Рукописный источник Дагестанского автора XIX века по догматике "Пояснение тайн предопределения"

Дата публикации: 2020-03-30 14:05:23
Статью разместил(а):
Шахрудинов Магомед Исрапилович

Рукописный источник Дагестанского автора XIX века по догматике «Пояснение тайн предопределения»

Handwritten source of 19th century Dagestan author on dogmatics "Explaining the mysteries of predestination" 

 

Автор: Шахрудинов Магомед Исрапилович 

Мусульманская религиозная организация духовной образовательной организации высшего образования "Болгарская исламская академия, г. Болгар, Россия.

e-mail: Shahrudinov1993@mail.ru

Shahrudinov Magomed Israpilovich

Bulgarian Islamic Academy, Bolgar, Russia.

e-mail: Shahrudinov1993@mail.ru

 

Аннотация: Автор данной статьи изучает рукопись великого Дагестанского богослова XIX в., то, как он, опираясь на труды мусульманских богословов различных веков, современной теоретической мыслью, выявляет пути решения жизненных вопросов, связанных с догматикой. Несмотря на положение в этот период на Северном Кавказе, те проблемы с которыми пришлось столкнуться мусульманам, Хабибуллах отвечает на заданный вопрос. Актуальность данной работы заключается в возрождении истории богословов Дагестана периода XIX в. Источниковедческим материалом послужили, трактаты Дагестанских исламских мыслителей, написанные на арабском, сочинение на арабском: «Баян аль-асрар фи сирр аль-акдар» «пояснение тайн предопределения» принадлежащая Хабибулле из Кахиба. Анализ данной статьи заключается в том, что в этом сочинении, автор, отвечая на вопрос Ибрагима из Гоора дает развернутый ответ о том, есть ли у человека выбор в совершении действий или нет, а если есть, то, как понять смысл тех Коранических аятов которые указывают на противоположный смысл. Труд Хабибуллы дает нам понять на сколько глубокого он разбирался в вопросах догматики, что в свою очередь очень важно для людей интересующихся и желающих получить знания у знатоков и специалистов той или иной науки. Автор данной статьи приводит часть из того, что приводил Хабибулла из Кахиба. В статье делается вывод, что вопрос предопределения смогут понять те люди, которым Создатель даровал знание сакрального.

Abstract. The author of this article studies the manuscript of the great Dagestani theologian of the XIX century, how he, relying on the works of Muslim theologians of various centuries, modern theoretical thought, identifies ways to solve life issues related to dogma. Despite the situation in the North Caucasus during this period and the problems faced by Muslims, Habibullah Does not answer the question. The relevance of this work is to revive the history of theologians of Dagestan in the XIX century. Source material was the treatises of Dagestani Islamic thinkers written in Arabic, the essay in Arabic: "Bayan al-Asrar Fi sirr al-akdar" "explanation of the mysteries of predestination" belonging to Habibullah of Kahib. The analysis of this article is that in this work, the author, answering the question of Ibrahim of Goor, gives a detailed answer about whether a person has a choice in committing actions or not, and if so, how to understand the meaning of those Quranic verses that indicate the opposite meaning. Habibullah's work gives us an idea of how deep he understood the issues of dogmatics, which in turn is very important for people who are interested and want to get knowledge from experts and experts of a particular science. The author of this article results in part from the fact that led Habibullah from Kahiba. The article concludes that the question of predestination can be understood by those people to whom the Creator granted knowledge of the sacred.

Ключевые слова: Ислам, Хабибуллах, Кахиб, Гоор.

Keywords: Islam, Habibullah, Kahib, Goor.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

 

Введение.

Арабографические рукописи являются важнейшей частью обширного культурного наследия арабо-мусульманской цивилизации. Коллекции арабографических рукописей являются прежде всего важнейшим кладезем источников, представляющих интерес для ученых различных направлений: историков, антропологов, религиоведов, филологов и представителей других областей гуманитарного знания [7, с. 54–61]. Изучение арабо-мусульманского рукописного наследия имеет первостепенную важность для современного исследователя-исламоведа. Следует отметить, что возникновение современного востоковедения было неразрывно связано с изучением восточных рукописей. Это подтверждает тот факт, что наиболее значимые центры арабистики сформировались в тех регионах, где исследователи располагали значительными коллекциями арабографических рукописей. Россия не была исключением: возникновение и последующее развитие российской арабистики было тесно связано именно со сбором и изучением рукописей [8, с. 100–101]. Создание, расширение рукописных коллекций составляют важнейшую часть истории российского востоковедения, а одним из крупнейших центров хранения арабографических рукописей остается Восточный отдел Библиотеки им. Горького СПбГУ [9, с. 119].

