Риски и проблемы в реализации программ подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама
Риски и проблемы в реализации программ подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама
Risks and challenges in the implementation of training programs with an in-depth knowledge of the history and culture of Islam
Автор: Рамазанов Магомедарип Курамагомедович
Мусульманская религиозная организация духовной образовательной организации высшего образовани "Болгарская исламская академия", г. Болгар, Россия.
Email: r.m.k.81@mail.ru
Magomedarip Kuramagomedovich Ramazanov
Muslim Religious Organization of the Bulgarian Islamic Academy, Bulgarian Islamic Academy, Bolgar, Russia.
Email: r.m.k.81@mail.ru
Аннотация: Автор данной статьи рассматривает проблему углубленного изучения истории и культуры Ислама, а также риски сопутствующие с подготовкой специалистов в данной области. В статье приводятся ссылки на документы согласно которым строится подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама.
Abstract. The author of this article considers the problem of in-depth study of the history and culture of Islam, as well as the risks associated with the training of specialists in this field. The article provides links to documents according to which the training of specialists with in-depth knowledge of the history and culture of Islam is based.
Ключевые слова: программа подготовки, подготовка специалистов, культура ислама.
Keywords: training programme, training, culture of Islam.
Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.
Введение.
Для определения и изучения рисков и проблем в реализации программ подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в Российской Федерации мы вначале проанализируем саму Концепцию упоминаемой Программы. Что было заложено? Что реализуется, и как?
Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама осуществляется на базе различных образовательных организаций, в том числе религиозных и так называемых «светских».
В государственных высших учебных заведениях эта программа реализуется на уровнях бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, и даже докторантуры. Данные программы направлены на углубленное изучение истории и культуры ислама, социально-политического и экономического развития мусульманских стран, этнографии мусульманских народов, арабского, персидского и турецкого языков.
Необходимо отметить, что фактически реализация этой программы с государственной финансовой поддержкой идет только в государственных вузах, а религиозные образовательные организации в ней не участвуют, а просто продолжают готовить священнослужителей так же, как это делали до этой Программы, на такие же благотворительные средства верующих, как и сто лет назад. Речь идет не о финансировании, а об отсутствии общего взгляда на проблему, серьезном риске разделения этой концепции в двух направлениях и однобокой реализации Программы только в «светских» вузах.
В государственных вузах слишком ярко отражается принцип отделения и отдаления верующих от государства (мы не пишем «церкви от государства», потому что по сути это и есть отдаление государства от простых верующих людей), хотя со стороны религиозных учебных заведений есть конкретные шаги к объединению усилий. Они хотя бы привлекают к преподаванию специалистов из государственных вузов, включают в свои учебные планы так называемые «светские» научные дисциплины, но «светские» вузы все еще держатся за «осколки» атеизма. Даже попытки реализации программ по специальности «Теология» в государственных вузах без соблюдения религиозных норм предполагает риск подмены истинных знаний о религии и разрушении самого понятия «теологии» в глазах других людей. Как, например, филолог, изучающий нормы орфоэпии и орфографии, но не использующий их в своей устной и письменной речи.
Стоит напомнить, что одной из целей упоминаемой Программы, и, наверняка, самой важной, является системное противодействие проникновению и распространению в Российской Федерации идеологии религиозного экстремизма и радикализма. В их рядах всегда находятся недоучки и полузнайки, которые не получили должного религиозного образования и воспитания, но берутся рассуждать по поводу, и, занимая определенные должности, пытаются внушать другим свои взгляды, вместо передачи истинных знаний об исламе и воспитания в соответствии с этими знаниями.
Правовой базой упоминаемой Программы являются более десяти серьезных документов, в том числе государственные программы поддержки религиозного образования, такие как «План мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007–2010 гг.», «План мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2011–2013 гг.», «Комплексная программа содействия развитию сферы религиозного образования (2005–2015)».
Федеральный закон «Об образовании» в последней редакции обязывает религиозные образовательные организации проходить лицензирование, но в то же время до сих пор не определен стандарт программ и учебных планов, отсутствует единая система мониторинга и контроля деятельности духовных образовательных организаций, отсутствует должная связь и эффективное учебно-научное взаимодействие между исламскими образовательными организациями разных уровней, в результате чего нарушаются принципы целостности и непрерывности образовательного процесса, преемственности образовательных программ.
В реализации Программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в России за последние десятилетия, конечно же, успехи есть. Появилось то, чего не было до этого - сама государственная программа, и сделаны некоторые конкретные шаги. Но исламские образовательные организации продолжают испытывать трудности организационного, учебно-методического и материально-технического характера.
Еще одной важной проблемой реализации программ подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама является недостаточное внимание, уделяемое арабскому языку - основному языку ислама, знание которого является обязательной компетенцией теологов. Даже после того, как в Федеральном законе «Об образовании» была закреплена норма об изучении двух иностранных языков в общеобразовательных школах, в школах Дагестана арабского языка до сих пор нет.
Изучение арабского языка как иностранного в школе, несомненно, даст хорошую основу для дальнейшей подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, когда как в изучении других иностранных языков нет такой потребности ни для этой Программы, ни для какой-либо другой.
И последнее, на что следует обратить серьезное внимание. Я в начале писал, что упоминаемая Программа реализуется в частных и государственных высших учебных заведениях на уровнях бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, и даже докторантуры. Основная форма реализации – это подготовка теологов. Все это подтверждает, что теологи нужны нашему государству. Но, тем не менее, начиная с курса «Основ религиозной культуры и светской этики» в школе и других учебных дисциплин в средних и высших образовательных организациях, для преподавания которых необходимы серьезные знания в области истории и культуры религии, к их преподаванию теологов не привлекают, более того – не допускают.
Достижение целей, поставленных государством в Программу подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама, требует уточнения многих задач и принятия каждым конкретных решений в соответствии с возложенными обязанностями и предоставленными полномочиями.