Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Вокальные циклы Н.А. Римского-Корсакова

Дата публикации: 2022-11-21 17:21:40
Статью разместил(а):
Елистратова Дарья Сергеевна

Вокальные циклы Н.А. Римского-Корсакова

Vocal cycles by N.A. Rimsky-Korsakov

 

Автор: Елистратова Дарья Сергеевна

ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, г. Москва, Россия

E-mail: deti42013@yandex.ru

Elistratova Darya Sergeevna

GMPI named after M.M. Ippolitov-Ivanov, Moscow, Russia

E-mail: deti42013@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается камерное вокальное творчество Н.А. Римского-Корсакова, в котором тема природы занимает центральное место. Вокальные циклы «Весной» и «У моря» анализируются с точки зрения средств музыкальной выразительности, использованных композитором для изображения картин природы.

Annotation. The article examines the chamber vocal creativity of N.A. Rimsky-Korsakov, in which the theme of nature occupies a central place. The vocal cycles "In Spring" and "By the Sea" are analyzed from the point of view of the means of musical expression used by the composer to depict pictures of nature.

Ключевые слова: Н.А. Римский-Корсаков, вокальный цикл, образы природы, изобразительность, музыкальные средства.

Keywords: N.A. Rimsky-Korsakov, vocal cycle, images of nature, figurativeness, musical means.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) – один из самых известных русских композиторов второй половины ХIХ века, дирижер, педагог, выдающийся общественный деятель, писатель и музыкальный критик.

В своих произведениях композитор обращался к разным музыкальным жанрам. Им созданы пятнадцать опер, три симфонии, множество одночастных симфонических произведений, инструментальные концерты, кантаты, а также камерно-инструментальная, вокальная и хоровая музыка.

В творчестве Н.А. Римского-Корсакова важное место занимают романсы. В 79 произведениях этого жанра находят отражение такие качества мировосприятия и эстетики композитора как ясность мысли и внутренняя уравновешенность, безупречный вкус, тонкий артистизм и чувство художественной меры. Примечательно его обращение к стихотворениям выдающихся отечественных поэтов: А.С. Пушкина, А.К. Толстого, А.Н. Майкова; ряд романсов написан на тексты Л.А. Мея, А.А. Фета, Дж. Байрона, Г. Гейне.

Стремление композитора к созданию вокальных сочинений с напевной, выразительной мелодикой нашло воплощение в конце 1890-х годов (1897–1898 гг.). Также в это время появилась и тенденция к созданию вокальных циклов, которая оказалась мимолетной. В результате были созданы «Весной» op. 43, «Поэту» op. 45, «У моря» op. 46.

Исследователи выделяют два периода в романсовом творчества Н.А. Римского-Корсакова.  В первый период (1865–1883 гг.) им были написаны 32 сочинения в данном жанре. В это время проявилась непосредственная связь между оперой и романсом.

Особенностью вокальных сочинений первого периода творчества является тяготение композитора к картинности и живописности.  Многие романсы, воплощающие лирические пейзажи, содержат черты изобразительности (романсы «Ночь», «На холмах Грузии» и другие).  Нередко композитор обращается к поэтическим текстам, где описание образов природы дано в связи с воплощением состояний душевного мира человека («Ель и пальма», «Пленившись розой, соловей»).

Новый подъем интереса к романсу появляется у Н.А. Римского-Корсакова во второй половине 1890-х годов.  Большая часть сочинений (около пятидесяти) относится к 1897–1898 годам. Возможно, их появление было обусловлено действием художественной тенденции, о которой пишет В.А. Васина-Гроссман: «Уже на рубеже XIX и XX веков поэзия и музыка явно идут навстречу друг другу. В поэзии это проявляется в особом внимании к звуковой стороне стиха, например, к симметрии повторов, аллитерации и другим приемам. В музыке – в насыщении этого искусства литературной, а подчас литературно-философской программностью» [2, с.167]. 

