Проблемные аспекты формирования социальной компетентности
Проблемные аспекты формирования социальной компетентности
Problem aspects of formation of social competence
Автор: Сергеева Марина Георгиевна
Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия.
E-mail: sergeeva198262@mail.ru
Sergeeva Marina Georgiyevna
Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia.
E-mail: sergeeva198262@mail.ru
Аннотация: В статье раскрываются проблемные аспекты формирования социальной компетентности обучающихся в зависимости от их возраста с учетом специального алгоритма взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса.
Abstract: In article problem aspects of formation of social competence of students depending on their age taking into account a special algorithm of interaction of subjects of teaching and educational process reveal.
Ключевые слова: социальная компетентность, структура компетентности, специфика формирования, этапы обучения, моделирование.
Keywords: social competence, structure of competence, specifics of formation, grade levels, modeling.
Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.
В настоящее время исследователи и педагоги-практики к проблемным аспектам формирования социальной компетентности (СК) относят: структуру СК и специфику ее формирования на различных этапах обучения; определение факторов, благоприятствующих развитию СК; моделирование в рамках учебного заведения таких педагогических условий, которые позволяют человеку получить достаточную поддержку в развитии СК [1].
Сейчас в отечественных вузах и школах интенсивно совершенствуется инфраструктура службы сопровождения, предложены базовые принципы и альтернативные концепции ее деятельности, заложены методические основы сопровождения студентов и школьников, формируется специальный алгоритм взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса. Однако сопровождение, призванное способствовать развитию личности учащихся, включая их СК, остается обеспеченным в недостаточной степени. Практически не разработана концепция педагогической поддержки развития СК у подростков в контексте индивидуального подхода; служба обеспечения не снабжена социальными механизмами повышения качества образовательной среды, способствующими развитию СК.
Зарубежные исследователи уделяют рассматриваемой проблеме гораздо больше внимания. В соответствии со сформулированными ими толкованиями, СК включает в себя очень разнообразные компоненты:
- умение человека устранять проблемы, встающие на его пути, или минимизировать их негативное воздействие;
- повседневная успешность личности во взаимодействии с другими людьми;
- достижение определенных социальных результатов в особых общественных условиях, с применением определенных средств, достигая при этом позитивных изменений в развитии;
- умение реализовывать социальные и личностные ресурсы для быстрой и эффективной эволюции;
- умение успешно интегрироваться в непростые межличностные контакты, извлекая пользу для себя и не причиняя вреда своему социальному окружению.
С точки зрения У. Пфингстена и Р. Хинтча, СК представляет собой владение различными поведенческими сценариями (эмоциональными, познавательными и моторными), ведущее к преобладанию позитивных коммуникативных результатов над негативными [2].
Х. Шредер и М. Форверг полагают, что СК сводится к четырем личностным качествам (чертам):
1) Коммуникабельности (умению общаться);
2) Нацеленности на устанавливание отношений;
3) Влиятельности (способности внушить свою точку зрения, повлиять на чужое мировоззрение);
4) «Я-концепции» – когнитивно-эмоциональному комплексу, основой которого выступает самоуважение [3].
Р. Ульрих, в свою очередь, предложил концепцию, отражающую семь качеств, характерных для социально-компетентного индивида [1]. По его мнению, такой гражданин умеет следующее:
1. Совершать выбор для себя самого и осознавать собственные эмоции и потребности.
2. Абстрагироваться от своей неуверенности и отрицательных эмоций, препятствующих объективному восприятию действительности.
3. Отдавать предпочтение наиболее перспективному способу достижения цели.
4. Адекватно интерпретировать потребности, ожидания и внешние императивы, принимать во внимание права других людей.
5. Подвергать анализу сферу, охватываемую деятельностью социальных учреждений и структур, и учитывать данную информацию при составлении собственной поведенческой стратегии.
6. Понимать, как вести себя в той или иной ситуации, с учетом интересов окружающих людей, собственных амбиций и требований, предъявляемых социальными структурами.
7. Осознавать несовместимость СК с агрессией, с неуважением чужих прав и свобод, с игнорированием своих обязанностей.
Список литературы:
1. Бахтигулова Л.Б. Профессионально-педагогическая деятельность в системном развитии обучающихся вуза. Монография / Л.Б. Бахтигулова. - М. ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2014. - 440 с.
2. Мачехина О.Н. Формирование социальной компетентности старшеклассников на основе проектно-контекстного подхода в современном образовательном процессе / О.Н. Мачехина // Преподавание истории в школе. Спецвыпуск. № 5, апрель 2007. — С. 15—19.
3. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.