: АЛЕФ, 2017г , 108стр.
4. Частная рукописная коллекция Магомедова Абдулхамида Иззудиновича.
5. Халил из Ангида , «Фатава» [рукопись].
6. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама в Дагестане: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хакаик» (XI –XIIвв), под ред. С.М. Прозорова. М., 2003.
[1] Колофо́н — текст на последней странице рукописной или старинной печатной книги, в котором сообщаются данные об авторе, времени и месте создания этого произведения.