Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Исторические особенности взглядов Аль-Хучади в его научных работах

Дата публикации: 2020-04-13 16:15:24
Статью разместил(а):
Магомедгаджиев Шамиль Муртазалигаджиевич

Исторические особенности взглядов Аль-Хучади в его научных работах

Historical features of Al-Huchadi's views in his scholarly works

 

Автор: Магомедгаджиев Шамиль Муртазалигаджиевич

Болгарская Исламская Академия, г. Болгар, Россия

е-mail: shamilmaali1014@gmail.com

Magomedgadzhiev Shamil Murtazaligajiewicz

Bulgarian Islamic Academy, Bulgaria, Russia

е-mail: shamilmaali1014@gmail.com

 

Аннотация: Данная статья посвящена книге Ибрагима аль-Хучади - великого ученого, богослова Дагестана, который жил в начале 19 века. Приведена краткая информация о биографии автора и некоторые вопросы, связанные с его научными работами.

Abstract: This article is dedicated to the book of Ibrahim al-Huchadi, the great scholar, theologian of Dagestan, who lived in the early 19th century. A summary of the author's biography and some of the questions related to his scientific works are provided.

Ключевые слова: Аль-Хучади, исламское право.

Keywords: Al-Huchadi, Islamic law.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

 

Выдающийся Дагестанский ученый Ибрагима аль-Хучади происходит из семьи Курал, и это семья было известно тем, что много одаренных ученных из этой семьи принесли вклад в развития исламской науки. С самого раннего детства Ибрагима интересовали книги. Бережливо он брал книгу в руки и рассматривал слова. Шло время Ибрагим вырос обучился грамоте. Он значительно отличался от своих сверстников. У Ибрагима был удивительный подчерк. Выводя каждую букву, он старался передать на бумаге свои эмоции от прочитанного. У Ибрагима-дибира было два брата Хасан-дибир и Мухаммад-дибир также были талантливыми и выдающимися исламскими учеными.

Большой вклад внесла семья Ибрагима в основу исламского права.

Внук Ибрагима, Рахматулла воспоминая деда и его ученую деятельность говорил, что он не покупал книги, а скрупулезно переписывал их для себя. Обычно он брал книги у своего устаза и тщательно, красивым почерком переписывал их от руки. Часто в его рукописях находили частицы колосьев, потому что ученый, когда работал на поле в свободное время занимался переписыванием.

Так же внук рассказывал, что Ибрагим–дибир, будучи долгое время имамом в селе Хучада и в Дагбаше, также занимался преподаванием религиозных наук и в других селениях. Его уважали и приглашали в другие села осветить исламское право.

Много упоминаний есть в разных книгах о Ибрагим-дибире. Так же Меселасул Мухаммад рассказывал, что по линии родства Ибрагима были самыми сильными и известными учеными во всей округе.

В своих воспоминаниях, внук Ибрагим-дибира приводит такой случай и жизни. Как-то в селе Хучада один мужчина хотел развестись со своей женой, и дал развод ей по правилам односторонний. Но его жена не была согласна с данным решением. Она пошла к Ибрагиму-дибиру и спросила, что действительно ли решение было правильное. Ибрагим-дибир сказал, что решение правильное если так решил муж ее. После они решили обратиться шариатский суд в селе Гуниб. И судья села вынес противоположное решение. Судья обратился к Ибрагим-дибиру со словами: «Я же правильное решение вынес, да?» На что Ибрагим-дибир ответил: «Если бы на твоем месте сидел я, то неправильное, так как ты там сидишь, может и правильно». И когда они возвращались, Ибрагим-дибир сказал своему попутчику, если это решение окажется неправильным, то нечего от этого хорошего не выйдет. Муж заболеет и умрет, так как будет постоянно нервничать и сам себя винить. Так оно и случилось.

Со слов того же внука известно, что Ибрагим-дибир работал в Темирхан-Шуре (Буйнакске) в издательстве «Мухаммадмирза Мавраева» и был представителем особой комиссии по цензу. Как-то раз, когда в издательство прислали книгу “Маджмуату расаиль”, который написал Удурат из Урада, в комиссии для принятия книги отсутствовал Ибрагим-дибир. Но без рецензии Ибрагима-дибира комиссия не смогла утвердить и одобрить данную книгу и дело было отложено до прибытия Ибрагим-дибира.  Но после его рецензии и одобрения, данная книга была издана и до сих пор хранится в библиотеке Нупмухамада сына Мухаммада из Аракани.

Данный факт свидетельствует о том, что Ибрагим-дибир был очень грамотным и признанным ученым, чье мнение в решении тех или иных вопросов было авторитетным и решающим.

У Ибрагим-дибира было множество учеников-последователей. Среди учеников Ибрагим-дибира были известные в Дагестане ученые такие как: Муслим-афанди из Урада.

Его порядочность и неподкупность в решении разных житейских вопросов были всем известны. Внук его, Рахматулла, вспоминал, что многие жители села хотели повлиять на мнение Ибрагим-дибира почивали его, приглашали на ужин, но Ибрагим-дибира был всегда чист перед собой и своими полномочиями. Не принимая не подкуп, не подарки он решал житейские вопросы без лукавства. И если он замечал, что есть где-то промыслы подкупа правовых деятелей села, он разбирался с этой проблемой на корню. Не должно процветать зло в наших селах.