Вместе с тем, возвращение композитора к жанру романса было обусловлено существенными изменениями в его творческом подходе к созданию вокальной музыки. «Я давно не сочинял романсов. Обратившись к стихотворениям Алексея Константиновича Толстого, я написал четыре романса и почувствовал, что сочиняю их иначе, чем прежде. Мелодия романсов, следя за изгибами текста, стала выходить у меня чисто вокальною, т. е. становилась таковою в самом зарождении своем, сопровождаемая лишь намеками на гармонию и модуляцию», – отмечает он в «Летописи моей музыкальной жизни» [3; 267-268].

Стремление Н.А. Римского-Корсакова к созданию романсов с выразительной кантиленой в вокальной партии получило законченное воплощение в лирических миниатюрах циклов «Весной» и «У моря», в романсах-элегиях «О чем в тиши ночей», «Редеет облаков летучая гряда» и некоторых других. Слияние человеческих чувств с образами природы, где значительна роль звукоизобразительных элементов, ясно воссоздано в изучаемых вокальных циклах. В цикле «Поэту» близкая Н.А. Римскому-Корсакову тема искусства, творческого вдохновения, предназначения художника раскрывается в лирико-философском плане.

Четыре романса Н.А. Римского-Корсакова, вошедшие в цикл «Весной» op.43 (1897) – «Звонче жаворонка пенье», «Не ветер, вея с высоты» (на стихи А.К. Толстого), «Свеж и душист твой роскошный венок» (на стихи А.А. Фета) и «То было раннею весной» (на стихи А.К. Толстого), – объединяет   радостное, приподнятое весеннее настроение. По-видимому, именно эти стихотворения были выбраны также и потому, что композитору оказалось созвучным воплощенное в них ощущение красоты и гармонии природного мира, находящее отзвук в душе  человека. 

В стихотворениях, проникнутых чувством любви к окружающей природе и ощущением ее красоты, отражены важнейшие темы лирической поэзии А.К. Толстого и А.А. Фета. Весенняя пора воспринимается ими как время возрождения природы и, одновременно, время пробуждения любви и творческой энергии в человеке.

Вместе с тем, существенны и различия в раскрытии названных тем каждым из поэтов. А.К. Толстой воспевает любовь как чувство духовной близости, которое не могут ослабить разлука и расстояния. А.А. Фет  любуется красотой природы и человека, находящегося в гармонии с окружающим миром, и эти лирические мотивы сливаются единую и неделимую идею красоты. В пейзажных зарисовках природа словно окрашивается настроениями лирического героя, оживляется, одушевляется ими. 

В избранных для вокального цикла «Весной» стихотворениях Н.А. Римского-Корсакова привлекло богатство образов и красок, воплощение множества оттенков радостных чувств. Русский поэт и критик И.Ф. Анненский в своем труде «Сочинения гр. А.К. Толстого как педагогический материал» пишет: «В поэзии Толстого довольно мало описаний. Картина природы служит в его лирике, обыкновенно, не центром, а лишь фоном, деталью, или иллюстрацией к изображению уголка в мире человеческих ощущений» [1, с. 57-58]. Обращаясь к стихотворениям А.К. Толстого, Н.А. Римский-Корсаков стремится передавать с помощью мелодии более точно ее содержание. Это обусловлено его новым подходом к тексту. Вместе с тем, для композитора была важна и присущая поэзии недосказанность, смысловая незавершенность. 

Композитор в своем музыкальном творчестве часто обращался к морской тематике. Н.А. Римский-Корсаков в «Летописи», упоминая об океане, эмоционально пишет: «Чудные дни и чудные ночи! Дивный, темно-лазоревый днем цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью. <…> Свет ныряющего среди кучевых облаков месяца в полнолуние просто ослепителен. Чудесен тропический океан со своей лазурью и фосфорическим светом, чудесны тропическое солнце и облака, но ночное тропическое небо на океане чудеснее всего на свете» [3, с. 47]. 