При изучении письменного наследия при Муфтияте Республики Дагестан, нами была обнаружена рукопись с текстом сочинения Баян аль-асрар фи сирр аль-акдар - «пояснение тайн предопределения, посвященная догматике, а именно, имеет ли человек выбор в своих поступках. Дата написания сочинения указана автором – 1351 г. по хиджре (1932 г.). Автор данной статьи всячески пытается выявить и рассказать вопрос догматического характера, играющий не маленькую роль в мусульманском обществе, и начинается это с того, что автор труда «пояснение тайн предопределения», принижая свою степень в знаниях, проявляя уважение к интересующемуся и задающему вопрос Ибрагиму из Гоора, после долгого анализа данного вопроса, дает лаконичный ответ на один из проблемных вопросов во все времена. Немаловажен тот момент, что автор данной рукописи аргументирует данный вопрос выдающимися знатоками данного направления в исламе. 

Описание рукописи «Баян аль-асрар фи сирр аль-акдар» «пояснение тайн в предопределении Всевышнего».

Общее число листов сочинения, занимает 70 страниц. Первая и вторая страницы являются вводными, непосредственно ответ на вопрос предопределения начинается с третей страницы. Материал рукописи изложен в виде обычной книги, без использования каких-либо таблиц. В начале книги большими буквами ясно написано название книги, на этой же странице приводятся слова великого ученного Мухаммад Тахира аль-Карахи, где он побуждает людей пересматривать не раз то, что они написали, предложение «слово Мухаммад Тахира аль-Карахи выделено красным цветом», остальной текст написан черными чернилами. [рис.1]

210 01

Далее автор продолжает с имени Аллаха Милостивого и Милосердного отвечать на заданный вопрос: задал нам знающий брат, обильный друг, выдающийся человек эпохи, Ибрагим Дибир из Гоора сложный вопрос. [рис.2] В течении долгого времени я не отвечал на заданный вопрос, зная, что я не достоин отвечать на него и то, что я не смогу ответить на этот вопрос полноценным образом, который снимет не ясность, но все же мне пришло в голову, что необходимо дать ответ, после чего я поразмыслил над данным вопросом прося помощи у Аллаха [3, с.1].

210 02

Передается со слов Абдулы ибн Амра: я слышал Посланника Аллах (с.а.в.) как он говорил: «Могучий и Великий Аллах создал творения во мраке и бросил на них частицу Своего света, и тот, на кого попал свет, последовал прямым путём, а тот, на кого он не попал, впал в заблуждение». Хадис передал ат-Тирмизи (2642). [2, с.26].

Когда есть столько аятов и хадисов, указывающих на отсутствие у раба выбора в чем мудрость возлагать что-либо на человека?

Знай же, что в данном вопросе растерялись мысли ученных, отказались от этого мысли особых и экспертов, не достигли до этого вопроса мысли народа, у обычных людей и ученых остается не ясность в этом вопросе [3]. Имам Газали, который является доводом ислама сказал: неясность в этом вопросе продолжится существовать веками и останется на вечно, кроме как с помощью сакрального знания [4, с.67]. А постичь его можно в науке тасаввуф. Воздержаться от дискуссии в данном вопросе, а также воздержаться от вопросов «почему?», «как?» будет лучше для нас, тот же кто погрузиться туда, ослепнет, это мы оставляем на Аллаха, пределом познание данного вопроса, является признание немощности в понимании его. Ибрагим Дибир люди подобные нам со слабым иманом, пониманием, не смогут приблизиться к пониманию подобного рода вопросам, нам следует следовать словам Всевышнего Аллаха: «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены» [3, с.3].

Заключение.

Изучение рукописного материала позволило прийти к выводу, что вопрос предопределения очень сложный и ответ на него найти может не каждый. Если человек заметит в Коране противоречие, не стоит спешить с выводами, необходимо уточнить смысл данного аята у знающих людей. Из выше сказанного становиться ясно на сколько тяжелым является данный вопрос, и лучшим вариантом будет оставить его на Создателя не углубляясь, поскольку в Хадисе Пророка (с.а.в.) сказано: «Молчите, когда говорят о предопределении», то есть воздержитесь от выяснения его сути, но не от веры в него.

 

Список литературы:

1. Коран [пер. с арабского] 

2. Иса М. Сунан Ат-Тирмизи, - Египет: Издательство Шарикат Мактаб Мустафа, 1975. – Т.5 735 с.

3. М. Хабибуллаh. Баян аль-асрар фи сир аль-акдар, 1932 г. 70 с. Личный архив.

4. Ш. Абд Аль-Ваххаб. Аль-Минан Аль-Кубра. Сирия. 1993г. Т.1. 600 с.

5. Ш. Абд Аль-Ваххаб. Аль-Явакит ва Аль-Жавахир. Бейрут. с. 686.

6. А. Мухаммад. Аль-Футухат Аль-Маккия. Бейрут. Т.1. 549 с.

7. Хамидов А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. – М.: Наука ГРВЛ, 1985. – 309 с.

8. Крачковский И.Ю. Очерки по истории русской арабистики. – М.–Л.: Издательство АН СССР, 1950. – 299 с.

9. Розов В.А., Соколов О.А. Учёт материальных особенностей арабографических рукописей при их компьютерной обработке и каталогизации // Инновационная наука. – 2016. – № 11. – Ч. 3. – С. 118–123.