Правовое обучение и воспитание обучающихся в современных условиях
Правовое обучение и воспитание обучающихся в современных условиях
Legal training and education of students in modern conditions
Автор: Сергеева Марина Георгиевна
Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия
E-mail: sergeeva198262@mail.ru
Sergeeva Marina Georgiyevna
Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia
E-mail: sergeeva198262@mail.ru
Аннотация: В статье отмечается потребность в квалифицированных исследованиях, способствующих закладыванию нормативно-правовых основ для решения проблем правового обучения и воспитания учащихся.
Abstract: In article the need for the qualified researches promoting mortgaging of standard and legal bases for the solution of problems of legal training and education of pupils is noted.
Ключевые слова: правовое обучение и воспитание учащихся, формы и методы обучения, педагогические принципы.
Keywords: legal training and education of pupils, forms and methods of training, pedagogical principles.
Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.
Поскольку правовое обучение и воспитание учащихся (далее – ПОВУ) нацелено на формирование правовой культуры (далее – ПК) индивида, ее содержательная составляющая должна заключаться не только в «контенте» и структуре академических дисциплин, имеющих отношение к праву, но и в благотворном влиянии на общий духовный облик гражданина и будущего профессионала, на его жизнь и деятельность. Таким образом, не представляется возможной «герметизация» отдельных личностных свойств, их обособленное воспитание на разных курсах и на различных ступенях образовательной вертикали. Нельзя, например, в колледже воспитывать только правовое сознание, на младших курсах вуза – лишь уважение к закону, а на старших – исключительно стремление к соблюдению социальных норм. Ведь личность представляет собой не совокупность разрозненных качеств, а их органичное единство – следовательно, ПОВУ должно носить целостный характер. Однако это не означает отсутствия дифференциации по возрасту и уровню подготовки; также не представляется возможным говорить о проведении соответствующих занятий без специализированной программы [7].
ПОВУ, осуществляемое в высших и средних профессиональных образовательных организациях, должно иметь собственную программу с подробно прописанными содержанием и задачами, а также главными требованиями к педагогическим методам. Основной вопрос данной программы – «Что именно воспитывать?» – нужно решать, сообразуясь с запросами социального развития, с теми радикальными изменениями, которые наблюдаются в Российской Федерации. Безусловно, ПОВУ не может быть совершенно идентичным для всех разновидностей учебных заведений, предоставляющих профессиональное образование; не может предложить требования и рекомендации по всему содержанию и формам ПОВУ с учетом уровня образовательной вертикали и даже в параллельно обучающихся группах одного учебного заведения. Программа не должна носить императивного характера; педагог должен иметь возможность отбирать из предлагаемого материала те темы и вопросы, которые представляются ему наиболее важными и интересными в данной конкретной ситуации.
По наблюдениям педагогического сообщества, доступные для профессионального образования формы и методы ПОВУ отличаются огромным разнообразием. По масштабу, количеству вовлеченных учащихся, их можно разделить на три категории [6]:
- массовые, охватывающие всех или большинство студентов учебного заведения;
- групповые, охватывающие студентов одной учебной группы, секции; учащихся, демонстрирующих определённый уровень успеваемости или планирующих посвятить себя определенной профессии и т.д.;
- индивидуальные, направленные на правовое обучение и воспитание отдельных личностей.
Исследование существующих научных трудов [1,3,5] продемонстрировало, что принципы ПОВУ, используемые в современной педагогической практике, являются весьма многочисленными и разнообразными, принимающими во внимание тип учебного заведения и личностные особенности учащихся. Процесс ПОВУ базируется на традиционных педагогических принципах, которые, в свою очередь, лежат в основе любой воспитательной деятельности. При написании данной статьи автор отталкивался, прежде всего, от следующих принципов [2,4]:
1) комплексного подхода к воспитательному процессу;
2) единства данного процесса;
3) опоры на сильные стороны личности;
4) последовательности (слово не расходится с делом);
5) возрастной и индивидуальной специфики;
6) ключевой роли коллектива в воспитании (в соответствии с концепцией С.Я. Батышева).
Список литературы:
1. |
Основы правовых знаний: Учеб. пособие для техникумов и колледжей / Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев, Н.Ф. Зайцев и др. – М.: Экономика, 1995. – 303 с. |
2. |
Платонова Т.И. Методы обучения предметам экономико-правового цикла в профессиональном учебном заведении. Международная конференция «Проблемы непрерывного технического и профессионального образования в начале XXI века». Сборник научных докладов и тезисов. – М.: ИТОП РАО, МЦОС, 2003. / Под ред. Т.Ю. Ломакиной. – С. 141-143. |
3. |
Рубина Г.В., Стоян Е.В. Формирование правового воспитания студентов / Г.В. Рубина, Е.В. Стоян // Среднее профессиональное образование. – 2000. – № 2. – С.35-36. |
4. |
Фирсов А.Г., Фирсов Г.А. Подросток: типичные правонарушения / А.Г. Фирсов, Г.А. Фирсов // Профессионально-техническое образование. – 1991. – № 1. – С.90-93. |
5. |
Фирсов Г.А., Макаров Н.Д. Задачи и содержание правовой подготовки // Среднее профессиональное образование. – 1999. – № 3. – С.34-36. |
6. |
Фирсов Г.А., Макаров Н.Д. Основы права. Сборник задач с методическими рекомендациями для средних специальных учебных заведений. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 79 с. |
7. |
Фирсов Г.А., Макаров Н.Д. Правовое обучение и воспитание в ССУЗАХ / Г.А. Фирсов, Н.Д. Макаров // Вестник среднего профессионального образования. – 1999. – № 4. |