В вокальный цикл Н.А. Римского-Корсакова «У моря» (1897) op.46  вошло пять стихотворений Алексея Константиновича Толстого: «Дробится, и плещет, и брызжет волна», «Не пенится море, не плещет волна», «Колышется море; волна за волной», «Не верь мне, друг» и «Вздымаются волны».  Скорее всего, в самостоятельный вокальный цикл эти стихотворения сложились в 1898 году, так как номер его опуса оказался более поздним, чем написанная после романсов кантата «Свитезянка» (1897, op. 44).

Как и в цикле «Весной» основным идейным посылом романсов является отображение человеческих эмоций, различных состояний души через зарисовки природы, то есть в данном случае через стихию воды. Каждый из романсов передает морской пейзаж по-разному: море то спокойно и ласково, то грозно и встревожено.

И.Ф. Анненский об А.К. Толстом пишет: «Бессознательно и ревниво бережет он свое душевное равновесие; вид моря, которое, несмотря на весь свой видимый хаос и бурность, подчиняется таким строгим законам, склонен его особенно успокаивать. Для него бурное море — это периодически взволнованная душа, похожая на его душу, и на всякую человеческую душу». Наблюдения критика приводят к мысли о том, что понятие «равновесие» поэт наделяет значением стихийного закона гармонии, который одинаково «властен над его душой, как властен над океаном, звездой и песчинкой» [1, с. 40]. Стремлением к гармонии и равновесию объясняется и насыщенность стихотворений метафорами, сопоставлениями и противопоставлениями, образными параллелизмами.

Так же, как и поэтические тексты А.К. Толстого, музыка Н.А. Римского-Корсакова насыщена развитием, контрастами, непрерывным движением. Мелодика романсов вобрала в себя «говорящие» интонации различной семантики: повествовательной речи и вопроса, размышления и восторга, скорби и разочарования.

Общую тему «пейзажных» романсов композитора можно определить так: поэт и природа. Как правило, в вокальных миниатюрах композитором воссоздается какая-либо характерная картина, фиксирующая одно состояние природы. В миниатюрах циклов «Весной» и «У моря» Н.А. Римский-Корсаков  обращается к лирическим стихотворениям А.К. Толстого и А.А. Фета, раскрывающим темы весеннего пробуждения в одном и морских пейзажей в другом. Они трактуются во взаимосвязи с событиями душевного мира человека.

Поздний период творчества Н.А. Римского-Корсакова связан применением нового подхода в работе с поэтическим текстом, касающегося, прежде всего, сочинения мелодии. Характеризуя собственный вокальный стиль в эти годы, Н.А. Римский-Корсаков сам отмечает такие качества как чуткое следование за изгибами текста и сочинение «чисто вокальных» мелодий – интонационно естественных, живых, способных к передаче различных оттенков лирической эмоции.

В романсах рассматриваемых циклов можно выявить комплекс интонационных оборотов (лексем), которые композитор наиболее часто применяет при сочинении мелодики. К их числу относятся обороты с нисходящим поступенным движением (например, «Звонче жаворонка пенье», «Не ветер, вея с высоты», «Дробится, и плещет, и брызжет волна», «Не пенится море, не плещет волна»), с преобладанием кварто-квинтовых интонаций в сочетании с прилегающими секундами (все  романсы), с колебательным движением, включающим малые и большие секунды (например, «Не ветер, вея с высоты», «Свеж и душист твой роскошный венок»). Широко используются неаккордовые звуки – в особенности задержания, а также проходящие и вспомогательные  (есть в мелодике всех вокальных миниатюр).

За «следование за изгибами текста» также говорит тот факт, что композитор действительно отделяет основные мысли паузами, делает из них отдельные фразы. Его точность звуко- и ритмопередачи доходит даже до того, что он следит за знаками препинания, перечислениями, а мелодии соответствуют «падениям» и «взлетам» в стихотворении.

