Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Жизнь и научное наследие Мухаммада из Хвартикуни

Дата публикации: 2020-04-17 16:58:40
Статью разместил(а):
Абдулаев Газимагомед Махачевич

Жизнь и научное наследие Мухаммада из Хвартикуни

The life and scientific heritage of Muhammad from Hvartikuni


Автор: Абдулаев Газимагомед Махачевич

Мусульманская религиозная организация духовной образовательной организации высшего образовании «Болгарская исламская академия», г. Болгар, Россия.

e-mail: gazikmaali@gmail.com

Abdulaev Gazimagomed Makhachevich

Muslim religious organization of the spiritual educational organization of higher education "Bulgarian Islamic Academy" Bulgarian, Russia.

e-mail: gazikmaali@gmail.com

 

Аннотация: Статья посвящена исследованию жизни и творчества, выдающегося дагестанского ученного и правоведа, жившего в начале ХХ столетия, Мухаммада сына Ахмад хаджиясул Мухаммада из села Хвартикуни, более известного как ибн Ахмад Ал-Бадави. В данной статье проводится анализ жизни и научной деятельности Мухаммада Ал-Хвартикуни. Также подчеркивается вклад его известного труда «Фатава Ал-Хвартикуни» в развитии дагестанской богословской мысли. В данном труде сделана определённая попытка  унифицировать и зафиксировать ответы на наиболее распространённые вопросы правового характера, исламского богословия которые имелись в дагестанском обществе начала ХХ в., что стало одной из причин популярности данного произведения. Интерес к сочинению также вызывает аргументация ответов и широта использования в них методов различных теологических наук. Автор в своих ответах часто ссылается на мнения учёных шафиитской правовой школы, также периодически приводятся мнения учёных и других правовых школ (мазхабов) и учёных, занимающихся исламским источниковедением и его методологией, грамматикой, стилистикой арабского языка, Корана, науками хадиса (изречений Мухаммада) и исламской теологической догматикой.

Abstract: The article is devoted to the study of life and work, an outstanding Dagestan scholar and jurist who lived at the beginning of the twentieth century, Muhammad son Ahmad Hajiyasul Muhammad from the village of Hvartikuni, better known as ibn Ahmad Al-Badawi. This article analyzes the life and scientific activities of Muhammad Al-Khvartikuni. The contribution of his famous work «Fatava Al-Khvartikuni» to the development of the Dagestan theological thought is also emphasized. In this work, the answers to the most common questions of a legal nature that existed in Dagestan society at the beginning of the twentieth century were unified and fixed, which became one of the reasons for the popularity of this work. The interest in the essay is also aroused by the reasoning of the answers and the widespread use of various theological sciences in them. In his answers, the author often refers to the opinions of scholars of the Shafi'i law school, the opinions of scholars and other law schools (madhhabs) and scholars involved in Islamic source studies and its methodology, grammar, Arabic style, the Qur'an, the hadith sciences (Muhammad’s sayings) and Islamic theological dogma.

Ключевые слова: Мухаммад Ал-Хвартикуни, Дагестан, Хвартикуни, иман.

Keywords: Muhammad Al-Khvartikuni, Coryphaeus, Dagestan, Khvartikuni, Iman.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

Введение.

Одной из востребованных задач современных исследователей, является восстановление отечественного арабоязычного богословского наследия, так как, на наш взгляд, оно объективно и достоверно отражает жизнь нашего государства на разных этапах его развития. Очень много отечественных исследователей прошлого работали в этой области. Среди них известный академик Виктор Романович Розен, который  занимался изучением и изданием арабских источников по истории России, описанием арабских и персидских рукописей, участвовал в международном издании «Анналов» Тибари и мн. др. В свое время  Крачковский И.Ю. так писал, о нем «всей своей деятельностью закрепил двустороннюю роль нашей арабистики: она имеет право самостоятельного суждения по всем вопросам, возникающим в мировой науке, но в первую очередь призванным решать те задачи, которые стоят в этой области перед нашей страной, исследовать прежде всего те материалы, которые с нею непосредственно связаны…» [1,с.12].

