Научный вклад дагестанского ученого Ибрагим аль-Хучади в конце XIX – начале XX века

Дата публикации: 2020-04-19 22:45:47
Статью разместил(а):
Нурасмагомедов Мурсаил Иманмагомедович

Научный вклад дагестанского ученого Ибрагим аль-Хучади в конце XIX – начале XX века на территории Дагестана

Scientific contribution of the Dagestan scientist Ibrahim al-Khuchadi in the late XIX - early XX centuries in the territory of Dagestan

Автор: Нурасмагомедов Мурсаил Иманмагомедович

Болгарская исламская академия, г. Болгар, Россия

e-mail: nur.mursail95@gmail.com

Nurasmagomedov Mursail Imanmagomedovich

Bulgarian Islamic Academy, Bolgar, Russia

e-mail: nur.mursail95@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена исследованию одной из наиболее актуальных тем в современной мусульманской науке Дагестана – роли местных богословов в развитие исламской мысли. В этой статье освещается роль и деятельность Ибрагима аль-Хучади в преподавании и разъяснении ислама верующим. Богослов был противником применения насилия для достижения политических или иных целей.

Abstract: The article is devoted to the study of one of the most relevant topics in modern Muslim science in Dagestan – the role of local theologians in the development of Islamic thought. This article highlights the role and activities of Ibrahim al-Jucati in the teaching of Islam. The theologian was opposed to the use of violence to achieve political or other goals.

Ключевые слова: ислам, богослов, Ибрагим аль-Хучади.

Keywords: islam, theologian, Ibrahim al-Jucati.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

 

Исторический анализ феномена мусульманского религиозного сознания как фундаментального элемента исламского общественного бытия, его эволюции и трансформации имеет особое значение в свете последних изменений и событий в мире. Интерес исторической науки к этой теме вполне обоснован и соответствует современным тенденциям развития мировой общественной мысли.

В условиях современной России как многонационального и поли конфессионального государства особое значение приобретает богословский опыт различных народов и конфессий, составляющих его, который может быть использован для решения актуальных проблем современности. В России ислам имеет богатую традицию религиозного и реформистского мышления. В частности, история дагестанского народа свидетельствует о культурном многообразии - особенно это относится к периоду конца XIX - начала XX вв. В это время произошла смена традиционного мировоззрения на новое, основанное на управлении перестройкой всех сторон человеческой жизни, в том числе категории сознания, веры и осознания истинной природы исламского учения, прокладывающего путь к гармоничному развитию человека и общества. Одним из значительных представителей ислама в Дагестане в это время был Ибрагим аль-Хучади.

Ибрагим-дибир был сыном Курал Абдулы, точная дата его рождения и место неизвестно. Среди ученных-алимов семьи Курал он был самым одаренным. Его братья Хасан-дибир и Мухаммад-дибир так же были хорошими алимами.

Меселасул Мухаммад-афанди рассказывал, что Ибрагим-дибир, вместо того чтобы зарабатывать деньги на покупки книг, сам писал книги. Он брал книги у своего устаза и переписывал их от руки для себя. У Ибрагима-дибира был очень красивый почерк.

Говорят, что Ибрагим-дибир успевал за двумя женщинами, которые убирали урожай, связать снопы, а в свободное время переписывать части из Корана. В действительности в его рукописях находили частицы колосьев.

Ибрагим-дибир долгое время был имамом в селах Хучада и Дагбаш, бывал в Грузии, также преподавал в других селениях Дагестана.

Мухаммад Ариф-афанди из Кахиба и Меселасул Мухаммад Афанди из с. Хучада рассказывали, что писания Ибрагим-дибира находились во многих книгах. Меселасул Мухаммад рассказывал, что по линии тариката Ибрагим-дибир и Ахмад-дибир были самыми сильными и известными алимами во всей округе.

