Правовая составляющая профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях рыночной экономики

Дата публикации: 2019-01-08 13:06:07
Статью разместил(а):
Сергеева Марина Георгиевна

Правовая составляющая профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях рыночной экономики

Legal component of vocational training future experts in the conditions of market economy

 

Автор: Сергеева Марина Георгиевна

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Sergeeva Marina Georgiyevna

Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена значению правовой составляющей профессиональной подготовки будущих специалистов, предполагающей овладение знаниями и умениями правового характера, которые благоприятствуют совершенствованию профессиональной деятельности и улучшению отношений в обществе. 

Abstract: Article is devoted to value of a legal component of the vocational training of future experts assuming mastering knowledge and abilities of legal character which favor to improvement of professional activity and improvement of the relations in society. 

Ключевые слова: правовая подготовка, профессиональная деятельность, правовая культура, правовые нормы, профессиональная компетентность.

Keywords: legal preparation, professional activity, legal culture, precepts of law, professional competence.

Тематическая рубрика: Гуманитаные науки.

 

В наши дни становится всё более актуальной подготовка молодых людей к успешному началу трудовой деятельности в контексте эволюционирующего демократического общества. Однако даже сейчас выпускники профессиональных образовательных организаций, приобретая качественные, надежные знания по обращению со сложной техникой и управлению производством, отличаются очень слабой осведомленностью о способах и формах управления людьми, обслуживающими данные механизмы [1].

Приходится констатировать, что на данный момент состояние отечественной правовой культуры (далее - ПК) не соответствует целям, поставленным в рамках национальной политики применительно к образованию и социуму в целом. Кроме того, «рыхлость» научного фундамента ПК усугубляется нечеткостью формулировок в ключевых документах, лежащих в основе правового обучения и воспитания учащихся (далее - ПОВУ) (государственные образовательные стандарты и т.д.), несовершенством доступных средств профессиональной диагностики, подходов к кадровой политике, принципов подготовки преподавателей правовых дисциплин.                      

Очередные задачи, обусловленные развитием правового государства и демократического общества, нацеленного на увеличение роли и ценности отдельной личности, неразрывно связаны с формированием ПК. Г.А. Фирсов видел в ней комплексную составляющую профессиональной подготовки, предполагающей овладение знаниями и умениями правового характера, которые благоприятствуют совершенствованию профессиональной деятельности и улучшению отношений в обществе [2]. 

В ходе написания данной статьи было установлено, что в научной литературе понятие ПК рассматривается в двух смыслах: узком и широком. В первом случае под ней понимается общий уровень законодательства, качество функционирования его правотворческих и правоприменительных структур, развитие правового сознания отдельных лиц и социума в целом, репрезентирующее значимость права в данном государстве. При втором подходе ПК воспринимается не просто как необходимая степень сформированности правового сознания, а как нечто глобальное, охватывающее самые разные аспекты общественной жизни.

С точки зрения С.С. Алексеева, одного из главных экспертов в области права, основой ПК является достойное место, занимаемое правом в жизни социума; преобладание правовых норм над локальными стереотипными представлениями о должном поведении в тех или иных ситуациях; достойное ПОВУ в учебных заведениях юридического профиля; высокий статус государственной прокурорской службы, адвокатуры, института судейства, эффективность научных организаций, занимающихся правовыми вопросами и т.д. [2].

Как и Г.А. Фирсов [1], мы понимаем под ПК выстроенную с помощью ПОВУ систему знаний, подходов и компетенций, подразумевающих зрелое, осознанное отношение к правам и обязанностям (как собственным, так и чужим), чувство ответственности перед социумом и государством, понимание верховенства закона и соблюдение иных норм, существующих в обществе. Подобное толкование позволяет автору статьи рассматривать ПК в качестве универсального и необходимого компонента ПОВУ в контексте профессионального образования.

Эволюция ПК происходит благодаря созданию комплекса правовых знаний; формированию системы интеллектуально-нравственных принципов; пониманию собственных прав и свобод, моральной ценности права в национальном и общечеловеческом масштабе; воспитанию в гражданах потребности в социально-активном поведении. Следовательно, повышение уровня ПК учащихся детерминировано такими факторами, как специфика преобладающих производственных отношений, вносящих определенный вклад в экономическое развитие, и потребность общества в защите конкретной личности и ее адаптации к существующим правовым и иным нормам. При этом базовые задачи ПК будут благоприятствовать формированию у молодежи уважения к действующему законодательству, а также к правовым нормам и поведенческим императивам, функционирующим в данном социуме.

«Программа максимум» заключается в воспитании законопослушных добропорядочных граждан, обладающих необходимой суммой знаний и навыков, а также относящихся с уважением к правам и свободам личности и соответствующих общепризнанным морально-нравственным стандартам. Данный подход к достижению целей развития ПК позволяет уделить внимание правовым знаниям и убеждениям, уровню готовности к адекватному социальному поведению, позиционируя ПК как одно из эффективных средств стимулирования общественной активности граждан. В результате подобного обучения у студентов вырабатывается полезная и социально необходимая привычка сопоставлять свое поведение с фундаментальными и вытекающими из них правовыми нормами [3].

 

Список литературы:

1. Фирсов А.Г., Фирсов Г.А. Подросток: типичные правонарушения / А.Г. Фирсов, Г.А. Фирсов // Профессионально-техническое образование. –  1991. – № 1. – С.90-93.

2. Фирсов Г.А., Макаров Н.Д. Задачи и содержание правовой подготовки // Среднее профессиональное образование. – 1999. – № 3. – С.34-36.

3. Фирсов Г.А., Макаров Н.Д. Основы права. Сборник задач с методическими рекомендациями для средних специальных учебных заведений. – М. : НМЦ СПО, 1999. – 79 с.