Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Медиасреда китайской поп-музыки

Дата публикации: 2020-03-22 11:35:23
Статью разместил(а):
Чжан Шисюань

Медиасреда китайской поп-музыки

Chinese pop media

 

Автор: Чжан Шисюань

ФГОУ ВО «СПбГУ», Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: 845744040@qq.com

Zhang Shixuan

St. Petersburg State University, St.-Petersburg, Russia.

e-mail: 845744040@qq.com

 

Аннотация: Актуальность данного исследования обусловлена тем фактом, что кардинальное развитие системы производства популярной музыки в КНР пока отсутствуют, но существуют тенденции коммерциализации китайской популярной музыки, что приведет к изменению исследуемой индустрии в будущем.

Abstract: The relevance of this study is due to the fact that the radical development of the system of production of popular music in China is not yet available, but there are trends in the commercialization of Chinese popular music, which will lead to a change industry in the future.

Ключевые слова: Китайская поп музыка, коммерциализация СМИ, Китайские СМИ.

Keywords: Chinese pop music, commercialization of the media, Chinese media.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

На глобальном уровне китайская поп-музыка заметно уступает по популярности китайскому кино. Более того, даже в рамках Азиатского региона современные исполнители из Поднебесной не в силах соперничать в хит-парадах со звездами индийской эстрады и представителями так называемого «кей-попа» (корейской поп-музыки). К тому же, все-таки в мире больше знают и любят традиционную китайскую музыку.

Спустя 40 лет после реформы и открытости, коммерциализация средств массовой информации достигла невероятного уровня. С 90-х годов коммерческая массовая культура, особенно популярная музыка, открыла огромные возможности для развития китайских СМИ. Теперь независимо от того, как часто средства массовой информации КНР подвергаются критике и цензуре, они намерены включать популярный культурный контент, где особую роль играет сегмент популярной музыки.

Такая тенденция во-многом объясняется следующими факторами.

Во-первых, китайская поп-музыка практически не экспортируется за пределы КНР — она достаточно гармонично развивается в своей языковой среде, и по тиражам продаж музыкальных альбомов многие звезды мандо-попа («Mandarin popular music» — обобщающий термин для классификации китайской популярной музыки) ни в чем не уступают мировым поп-звездам. По результатам исследования, проведенного ресурсом Musically, совокупный доход китайской музыкальной индустрии в 2018 году достиг 531,3 миллионов долларов США, что более чем в 3 раза превысил показатели 2017 года.

Во-вторых, китайская поп-музыка очень разнородна. Если в материковом Китае популярны исполнители, которые смешивают современные направления (например, хип-хоп и rnb) с традиционными китайскими форматами, то в Гонконге и на Тайване успешно развивается мандо-поп. В Шанхае процветает клубная танцевальная культура и панк-рок. Во Внутренней Монголии развиваются многочисленные андеграунд-проекты с большим влиянием местного фольклора. Некоторые традиционные китайские музыканты записывают музыку в стиле «нью-эйдж». С одной стороны, такое разнообразия придает китайской поп-музыки уникальность, с другой — «размывает» культурную идентичность явления.

В-третьих, по известным причинам медиасреда китайской поп-музыки в основном ограничивается национальными ресурсами. История развития СМИ в Китае очень сложна. Долгое время существование средств массовой информации преследовали только одну цель— мобилизация всех сил для строительства нового социалистического Китая. Ввиду этого, был ужесточен контроль правительства, а радио, телевидение и газеты использовались исключительно для политической пропаганды. Релизы, альбомы и видеоклипы распространяются посредством китайских социальных медиа и сетевых платформ. Более того, китайских поп- и рок-звезд фактически «не замечают» музыкальные издания и телеканалы с мировым именем. Едва ли не единственными каналами распространения современной китайской музыки за рубежом являются YouTube и Spotify. Именно благодаря этим медиа-гигантам, мир узнает о том, что в Китае есть по-настоящему интересные, успешные и  талантливые поп-исполнители.

В настоящее время китайская поп-музыка переживает подъем. Этому способствует устойчивый рост экономики КНР и, соответственно, увеличение инвестиций в сферу шоу-бизнеса. Кроме того, внутри индустрии расширяются творческие границы: исполнители пытаются реализовывать свой потенциал в разных жанрах, в текстах песен зачастую используется принцип языкового культурного смешивания, происходит смещение ориентиров с внутреннего на внешние рынки. Однако, очевидно, что данные процессы невозможны без интенсивной репрезентации китайских поп-звезд в зарубежных СМИ и на мировых сетевых платформах. В противном случае китайская поп-музыка так и останется продуктом внутреннего потребления.

Литература:

1. «Современной городской поп-музыке в Китае - исследовании взаимодействия музыки и социокультурной среды» Вана Сици (Wang Siqi).

2. «Краткой истории китайской поп-музыки» Ю Цзинбо (You Jingbo).

 

. . . . . . .