Следует отметить, что композитор прибегает к введению мелодий  разных типов. Е.А. Ручьевская, характеризуя  вокальное творчество композитора в период 1897-1899 годов, выделяет в нем различные типы мелодики. Первый – мелодика ариозного склада («Не ветер, вея с высоты», «То было раннею весной», «Не верь мне, друг») с характерным для нее ритмическим богатством. Раскрывая это понятие, Н.А. Римский-Корсаков в письме В.И.Бельскому отмечал: «Богатство ритмическое заключается в интересном, оживленном и несимметричном размещении групп, мотивов, фраз, а также ударений при сохраняемом размере» [4; 99]. Иначе говоря, композитор опирается на принцип разнообразия в синтаксисе и акцентах-ударениях, что полностью совпадает с принципом романсов ариозного типа.

Ко второму типу – метрическому, следует отнести романсы «Звонче жаворонка пенье», «Свеж и душист твой роскошный венок», «Колышется море; волна за волной», «Вздымаются волны», «Дробится, и плещет, и брызжет волна», «Не пенится море, не плещет волна», где мелодия отражает не столько синтаксис, сколько ритм стиха.

 В произведениях «Не ветер, вея с высоты» и «Свеж и душист твой роскошный венок» в мелодике серединных разделов преобладает напряженная и развитая декламационность, также она есть и в «Не верь мне, друг», а на первый план этот прием мелодии выходит в романсе «Колышется море; волна за волной».

Наблюдения над гармонией в романсах позволяет отметить, что  композитор не стремился к усложнению музыкального языка, оставаясь в рамках системы романтической гармонии. Вместе с тем, нередко для достижения определенных музыкально-колористических эффектов он прибегает к таким приемам и средствам как, эллиптические цепочки и модуляции в тональности второй степени родства («То было раннею весной»), отклонения в параллельную тональность через ув. 3/5 (во многих романсах «У моря»), использование хроматизма для усиления эффекта напряжения и создания соответствующего настроения («Колышется море; волна за волной», «Не верь мне, друг»), «парящая» тональность появляется в развивающих серединах романсов «Не ветер, вея с высоты» и «Дробится, и плещет, и брызжет волна».

Принципы формообразования, применяемые композитором в романсах циклов «Весной», «У моря», в целом типичны для классико-романтической музыки, но нередко они трактуются своеобразно. Три сочинения (№ 2, 3, 4 из цикла «Весной» и № 1 из цикла «У моря») написаны в простой трехчастной форме. Середины, где часто располагаются кульминации, отличает гармоническая неустойчивость. В свою очередь, репризы трехчастных форм нередко у Н.А. Римского-Корсакова динамические.

В романсах «Свеж и душист твой роскошный венок», «То было раннею весной», «Колышется море; волна за волной» можно говорить о наличии форм второго плана (рондальная или рефренная), которые образуются благодаря многократному появлению темы-рефрена в разных частях композиции, что не может не способствовать созданию единого настроения или образа в романсе. Интересно строение вариантно-строфической формы, обрамленной вступлением и заключением, в романсе «Звонче жаворонка пенье»,  где первые части строф совершенно одинаковы, а вторые существенно  различаются, хотя и строятся на том же материале. Также эту форму композитор использует в цикле «У моря» в № 2 и № 4, а в № 3 сквозную строфическую (в каждом по две строфы). Скорее всего, это непосредственно связано с поэтическими текстами, имеющими такое же двухстрофное строение, а в № 3 связано с единым током развития и отсутствием деления поэтом на строфы. Необычно строение сложной двухчастной формы в № 5 – первая часть содержит разомкнутые построения, разрешение неустойчивости приходит только с наступлением безмятежности моря во второй части.  Таким образом, предпосылкой для возникновения этой формы, как и любой другой у композитора, является определенный тип текста, в котором содержится сопоставление психологически конкретных состояний.

