Особенности формирования правовой культуры в системе профессионального образования

Дата публикации: 2019-01-08 15:14:37
Статью разместил(а):
Сергеева Марина Георгиевна

Особенности формирования правовой культуры в системе профессионального образования

Features of formation of legal culture in the system of professional education

 

Автор: Сергеева Марина Георгиевна

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Sergeeva Marina Georgiyevna

Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Аннотация: В статье выявлены и обозначены ключевые особенности выстраивания правовой культуры у обучающихся в системе профессионального образования: необходимость компетентного информирования будущих специалистов о законодательных нормах, связанных с выбранной ими сферой деятельности; применение в учебно-воспитательном процессе комплекса форм и методов обучения, нацеленных на приобретение теоретических знаний и формирование соответствующих умений; трансформация правового положения студента и выпускника во время обучения и при функционировании в качестве официально оформленного работника.

Abstract: In article key features of forming of legal culture at students in the system of professional education are revealed and designated: need of competent informing future experts on the legislative rules connected with the field of activity chosen by them; application in teaching and educational process of a complex of the forms and methods of training aimed at acquisition of theoretical knowledge and formation of the corresponding abilities; transformation of a legal status of the student and graduate during training and when functioning as officially issued worker.

Ключевые слова: правовое обучение и воспитание учащихся, правовая культура, особенности форм и методов обучения, правовая сфера.

Keywords: legal training and education of pupils, legal culture, features of forms and methods of training, legal sphere. 

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

 

При формулировании целей профессионального образования, разработке его содержания и определении наиболее действенных средств правового обучения и воспитания учащихся (далее – ПОВУ), в том числе и в области права, необходимо принимать во внимание три группы особенностей, характерных для учащихся на данном уровне образовательной вертикали [7]:

а) социальные – интегрированность в практическую жизнь социума и связанные с этим устойчивые интересы (профессиональные, политические, экономические, культурные и др.);

б) социально-психологические – уже сформировавшиеся жизненные взгляды, убеждения, ценности, поведенческие мотивы, тенденция рассматривать окружающую действительность на основе собственного социального опыта;

в) психические – в целом сложившиеся психические сценарии восприятия, внимания, мыслительной деятельности.

В ходе исследования автор данной статьи также пришел к выводу, что, анализируя особенности личности учащегося, наблюдаемые в процессе ПОВУ, нужно учитывать информацию о представителях различных возрастных групп: их склонности, потребности, профессиональный и личностный потенциал, нравственный опыт, уровень гражданского сознания и осведомленности о правовых вопросах. Разбор текущего состояния проблемы позволил выделить следующие особенности ПОВУ в контексте профессионального образования [5, 6]:

- освоение студентом своей будущей профессии, благодаря которой он сможет найти свое место в условиях рыночной экономики;

- выстраивание учебно-воспитательного процесса, предполагающая значительное количество методов и форм обучения, направленных на приобретение теоретических знаний и формирование соответствующих умений;

- организация коллективного взаимодействия, требующегося для реализации профессиональной деятельности;

- трансформация правового положения студента и выпускника во время обучения и при функционировании в качестве официально оформленного работника.

Следовательно, ПОВУ подразумевает учет личностных свойств индивида, имеющих отношение к социуму, профессиональной сфере и трудовому коллективу.

На данном историческом этапе совершенствование профессионального образования предполагает повышение роли и воздействия ПК на учащихся высших и средне-специальных учебных заведений, ее положительное влияние на личностную эволюцию и достижения выпускников в выбранной ими области, а также на гармонизацию общественных отношений.

Проведенный анализ показал [1,3], что в наше время базовая осведомленность в правовой сфере является обязательной для каждого гражданина, включая студентов вузов, училищ и колледжей, поскольку это в существенной степени определяет результаты, демонстрируемые людьми в различных сферах деятельности: в бизнесе, бюджетной сфере, учреждениях, связанных с укреплением и сохранением здоровья, а также в организациях, обеспечивающих соблюдение прав граждан в различных отраслях деятельности, в  соответствии с Конституцией РФ, а также гражданским, трудовым, уголовным, семейным и другими кодексами нашей страны. При этом для современного ПОВУ характерны следующие негативные стороны: низкий уровень преемственности методов и форм правовой подготовки в вузах и ССУЗах; крайне незначительное количество академических часов, отводимых на изучение правовых дисциплин; удручающий уровень их преподавания; отсутствие качественной документационной и учебно-методической базы.

Проанализировав состояние рассматриваемой проблемы, мы выделили ключевые особенности выстраивания профессиональной культуры (ПК) у учащихся высших и средне-специальных учебных заведений [2,4]: необходимость компетентного информирования будущих специалистов о законодательных нормах, связанных с выбранной ими сферой деятельности; применение в учебно-воспитательном процессе комплекса форм и методов ПОВУ, нацеленных на приобретение теоретических знаний и формирование соответствующих умений; трансформация правового положения студента и выпускника во время обучения и при функционировании в качестве официально оформленного работника.

 

Список литературы:

1.

Основы правовых знаний: Учеб. пособие для техникумов и колледжей / Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев, Н.Ф. Зайцев и др. – М.:  Экономика, 1995. – 303 с. 

2.

Платонова Т.И. Методы обучения предметам экономико-правового цикла в профессиональном учебном заведении. Международная конференция «Проблемы непрерывного технического и профессионального образования в начале XXI века». Сборник научных докладов и тезисов. – М.: ИТОП РАО, МЦОС, 2003. / Под ред. Т.Ю. Ломакиной. – С. 141-143. 

3.

Рубина Г.В., Стоян Е.В. Формирование правового воспитания студентов / Г.В. Рубина, Е.В. Стоян // Среднее профессиональное образование. – 2000. – № 2. – С.35-36. 

4.

Фирсов А.Г., Фирсов Г.А. Подросток: типичные правонарушения / А.Г. Фирсов, Г.А. Фирсов // Профессионально-техническое образование. –  1991. – № 1. – С.90-93. 

5.

Фирсов Г.А., Макаров Н.Д. Задачи и содержание правовой подготовки // Среднее профессиональное образование. – 1999. – № 3. – С.34-36. 

6.

Фирсов Г.А., Макаров Н.Д. Основы права. Сборник задач с методическими рекомендациями для средних специальных учебных заведений. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 79 с. 

7.

Фирсов Г.А., Макаров Н.Д. Правовое обучение и воспитание в ССУЗАХ / Г.А. Фирсов, Н.Д. Макаров // Вестник среднего профессионального образования. – 1999. – № 4.