Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Семья как ценность в философском осмыслении

Дата публикации: 2023-01-25 05:25:20
Статью разместил(а):
Прокопьева Ариана Евгеньевна

Семья как ценность в философском осмыслении

Family as a value in philosophical reflection

 

Авторы:

Прокопьева Ариана Евгеньевна

ФГБОУ ВО «СПбГУПТД», Санкт-Петербург, Россия

e-mail: eprokopjeva@mail.ru

Prokopeva Ariana Evgenevna

SPbSUITD, St.-Petersburg, Russia

e-mail: eprokopjeva@mail.ru

Окунева Екатерина Сергеевна

ФГБОУ ВО «СПбГУПТД», Санкт-Петербург, Россия

e-mail: ek75800308@gmail.com

Okuneva Ekaterina Sergeevna

SPbSUITD, St.-Petersburg, Russia

e-mail: ek75800308@gmail.com

 

Аннотация: Для многих людей семья является главной ценностью жизни. Нельзя недооценить ее влияние на каждого человека, именно семья как первая социальная группа, в которую попадает индивид, формирует определенные взгляды и установки, которым он следует. Но в чем же ее ценность для философии? Почему философы и мыслители на протяжении многих веков так заняты вопросами изучения семьи как первого социального института? Рассмотрим как люди относились к семье в разные периоды времени.

Abstract: For many people, the family is the main value of life. It is impossible to underestimate its influence on every person, it is the family, as the first social group that an individual enters, that forms certain views and attitudes that he follows. But what is its value for philosophy? Why have philosophers and thinkers been so preoccupied with the study of the family as the first social institution for many centuries? Let’s consider how people treated the family in different periods of time.

Ключевые слова: слова, семья, общество, философия, брак, родители, ребёнок. 

Keywords: words, family, society, philosophy, marriage, parents, child. 

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

 

Семья фактически является первичной ячейкой общества, через которую в той или иной степени проходит каждый человек. При этом каждый из нас не может быть вне социальных групп, но для того, чтобы стать полноправным членом общества индивиду необходимо стать полностью дееспособным. Важнейшая социализация, которая проходит в семье, становится тем фундаментом, который помогает каждому человеку существовать в различных системах отношений. Рассмотрим семью как ценность с точки зрения философского осмысления.

Для начала нам необходимо разобраться в понятиях. Что же такое семья и как она связана с процессом социализации. Семья — это форма взаимоотношений между людьми, которая держится на браке или кровном родстве; малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье человек проходит первичный процесс социализации впитывая опыт предыдущих поколений и усваивая нормы поведения, которые свойственны тем или иным ситуациям. Совершенно не случайно то, что с древнейших времен лучшие умы человечества обращали свое внимание именно на семью и пытались осмыслить ее с точки зрения философии.

Здесь следует привести в пример великого китайского мыслителя Конфуция, который считал, что идеальное государство должно выстраивается на принципах схожих с выстраиванием семьи. Ведь фактически оно объединяет в себя множество подданных, о которых правитель должен заботиться, подобно тому, как отец заботится о членах своей семьи. При этом его подданные должны не только слушать и уважать его из-за страха перед наказанием, но и искренне любить и почитать старшего, ровно как принято почитать собственных родителей, уважать братьев и сестер. Этим высказыванием китайский мыслитель не только объясняет нам своё видение государства и базовые принципы его построения, но и демонстрирует нам воззрение на семью и те основополагающие ценности, который должны в ней господствовать.

Если же мы будем говорить о религиозно-философских доктринах поздней античности и средневековья, то увидим, что тогда  семья воспринималась, как важнейший институт и охранялась священными текстами. Невозможно было представить, что настоящая семья может быть вне законного, освещенного, чаще всего церковными иерархами, союзом мужчины и женщины. Совершенно не случайно в христианстве еще с ветхозаветных времен введена заповедь о почитании родителей. При этом выстраивалась строжайшая иерархичность, где слово главы семейства не могло быть оспорено. В условиях средневекового общества младшие члены семьи иной раз и вовсе не имели права голоса и полностью зависели от благосклонности главы семьи. Тем не менее, христианское учение указывало, что именно посредством семьи, как малой общины человек постигает жизненную мудрость, поэтому жизнь вне официально заключенного брака в то время являлась греховной и противоестественной.

Философы эпохи просвещения уже указывали нам, что главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте, в общении, в формировании базового доверия к миру и привязанности в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем и школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

Постепенно происходил отказ от жестко регламентированной жизни средних веков. Шел процесс высвобождения женщины, ее эмансипация, а вместе с этим менялись и взгляды на семью и ее ценности. Если ранее человек фактически не мог заключить брак по собственному желанию, то с эпохи просвещения в Европе постепенно начинается уважение к личному выбору индивида в вопросе заключения брака и создании семьи. Здесь стоит отметить, что большинство людей понимают семью, в первую очередь, именно как закреплённый государством союз двух людей. Интересен как пример проведённый в Великобритании опрос на тему бракосочетания среди молодых людей. Британские социологи опросили почти две с половиной тысячи студентов и студенток колледжей (поровну и тех и других) в возрасте от 18 до 23 лет. Где 84% девушек и 70% юношей выразили своё желание со временем вступить в брак. Только 5% юношей и 2% девушек посчитали институт брака устаревшим. 86% девушек и 79% юношей также пожелали в перспективе оставаться супругом или супругой одного человека на протяжении всей своей жизни. Если обобщить полученные результаты исследователей, можно прийти к выводу, что и в наше время семья и брак являются важными составляющими жизни людей.

Итак, мы видим, что совершенно не случайно самые разные философские концепции обращали внимание на семью и пытались осмыслить ее с позиций философии. Ведь свой первый опыт выстраивания межличностных отношений и коммуникаций человек проходит именно в своей семье, и это дает индивиду значительное преимущество, которое помогает стать полноценным, полноправным членом общества. Поэтому философы в разных уголках мира, не связываясь друг с другом, обращали очень пристальное внимание на семью и те преимущества, которые она может дать каждому человеку и человечеству в целом. Как в случае и с государством, чем крепче семья, тем стабильнее общность. Именно поэтому она является одной из главнейших опор и величайших ценностей не только для отдельно взятого человека, но и для всего общества в целом.

 

Список литературы: 

1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2004. № 2.

2. Дрейкурс Р., Зольц В. Счастье вашего ребенка / Под ред. А.В. Толстых. М., 2006. 341с.

3. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 2006. 382с.

4. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества / Социологические исследования. – 2003г. – № 

5. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. / Пер. с англ. — М.: Издательство ACT, 2004г.

 

. . . . . . .