Психологическая система гражданственности у студентов
Психологическая система гражданственности у студентов
The psychological system of citizenship among students
Автор: Жигулин Андрей Алексеевич
кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», г. Воронеж, Россия.
e-mail: zhigulin1980@yandex.ru
Zhigulin Andrey Alekseevich
candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.
e-mail: zhigulin1980@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматривается психологическая система становления гражданственности у подрастающего поколения. Рассмотрен феномен гражданственности, который представляет собой базовое понятие общественного сознания, которое является интегративным и обладает социально-психологической природой.
Abstract: The article discusses the psychological system of formation of citizenship among the younger generation. The phenomenon of citizenship is considered, which is a basic concept of social consciousness, which is integrative and has a socio-psychological nature.
Ключевые слова: психологическая система, гражданственность, становление, студент.
Keywords: psychological system, citizenship, formation, student.
Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.
К ведущим факторам становления гражданственности в условиях вуза относятся индивидуальные характеристики преподавателя – его духовность, нравственность, конкретная нравственная, гражданская позиция. Личность выступает объектом для идентификации, поэтому крайне важно, чтобы педагог собственными действиями, отношением к обществу и государству помогала бы формировать мировоззренческие позиции студентов.
Становление гражданственности предполагает сформированность следующих структурных компонентов:
- когнитивный – познания о государственной символике, политических событиях государства;
- ценностный – уважение прав окружающих, терпимость, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждым индивидуумом;
- допущение и уважение юридических основ государства и общества;
- эмоциональный – рефлексивность знаний, присутствие собственной точки зрения, относительно поступков окружающих;
- поведенческий – участие в общественной жизни;
- желание принимать участие в политической жизни;
- самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным действиям;
- ответственность за принятые решения.
Результативность формирования гражданственности студентов зависит от таких параметров, как:
- возрастные и психологические особенности;
- воздействие семьи, семейных традиций;
- пережитого личного опыта;
- средства массовой информации;
- характер общения со сверстниками;
- степени вовлеченности в общественную деятельность.
Можно выделить наиболее продуктивные психологические механизмы, отвечающие за формирование гражданственности студентов, – это локус контроля, идентификация с гражданскими идеалами и ценностными ориентациями общества, рефлексивный механизм.
В итоге – происходят изменения в отношении студентов к государству, праву, гражданскому обществу, самим себе как гражданам, формируется гражданская позиция, завершается процесс идентификации себя как гражданина [1].
Таким образом, для формирования гражданственности современного студента, необходимо следовать следующим этапам:
1. Установить цель, т.е. собственно то, что конкретно хотим воспитывать: гражданские качества, гражданскую позицию, образ себя как гражданина своей страны; ощущение сопричастности к делам своего государства; способность соотнесения себя с другими гражданами. В основе процесса – освоение гражданских ценностей, становление гражданской позиции студентов.
2. Определить уровень сформированности гражданственности, где критериями выступают мотивационный, информационный, операционный.
3. В ходе учебно-воспитательного процесса реализовать средства гражданского воспитания и образования. На первом этапе формирования гражданственности студентов необходимо диагностирование исходного уровня гражданственности в структуре личности. Далее выясняется, осознается ли ребенком значимость активной гражданской позиции, собственного уровня гражданственности и значимости ее увеличения. Успешность формирования гражданственности проявляется в готовности к осуществлению различного рода активности по формированию гражданской позиции (участие во внеклассных мероприятиях, проектах, классных часах, увлеченность волонтерской деятельностью и прочее) [2].
4. Способствовать становлению гражданской компетентности студентов как готовности к использованию на практике знаний о праве, политике, обладание политико-правовыми умениями и навыками, предоставляющими возможность выполнять в определенных ситуациях гражданские роли.
Феномен гражданственности представляет собой базовое понятие общественного сознания, которое является интегративным и обладает социально-психологической природой.
Гражданственность студентов выражается в когнитивной, мотивационной и поведенческой сферах личности, формируется в процессе обучения, социализации и воспитания, под воздействием психологических механизмов, в основе которых – внутренние – идентичность, эмоционально-личностная сфера и внешние, социально-культурные факторы – семья, образовательное учреждение, специфика ситуации обучения и воспитания.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. – 2008. – № 1. – С. 65-85.
2. Волжина О.И. Развитие идеи гражданского воспитания подрастающего поколения / О.И. Волжина. – М., 2018. – 121 с.