Был такой случай в селе Хучада, когда муж одной женщины в одностороннем порядке расторг брак по шариату, произнёс определенные слова, но потом, видимо, передумал. И вот жена пришла к Ибрагиму-дибиру узнать о законности данного расторжения, Ибрагим-дибир вынес свое решение, подтверждающее расторжение брака. В то время в селе Гуниб действовал шариатский суд, и они решили обратиться туда. И вот кади (судья) вынес противоположное решение. Кади (судья) обращался к Ибрагим-дибиру со словами: «Я же правильное решение вынес, да?». На что Ибрагим-дибир ответил: «Если бы на твоем месте сидел я, то неправильное, но так как ты там сидишь, может и правильное». И когда они возвращались, Ибрагим-дибир сказал своему попутчику, если это решение окажется неправильным, то муж в течение года умрет. Так оно и случилось. Вот такая история.

Еще одним подтверждением того что он был одаренным и грамотным алимом является то, что он работал в Темирхан-Шуре (Буйнакске) в издательстве Мухаммад мирза Мавраева и был человеком особой комиссии по цензу. Был такой случай, когда в издательство пришла книга «Маджмуату расаиль», которую написал Удурат из Урада, в комиссии отсутствовал Ибрагим-дибир. Комиссия без его рецензии не смогла утвердить и одобрить данную книгу. Но после его рецензии и одобрения, данная книга была издана и до сих пор хранится в библиотеке Нурмухамада сына Мухаммада из Аракани.

Известный в Дагестане алим Муслим-афанди из Урада также учился у Ибрагима-дибира. Много лет он был имамом в Дагбаше. Однажды житель этого села позвал в гости Ибрагим-дибира на ужин, на хинкал (дагестанское национальное блюдо) из пшеничной муки и мяса, что в то время было редкостью. И после плотного ужина, хозяин заговорил о наследстве, которое по шариату не может ему принадлежать. На что Ибрагим-дибир ему ответил: «Эх, Мухаммад, за твое угощение мое ученье не продается».

У Ибрагима-дибира было два сына Мухаммад и Хирамухаммад. Оба погибли во время войны при переселении в Чечню, в селе Зандакиб, там же и похоронены.

Ибрагим аль Хучади был автором многих книг и писем, но до нас дошли его две книги. Первая, «Муксиму факар аль-кузат», в которой он подробно разобрал тему следования за мазхабами, привёл слова крупных авторитетных учёных. Вторая, «Мургиму унуф аль-уузат фи хаки ахзихим сулуса аз-закат». В этом труде автор подробно разбирает раздел закята, приводя также слова крупных авторитетных учёных. Его книги показывают, каким большим ученным он был и какой вклад внес в развитие исламской мысли в Дагестане. 

К сожалению, исламский мир потерял одного из лучших богословов, который внес большой вклад в развитие исламской мысли и толкование норм шариата в Дагестане. Ибрагим-дибир умер в 1919 году, похоронен в местечке «Лъарамагъилъ» (название на родном языке). На надгробной плите написаны такие слова: «Ты, восхваленный устазом. Пусть твое учение и нам поможет на этом и на том свете». Это стало огромной потерей, на наш взгляд, для дагестанской мусульманской системы, поскольку Ибрагим-дибир стремился к пониманию шариата верующими и сближению всех школ религиозного права (мазхабов), ссылаясь при этом на Коран и хадисы.

 

Список литературы:

1. Газимагомедов Р.И. Государственная политика в отношении ислама в Дагестанской области (1860-1920 гг.): дисс. канд. ист. наук. – Махачкала, 2014. – 211 с.

2. Ибрагимова З.Б., Магомедова З.А. Дагестанские богословы о переселенческом движении мусульман Кавказа в конце XIX – начале XX вв. //Манускрипт. – 2019. - №12. – С. 50-53.

3. Оразаев Г. М.-Р. Сочинения биографического жанра (по материалам тюрк язычных рукописей Дагестанского происхождения) // Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН. – Ф. 3. – Оп. 1. – Д. 890. – 85 л. 

4. Эмирова Д.С. Ислам и этноконфессиональные проблемы в современном Дагестане: дисс. канд. фил. наук. – Махачкала, 2003. – 152 с.