Особого внимания на мой взгляд заслуживают арабоязычные труды дагестанских учёных. Если вначале местная культура обогащалась за счёт арабо-мусульманской культуры, то в последствии она приобрела самостоятельность и внесла свой небольшой, но весьма ощутимый по содержанию вклад в общую арабо-мусульманскую культуру. Тот же Крачковский И.Ю., который внимательно и кропотливо изучал труды дагестанских богословов писал: «Арабская литература на Северном Кавказе культивируется уже местными силами и в своей оболочке арабской письменности развивает даже самостоятельные черты... Дагестанцы создавали оригинальные произведения, органически связанные с краем, вносили свою специфику в арабоязычную культуру».[2,с.77]  

Наиболее стремительный подъём, в изучении и переработки исламского богословского наследия, относительно малочисленных народов, от скромных шагов в области науки до повсеместного признания и авторитета в научных кругах Востока, можно проследить на примере дагестанских народов. Это явление подметил и отметил  выдающийся азербайджанский историк первой половины XIX в. Аббас-Кули-Ага Бакиханов (ум. 1846 г.) в своём широко известном труде «Гюлистан-и Ирам». Там он пишет: «несмотря на беспрерывные войны и опустошения, причиняемые этому краю постоянными столкновениями северных племён с южными, здесь появлялись люди, которые своей учёностью и способностью далеко распространили свою славу. Почти все представители этой страны, перебравшиеся, в разные страны, достигли там известности и почестей, а многие из них занимали высокие посты». [3,с.37]

Творческий путь Шейха Мухаммад аль-Хвартикуни.

Среди всех богословских наук учёные Дагестана особое внимание уделяли исламскому праву (фикх) и подтверждение тому -  многочисленные труды, которые пользуются популярностью в научно-богословской среде не только в Российских мусульман, но и за ее пределами.

Одним из наиболее ярких представителей дагестанской правовой школы ХХ в., чье богословское наследие очень мало изучено, является Мухаммад хаджи Хвартикунинский.

Мухаммад Аль-Хвартикуни – учёный-правовед, оставивший заметный след в дагестанской научно-богословской и образовательной традиции. Его биография и творческое наследие представляют огромный интерес в контексте изучения истории Дагестана в начале ХХ в, с точки зрения научных и образовательных связей с Востоком, интеллектуальной истории и истории общественно-политической и религиозной мысли региона, а также множества иных вопросов, связанных с исламским правом (фикх) и историей исламской культуры.

По имеющимся у нас данным, Мухаммад сын Ахмада-хаджи, родился в 1917 г., в дагестанском селе  Хвартикуни Гергебильского района. Мать, Мухаммад хаджи, Марьям скончалась, когда ему было 6 лет. Свой путь в изучении знаний он начал в возрасте 6-7 лет, в коранической школе с. Гергебиль. Здесь под опекой преподавателя Салих, он научился читать Коран в соответствии со всеми установленными правилами. Умение читать Коран в то время было очень престижным ввиду того, что учителей по данному направлению было очень мало. После окончания учёбы он вернулся в родное село и поступил в местное медресе, Мухаммад проучился в нем до его закрытия, которое было связано с приходом советской власти.

Отец Мухаммада, Ахмад-хаджи, который неплохо разбирался в исламских науках, взялся за дальнейшее обучение сына в соответствии исламской традиции. Так продолжалось несколько лет пока его отца не репрессировали. Он был осуждён, выслан в ссылку откуда не вернулся. К тому времени Мухаммад хаджи Ал-Хвартикуни  имел солидный багаж знаний по исламским наукам и уже был в состоянии самосовершенствоваться. Эрудированный, обладающий широким спектром богословских знаний молодой человек вскорости был назначен имам-хатыбом шести близлежащих дагестанских селений: (Тунзи, Дарада, Мурада, Маали, Ипута, Хварада). Также он совмещал с этим работу в дорожной службе, принимая участие в постройке мостов, ремонте дорог и проведении водопровода.