Хорошо известен тот факт, что Н.А. Римского-Корсакова обладал способностью ощущать звуки и тональности в цвете. В связи с этим, выбор тональности для каждого романса цикла «Весной» не мог оказаться случайным. В № 1 E-dur – цвет синий, сапфировый, блестящий; в № 2 Es-dur – темный, сумрачный, серо-синеватый; в №3 G-dur – светлый радостный, коричнево-золотистый; в №4 A-dur – ясный, весенний и розовый [5, с. 842]. При этом нужно отметить, что звуковысотное соотношение тональностей, начиная со вторго романса, становится выше. Учитывая особенности цвето-тонального восприятия  композитора можно сделать вывод, что Н.А. Римский-Корсаков шел от “мрака к свету”, то есть стремился раскрыть тему прихода весны постепенно, в опоре на свои звуко-цветовые ощущения. Подводя итог, можно утверждать, что Н.А. Римский-Корсаков, объединяя четыре романса в цикл «Весной», воспринимал свое творение как многоликое единство. Каждое сочинение являет собой образец светло-созерцательной лирики с преобладанием ярких, «весенних» красок.

 В свою очередь, цикл «У моря» хоть и также имеет тематический принцип объединения, но в нем можно отметить и свое драматургическое развитие. Здесь можно отследить движение «по цветам» от светлых к темным, близким стихии моря. Так, № 1 – Des-dur – теплый, темноватый, а № 2 – F-dur аж светлый, зеленый, «цвет весенних березок» для композитора, зато №4 – Es-dur сумрачный и серо-синеватый, № 5 начинается в b-moll – самой мрачной тональности по мнению Н.А. Римского-Корсакова, но заканчивается «сильной» и темной тональностью B-dur. Еще более интересную связь можно выявить, обратив внимание на характер каждого романса. Таким образом, № 1, 3, и первая часть № 5 – изображение бурного, неспокойного моря, а № 2, 4 и второй раздел №5 – спокойствие морской стихии, безмятежность, мерность (хоть и №4 более взволнованный по характеру, это свидетельствует о движении к кульминации цикла – к № 5). В связи с этим, отмечено как развитие в цикле, так и определенная симметрия.

Объединяющим звеном для цикла служит и наличие ритмо-фактурных формул – фигур «волны», которые разнятся у каждого из романсов в связи с передачей различных состояний моря. Отражения волны можно увидеть и в контурах мелодических фраз, в «волновой» драматургии отдельных романсов и всего цикла. Из нее берут начало и музыкальные формы с плавным перетеканием одного раздела в другой.

Романсы Н.А. Римского-Корсакова представляют собой совершенно особую лирическую сферу творчества композитора, самостоятельную, почти не соприкасающуюся с оперно-симфонической тематикой и стилистикой. Вокальные циклы 90-х годов являются вершиной камерно-вокального творчества Н.А. Римского-Корсакова и относятся главным образом к сфере лирики — эмоционально уравновешенной, окрашенной преимущественно в светлые тона, спокойной, созерцательной, полной пейзажно-картинными элементами. Романсовое творчество Н.А. Римского-Корсакова занимает особое место в антологии русского романса. С одной стороны, оно является продолжением и развитием принципов отечественной вокальной  школы, восходящих к творчеству М.И. Глинки, с другой – завершает эпоху лирического русского романса XIX века. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анненский И.Ф. Из педагогического наследия Вып I. Сост., подг. текста, предисл. и прим. О.Н. Черновой. — Смоленск: СГПУ, 2001. – 120 с. 

2. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 2–3. М.: Музыка, 1978 – 368 с. 

3. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. 8-е изд. – М., 1980. – 453 с.

4. Римский-Корсаков Н.А. Переписка с В.В. Ястребцевым и В.И. Бельским. – Санкт-Петербургская Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 2004. –  446 с.

5. Ястребцев В.В. О цветном звукосозерцании Н.А. Римского-Корсакова. – Русская музыкальная газета, 1908, №39-40. С. 842-844.

 

. . . . . . .