Особенности правового обучения и воспитания обучающихся в процессе формирования правовой культуры
Особенности правового обучения и воспитания обучающихся в процессе формирования правовой культуры
Features of legal training and education of students in the course of formation of legal culture
Автор: Сергеева Марина Георгиевна
Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия
E-mail: sergeeva198262@mail.ru
Sergeeva Marina Georgiyevna
Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia
E-mail: sergeeva198262@mail.ru
Аннотация: В статье проанализирована специфика организации образовательного процесса по формированию правовой культуры в профессиональных образовательных организациях с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Abstract: In article the specifics of the organization of educational process for formation of legal culture in the professional educational organizations taking into account age features of students are analysed.
Ключевые слова: правовая культура, правовая позиция, особенности правового образовательного процесса, уровень социальной зрелости.
Keywords: legal culture, legal position, features of legal educational process, level of a social maturity.
Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.
В профессиональных образовательных организациях учет индивидуальной и возрастной специфики студентов предполагает не пассивную адаптацию к особенностям индивида, а интенсивное развитие данных особенностей в соответствии с поставленной целью.
Студенты профессиональных образовательных учреждений, как и все остальные учащиеся, в первую очередь являются гражданами своей страны, пусть пока, вероятно, и не обладают полным спектром прав и обязанностей, соответствующих данному статусу. Для всех учащихся характерен ряд признаков, позволяющих рассматривать их как отдельную социальную группу в рамках более широкого общественного слоя – молодежи (Ищенко Т.В.). Данные особенности связаны с общественным положением студентов и школьников, а также с их образом жизни и отношением к учебе.
Позиционируя молодежь как социальную группу, Т.В. Ищенко [2] уделял особое внимание содержанию учебы и социальной роли обучающихся. С точки зрения Т.В. Ищенко, специфика учащихся как отдельной социальной группы состоит, в первую очередь, в сущности их труда: непрерывном приобретении и осмыслении новой информации, благодаря чему с учащимися, даже не самыми одарёнными, принято связывать определенные надежды, воспринимать их как потенциальную основу среднего класса или (в случае со студентами ведущих вузов) – как резерв интеллектуальной элиты государства [4,5].
Опираясь на данные, полученные благодаря практическому опыту и анализу литературы психолого-педагогической и юридической направленности, мы склоняемся к мысли, что для демонстрации высоких результатов в выбранной области учащийся должен иметь четкое представление о требованиях, предъявляемых гражданским обществом к индивиду, и о собственном профессиональном потенциале; объективно оценивать свои сильные и слабые стороны; стремиться к саморазвитию; контролировать уровень собственных амбиций и т.д. В соответствии с данными критериями, всех учащихся можно разделить на семь групп [1]:
1) с правильной самооценкой, знанием своих слабых сторон и умением их преодолевать (что подтверждается практическими успехами);
2) с правильной самооценкой и знанием своих слабых сторон при неспособности их преодолеть;
3) с правильной самооценкой и знанием своих слабых сторон при отсутствии потребности в их преодолении;
4) с завышенной самооценкой (как правило, рассматривают свои недостатки как достоинства и, следовательно, не считают борьбу с ними чем-то обязательным или хотя бы желательным);
5) с заниженной самооценкой (осознают свои недостатки, даже зацикливаются на них, но не пытаются исправить);
6) с правильной самооценкой и знанием своих достоинств при отсутствии желания их совершенствовать;
7) с правильной самооценкой и знанием своих достоинств при неумении демонстрировать их на практике.
Особенности учащихся высших и средне-специальных учебных заведений, обнаруженные в ходе нашего исследования, характеризуются комплексом важных признаков, которые отличают их от лиц, обучающихся в школах и дошкольных образовательных учреждениях [3, 6].
Данную специфику следует учитывать как в рамках теоретических исследований, так и в контексте живой педагогической практики, при организации мероприятий, нацеленных на развитие профессионального образования, а также при повышении уровня правовой культуры граждан. Ключевое отличие заключается в том, что студенты вузов и ССУЗов – это люди с достаточно высоким уровнем социальной зрелости, которые в ближайшем будущем станут претендовать на оплачиваемую работу, активную роль в общественной жизни и смогут пользоваться всем многообразием прав, присущим совершеннолетнему гражданину. С этим связано наличие значительного количества видов деятельности, для эффективного участия в которых необходимо обладать определенными индивидуальными свойствами, а также знаниями и навыками профессионального характера. Ведь, по большому счету, посещение студентами аудиторных занятий и выполнение различных типов самостоятельной работы направлены на оперативное решение задач и устранение проблем, возникающих в повседневной жизни.
Список литературы:
1. |
Платонова Т.И. Методы обучения предметам экономико-правового цикла в профессиональном учебном заведении. Международная конференция «Проблемы непрерывного технического и профессионального образования в начале XXI века». Сборник научных докладов и тезисов. – М.: ИТОП РАО, МЦОС, 2003. / Под ред. Т.Ю. Ломакиной. – С. 141-143. |
2. |
Рубина Г.В., Стоян Е.В. Формирование правового воспитания студентов / Г.В. Рубина, Е.В. Стоян // Среднее профессиональное образование. – 2000. – № 2. – С.35-36. |
3. |
Фирсов А.Г., Фирсов Г.А. Подросток: типичные правонарушения / А.Г. Фирсов, Г.А. Фирсов // Профессионально-техническое образование. – 1991. – № 1. – С.90-93. |
4. |
Фирсов Г.А., Макаров Н.Д. Задачи и содержание правовой подготовки // Среднее профессиональное образование. – 1999. – № 3. – С.34-36. |
5. |
Фирсов Г.А., Макаров Н.Д. Основы права. Сборник задач с методическими рекомендациями для средних специальных учебных заведений. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 79 с. |
6. |
Фирсов Г.А., Макаров Н.Д. Правовое обучение и воспитание в ССУЗАХ / Г.А. Фирсов, Н.Д. Макаров // Вестник среднего профессионального образования. – 1999. – № 4. |