В ходе нашего исследования, нам удалось выяснить, что Мухаммад хаджи Ал-Хвартикуни имел тесную связь с авторитетными суфиями того времени. Из его личных записей и воспоминаний его  учеников мы выяснили, что он находился под духовной опекой, таких известных суфийских шейхов, как: Мухаммад Афанди из с. Уриб, Хамзат Афанди из с. Тлях, Абдульхамид Афанди из с. Инхо, Месаласул Мухаммад Афанди из с. Хучада и Саид Афанди из с. Чиркей.

Говоря о вкладе Мухаммада из Хвартикуни в исламскую правовую школу, на первую полосу мы выносим его сборник правовых заключений (фетв) - «Фатава Ал-Хвартикуни». В этой книге аккумулированы  фетвы, собранные из более чем 450 книг. Особо отметим, что большинство правовых решений было взято из авторитетных книг шафиитской школы права (фикха). Ещё большой интерес к данной книге вызывает разнообразие затрагиваемых вопросов, тем. Автор в своих правовых заключениях отвечает на вопросы связанные с обрядовой практикой мусульман, вопросы торговли, также вопросы имущественного права, часть же фетв отвечает на вопросы мусульманской догматики и положений суфизма.[5]

К примеру, в этой книге шейх Мухаммад ибн Ахмад аль-Хвартикуни, в одной из своих фетв пишет:

«Мы понимаем из речи имамов что основа религии, ее опора и стержень не является частое совершение богослужения. Оно бывает только предохранением этой великой основы от несчастий и бедствий, которые исходят от мерзких и порицаемых новшеств. Также мы поняли, что Шариат является переданным по передачам и сохранённым, а не основанный на разуме и логике. Что касается того, что выдумывают люди от себя, то оно является далёким от истины, и не вообразимым у обладателей ума. Большинство учёных и кадиев упорствуют в этом. Им обязательно нужно следовать и покориться истине, без упорства. Также брать то, что пришло в Коране и Сунне. И просить прощения у Всезнающего Владыки от совершения ими нововведений». [5, с.81] 

Умер Мухаммад в 1992 году, и был похоронен на местном кладбище своего родового села. [1] [4,с.29]

Заключение.

Особенность жанра фетв заключается в том, что авторы чаще всего отвечают в них на наиболее распространённые на тот момент в обществе вопросы. Данный факт даёт нам право утверждать, что подробное изучение фетв Мухаммада из Хвартикуни послужит более глубокому осмыслению социально-культурного и религиозного положения общества Дагестана в ХХ в., а также подчеркнёт все разнообразие общероссийского научно-богословского наследия.

 

Использованная литература:

1. А.Р Шихсаидов. Востоковедные исследования в Дагестане. Вестник института ИАЭ. 2014. № 4. С. 11–32.   

2. Шихалиев Ш.Ш. Сокровищница восточных рукописей Дагестана, номер: 1 (11) год: 2012 страницы: 75-82, журнал: исследование.

3. Д.М. Алхасов, М.А. Мусаев. О жизни и деятельности дагестанских ученых в странах арабомусульманского востока. Вестник института ИАЭ. 2006. № 3. С. 37 – 48.

4. М. Нурудинов. История села Хвартикуни, 2017 – Компания Издательство: «Китаб», 2017. – 368 стр. (На аварском языке).

5. Мухаммад ибн Ахмада Ал-Бадави Ал-Хвартикуни Ад-Дагистани («Фатава Ал-Хвартикуни», Издательство: Дар Ар-Рисаля. – 268 стр. (На арабском языке).


[1] Биографические данные взяты у его внука  Мухаммада хаджи, и его учеников Али хаджи Сайгидгусейнова и Мухаммадхайира Исубова. 

. . . . . . .