Требования к правовой подготовке обучающихся в условиях профессионального образования

Дата публикации: 2019-01-08 11:26:39
Статью разместил(а):
Сергеева Марина Георгиевна

Требования к правовой подготовке обучающихся в условиях профессионального образования

Requirements to legal training of students in the conditions of professional education

 

Автор: Сергеева Марина Георгиевна

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Sergeeva Marina Georgiyevna

Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Аннотация: Анализируя перспективы и задачи образования в XXI столетии, автор статьи подчеркивает огромное значение в нем правовой культуры, благодаря чему гражданин, имеющий профильное образование, становится важным фактором экономического роста государства.

Abstract: Analyzing prospects and problems of education in the XXI century, the author of article emphasizes huge value in it legal culture thanks to what the citizen having profile education becomes an important factor of economic growth of the state. 

Ключевые слова: правовая культура, правовое государство, гражданское общество, профессиональное образование, обучающиеся.

Keywords: legal culture, constitutional state, civil society, professional education, students.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

 

В настоящее время при обучении специалиста основное внимание следует уделять не столько информации (она сейчас очень быстро устаревает, особенно в области права), сколько развитию навыков, прежде всего коммуникативных. Таким образом, в XXI веке нашему государству, в первую очередь, предстоит бросить силы на формирование у населения правовой культуры, на вырабатывание у учащихся вузов и ССУЗов определенных прикладных умений, чтобы эти люди [3]:

1) были достойными гражданами своей страны, осознавали свои социальные возможности, права и обязанности – в том числе моральные;

2) могли оперировать требующимися в их профессии юридическими знаниями;

3) владели навыками, позволяющими им без посторонней помощи интерпретировать действующие законы и подзаконные акты;

4) могли знать, какой круг вопросов находится в юрисдикции той или иной правовой организации; уметь составить договор, доверенность или любой другой документ, входящий в список наиболее распространенных.

В решении данных задач существенную роль играет качественная подготовка специалистов в области права на различных этапах обучения.

Перечисленные задачи могут быть осуществлены при успешной реализации следующих образовательных потребностей [1]:

-           личности – в приобретении базовых знаний о российской правовой системе, о главных законах страны, о неотъемлемых правах и свободах, о содержании Конституции Российской Федерации;

-           общества – в воспитании законопослушных добропорядочных граждан, относящихся с уважением к правам и свободам личности и соответствующих общепризнанным морально-нравственным стандартам;

-           государства – в молодом поколении, осознающем (благодаря правильному воспитанию) важность правовых норм и законов для регулирования общественных отношений и предотвращения анархии;

-           национальной и региональной экономики – в компетентных специалистах со стабильными правовыми знаниями, навыками и умениями, нужными для эффективного функционирования и совершенствования отечественного производства в современном контексте;

-           образовательной системы – в квалифицированных исследованиях, способствующих закладыванию нормативно-правовых основ для решения проблем правового обучения и воспитания учащихся (далее – ПОВУ).

В настоящее время для этого нужно кардинально пересмотреть систему взглядов на ПОВУ в рамках современного профессионального образования: выработать и реализовать новую сущность правовой подготовки на всех этапах обучения; определить концепцию образовательного процесса применительно к содержанию и выстраиванию правовоспитательной деятельности в высших и средних профессиональных; разработать систему форм и методов, а также механизм комплексного психолого-педагогического сопровождения ПОВУ.

Реально оценивая скорость и вектор демократических изменений в нашей стране, следует подчеркнуть, что они стали причиной и индикатором многих значимых социальных проблем, включая недостаточную активность в области ориентированного формирования правовой культуры личности. Среди отрицательных тенденций нужно назвать растущую социальную дезадаптацию, увеличение количества противозаконных действий, совершаемых детьми и подростками, размывание традиционного подхода к воспитанию, усиление факторов, препятствующих полноценному вступлению во взрослую жизнь, получению образования (общего и профессионального), поиску работы, соответствующей возможностям и потребностям. Подобные тенденции не благоприятствуют формированию уважительного отношения к закону своей страны, к общественным нормам [2].

 

Список литературы:

1. Фирсов А.Г., Фирсов Г.А. Подросток: типичные правонарушения / А.Г. Фирсов, Г.А. Фирсов // Профессионально-техническое образование. –  1991. – № 1. – С.90-93.

2. Фирсов Г.А., Макаров Н.Д. Задачи и содержание правовой подготовки // Среднее профессиональное образование. – 1999. – № 3. – С.34-36.

3. Фирсов Г.А., Макаров Н.Д. Правовое обучение и воспитание в ССУЗАХ / Г.А. Фирсов, Н.Д. Макаров // Вестник среднего профессионального образования. – 1999. – № 4.