Организация педагогического обеспечения социализации личности в современных условиях

Дата публикации: 2019-01-10 14:50:44
Статью разместил(а):
Сергеева Марина Георгиевна

Организация педагогического обеспечения социализации личности в современных условиях

Organization of pedagogical ensuring socialization of the personality in modern conditions

 

Автор: Сергеева Марина Георгиевна

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Sergeeva Marina Georgiyevna

Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

 

Аннотация: В статье описана авторская интерпретация понятия «социальная компетентность», представляющая собой личностное образование, включающее в себя следующие компоненты: социальный опыт индивида в конкретном возрасте; интеллектуальные, морально-нравственные, психологические качества, создающие условия для воплощения в жизнь активной гражданской позиции с учетом своей ответственности за собственную профессиональную и иную деятельность. 

Abstract: In article the author's interpretation of the concept "social competence" representing the personal education including the following components is described: social experience of the individual in concrete age; the intellectual, moral, psychological qualities creating conditions for the embodiment in life of an active civic stand taking into account the responsibility for own professional and other activity.

Ключевые слова: педагогическое обеспечение, организация, социальная компетентность, компоненты, структура компетентности.

Keywords: social competence, structure of competence, specifics of formation, grade levels, modeling.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

В рамках данной статьи мы понимаем под социальной компетентностью (СК) социальные навыки, посредством которых индивид может следовать нормам и правилам, установленным в данном социуме. В связи с этим СК зачастую позиционируется как активная, независимая и продуктивная общественная позиция гражданина, его прямое или косвенное участие в разворачивающихся событиях и ощущение своей моральной ответственности за их последствия, желание повысить уровень собственной жизни [4].

Следовательно, СК представляет собой личностное образование, включающее в себя следующие компоненты: социальный опыт индивида в конкретном возрасте; интеллектуальные, морально-нравственные, психологические качества, создающие условия для воплощения в жизнь активной гражданской позиции с учетом своей ответственности за собственную профессиональную и иную деятельность [2].

По итогам комплексного исследования понятия «социальная компетентность» [1, 3] нами были выделены следующие составляющие СК: личностная, социальная, когнитивная и ценностная.

Личностная составляющая предполагает способность к получению информации о самом себе и окружающей действительности, к заботе о родных и близких, к формированию эффективных отношений с обществом в целом и своим непосредственным социальным окружением.

Социальная составляющая выражается в социальном опыте, полученном на протяжении всей жизни индивида при попадании в конфликтные и иные неприятные ситуации, связанные с общением.

Когнитивная составляющая имеет более сложную структуру. Она включает в себя социальные знания (осведомленность о специфике человеческого поведения; вычленение сути чужих слов и понимание чужих проблем (эмпатия); способность осуществлять поиск необходимых сведений); социальные умения (способность расположить партнера к себе, продемонстрировать интерес к его личности и судьбе, предложить свою бескорыстную помощь или моральную поддержку, обосновать и отстаивать свою точку зрения, предотвращать конфликтные ситуации в конструктивном ключе, терпимо относиться к чужому поведению, быть готовым отвечать за свои слова и поступки); социальные навыки (продуктивное общение с различными  людьми; участие в отношениях на протяжении длительного периода; коммуникативная эмпатия, понимание  эмоционального состояния собеседника; учет сложившейся ситуации; внимательное  отношение  к  мимике и интонации собеседника; ясное изложение собственной позиции; регулирование своего поведения; увязывание отдельных тактических шагов с определенной коммуникативной стратегией).

Ценностная составляющая базируется на ценностно-смысловой иерархии данной личности, умении правильно интерпретировать окружающую реальность, адаптироваться к ней, понимать собственную социальную миссию, быть способным к выбору целевых и содержательных установок для дальнейшего поведения, к принятию решений в неоднозначных ситуациях.

Личностная ориентированность современного образования предполагает принятие тезиса, в соответствии с которым любой индивид обладает достаточными воспитательными ресурсами. Главное – помочь ему использовать данные ресурсы, то есть организовать педагогическое обеспечение личности на одной из основных стадий ее общественного развития. Педагогическое обеспечение рассматривается как оказание человеку определенной поддержки в выстраивании ориентационного спектра (при этом ответственность лежит, прежде всего, на самом индивиде).

 

Список литературы:

1. Бахтигулова Л.Б. Профессионально-педагогическая деятельность в системном развитии обучающихся вуза.  Монография / Л.Б. Бахтигулова. - М. ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2014. - 440 с.

2. Кондратова Т.С. Социальное проектирование в контексте педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе/ Т.С. Кондратова // Известия Российского государственного педагогического университета Имени А.И. Герцена. - 2009. - № 94.- С. 119 – 123. 

3. Мачехина  О.Н.  Формирование  социальной  компетентности  старшеклассников  на  основе  проектно-контекстного  подхода  в  современном  образовательном  процессе / О.Н. Мачехина //  Преподавание  истории  в  школе.  Спецвыпуск.  №  5,  апрель  2007.  —  С.  15—19.

4. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.