Что касается его семейного положения, то у Ибрагим-дибира были два сына Мухаммад и Хирамухаммад. Оба погибли во время войны. Похоронены в селе Зандакиб.

Сам Ибрагим-дибир похоронен в местечке «Лъарамагъилъ» (название на родном языке). На его надгробной плите написаны такие слова: «Ты, восхваленный устазом. Пусть твое учение и нам поможет на этом и на том свете».

Основные моменты в научных трудах Ибрагима аль-Хучади.

Что касательно труда Ибрагим-дибира, то большой честью для меня было получить рукопись от внука Ибрагим-дибира. На данный момент эта рукопись никем не отредактирована.  Написана в стиле работы старых ученых, то есть автор книги не поделил текст по отдельным разделам и главам.  Написал, в общем, не соблюдая тематической последовательности, затрагивая разные темы и некоторые аспекты исламского права. Там же автор приводит мнения авторитетных ученых четырех основных правовых школ.

Автор приводит условие и нормы правил, которые необходимо соблюдать:

1. Каждый человек должен знать за какой правовой школой он будет следовать.

2. Он должен понимать к какой теме исламского права данный его вопрос относиться.

3. Необходимо определять вопрос в данной теме.

4. Данный его вопрос не должен быть смешанный с другими правовыми школами.

5. Необходимо не объединять школы правовые, а следовать одной. 

Вопрос правильного принятия решения в разделе семейного права.

Автор приводит в своем труде мнение Ибн Хаджара аль-Хайтами, связанные с темой «выбора авторитета в правовых школах». А именно некоторые условия следования в вопросах процесса бракосочетания и то, что разрешено в договоре. Например: человек, который следует мазхабу имама аш-Шафий последовал мазхабу имама Абу Ханифе в процессе заключения брака, чтобы решить проблему, то есть у девушки отсутствовал опекун в время заключения брака, но присутствовал в качестве опекуна шариатский судья ханафитского мазхаба. Обязательным условием имама Аш-Шафии во время заключения брака, является присутствие ее опекуна на этом процессе. Имам Ибн Хаджара аль-Хайтами, считает человека, который утверждает, что это действие не дозволено, ошибочным [2, с 93]. Автор приводит мнения из-за того, что такая проблематика была распространена в его время. И в последующем люди не повторяли эти ошибки.

Автор книги приводит мнение ученых о человеке, который следует слабому мнению в правовых школах. 

Человек, который ищет только легкий путь в следовании правовых школах, и берет мнения с разных правовых основ, именно те, которые ему удобно соблюдать. Это неправильно.  Этот человек по мнению ученого является преступником так как необходимо соблюдать одно правовое русло, а не бегать к одному до другого. Но есть другие ученые как Абу Исхак аль-Багдади который разрешает так делать [1, с. 720]. В наше время мы видим многих людей, которые выбирают только слабое мнение из правовых школ. Но такой подход является неправильным, потому что, брать слабое мнение, можно только по необходимости, по мнению большинство ученных.

Автор приводит мнение ученых исламского права о положении человека, который переходит с одной правовой школы в другую.

Ученый шафитского мазхаба Ибн Абду ас-Салям дозволил это действие. Имам ас-Самхуди подкрепляет это мнение, тем что большинство ученых пришли к мнению, что можно так делать, при этом мнение меньшинства не рассматривается. Есть ученые, которые не дозволяют так делать, как например, Хасан аль-Атар. Он аргументирует свое мнение тем, что простому человеку, не достаточно знаний и пониманий в правовых вопросах [3, с. 439].

В наше время мы видим все больше людей, которые несерьезно относятся к мнениям ученых и не следуют правовых норм. То есть переходят с одной правовой школы в другую, не понимая даже сути, что такое правовые школы. Ведь указывает на то, чтобы простой человек без знания в определённых вопросах спрашивал у знающих.

Заключение.

Выдающийся ученый прожил интересную жизнь отдавая свои старания и средства во благо общества. Книга Ибрагима аль-Хучади является важным материалом в изучении вопроса «религиозного исследования» для современных ученых и богословов. Книга автора хорошо отражает принципы ислама, приводя мнение крупных ученых с их сильными доводами. Книга автора уникальна тем, что в ней разъясняется понятие «религиозного исследования». Автор приводит мнение крупных ученых с их доводами и определенными примерами случаев жизни граждан. Данный подход является понятным для читателей этой книги.

 

Список литературы:

1. Ахмад аль-Ираки. Аль-Гайсу аль-Хамиг. Изд-во «дару аль-кутуби аль-илмия», 1том.

2. Ибн Хаджар аль-Хайтами. Фатава аль-фикхияту аль-кубра. Изд-во «мактабату аль-исламияту», 4 том.

3. Хасан аль-Атар. Хашьяту аль-Атар. Изд-во «дару аль-кутубу аль-ильмияту», том 2, 535 с.

 

. . . . . . .