Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Обучение по кредитной технологии и анализ текущей оценки интернов по дисциплине фтизиатрии

Дата публикации: 2021-04-05 18:25:26
Статью разместил(а):
Скак Кулия Скаковна

Обучение по кредитной технологии и анализ текущей оценки интернов по дисциплине фтизиатрии

Training in credit technology and analysis of the current mark of interns in the subject of phthisiology

 

Авторы:

Кожамуратов Маргулан Толенович

НАО «МУК», Караганда, Казахстан 

E-Mail: margulan1973@mail.ru

Kozhamuratov Margulan Tolenovich

KMU, Karaganda, Kazakhstan

E-Mail: margulan1973@mail.ru 

Мутайхан Жумат

НАО «МУК», Караганда, Казахстан

E-Mail: tusipkaly1971@mail.ru

Mutayhan Zhumat

candidate science of medicine, KMU, Karaganda, Kazakhstan

E-Mail: tusipkaly1971@mail.ru

Нуртазина Жанара Багдатовна

НАО «МУК», Караганда, Казахстан

E-Mail: zhanara_1984_kz@mail.ru

Nurtazina Zhanara Bagdatovna

KMU, Karaganda, Kazakhstan

E-Mail: zhanara_1984_kz@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье предусмотрены методы обучения по кредитной технологии в медицинском образовании и их преимущества в образовательном процессе. А также предусмотрены сравнительные анализы текущей оценки у интернов по дисциплине фтизиатрии.

Abstract: This article provides training methods using credit technology in medical education and their advantages in the educational process. In addition, provides for comparative analyzes of the current marks of interns in the subject of phthisiology.

Ключевые слова: Кредитная технология, текущая оценка, интерны.

Keywords: Credit technology, current mark, interns.

Тематическая рубрика: Медицина.

        

Кредитная система предусматривает самостоятельную работу студентов, активное приобретение систематических знаний, навыков и умений.  В результате такой учебной деятельности развиваются профессиональные знания и интересы. Но также возникают  проблемы при преподавании предмета по кредитной технологии, так как студент тратит больше времени на самостоятельное обучение, чем на подготовку с преподователем.

В настоящее время методика кредитной технологии обучения применяется в медицинских вузах Казахстана. Кредитная технология - образовательная технология, в которой объем обучения рассчитывается в кредитной форме, учебный процесс носит строго систематический характер, приобретение творческих знаний происходит в форме отличия и развитие самообразования. С внедрением кредитной технологии наряду с самостоятельной работой студентов (СРС) и  появилась еще самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРОП).

Проблема преподавания предмета фтизиатрии в медицинских вузах Казахстана связана с меняющимися видами фтизиатрии на практике. Процесс обучения требует учета меняющихся взглядов на столько же областей туберкулеза легких, поскольку смысл обучения должен соответствовать потребностям здравоохранения и достижениям современной медицинской науки.  На практических занятиях и лекциях большое внимание уделяется системе организации и борьбы с туберкулезом в стране.

В данной статье рассмотрены   в качестве основными задачами эффективности кредитной технологии обучения, и текущая оценка интернов в процессе обучения. Технология кредитного обучения применяется на кафедре инфекционных болезней и фтизиатрии Некомерческое акционерное общество «Медицинский университет Караганды» с 2014-2015 учебного года. Система обучения по кредитной технологий интернов по дисциплине фтизиатрии  ведется по специальности «Общая медицина» 6-го и 7-го курса. Учебный процесс проводится по 2-м направлениям подготовки к 6-му курсу специальности «Общая медицина», то есть по направлению врач общей практики (ВОП) и внутренние болезни(ВБ). В процессе обучения 7-го курса проводятся подготовка интернов по специальности педиатрия. Объем расчет часов обучения интернов одинаков по всем направлениям, по специальности «Общая медицина» 6-го и 7-го курса, то есть 4 кредита, 180 часов, в том числе 60 часов практических занятий, 60 часов самостоятельное работа обучаемые преподователем (СРОП) и 60 часов самостоятельное работа обучаемые (СРО).

Интерны при СРОП по каждому направлению подготовки, интерны по направлениям подготовки педиатрии 7-го курса под наблюдением преподавателя в детско-подростковом отделении областного противотуберкулезного диспансера самостоятельно проводили курацию больных и заполняли медицинские карты больных. Также они участвовали в утренних врачебних конференциях и врачебно  консультативных комиссиях (ВКК) в отделении.

Интерны по направлениям подготовки ВБ куририют больных с вновь выявленными и рецидивами, которые пациенты с без бацилловыделителями областного противотуберкулезного диспансера. В отделении интерны под наблюдением преподавателя  самостоятельно курировали больных, заполняли дневники, этапные эпикризы, переводные эпикризы и выписки из истории болезни, как в бумажном, так и в электронном портале. Также они участвовали в утренних врачебних конференциях, ВКК в отделении, врачебных паталого-анатомических конференциях, обход с осмотром больных в отделение с доцентом кафедры и заведующим отделением.

Интерны 6 курса по направлению подготовки общей врачебной практики под наблюдением преподавателя работали с амбулаторными больными на участке противотуберкулезного диспансерного отделения № 1 и № 2 областного противотуберкулезного диспансера. В диспансерном отделении они  участвовали в диагностике, обследования больных, наблюдение за больными получающими лечение, лечебной работе и профилактике туберкулеза.

При проведении самостоятельной работы у интернов повышается уверенность в себе, развивается клиническое мышление и коммуникативные навыки.

Медицинским работникам необходимо постоянно повышать свою квалификацию в соответствии с современной медициной. Следует пояснить, что национальная программа борьбы с туберкулезом основана на стратегии Всемирной организации здравоохранения. Все эти работы широко используются в процессе обучения кредитной технологии. Благодаря  процессу обучения кредитной технологии видно, что практическая работа у интернов значительно улучшилась за счет СРОП, которой не было в традиционном методе обучения. С этой целью после анкетирования, как обратная связь мы получили множество положительных ответов от интернов по обучению кредитной технологии, то есть мы увидели, что этот процесс обучения также полезен для обучаемых. В их ответах говорилось, что они обладали большим количеством клинических навыков и могут свободно работать в клинике.

Для анализа текущих оценок интернов по дисциплине фтизиатрии при обучении кредитной технологии и традиционные методы обучения были рассмотрены оценки учебных журналов кафедры с 2011-2012 учебного года по 2016-2017 учебный год. Текущие оценки традиционного метода обучения с 2011-2012 учебного года по 2013-2014 учебный год были рассмотрены в журнале оценки интернов. А текущие оценки обучения кредитной технологии получены в журнале оценок интернов с 2014-2015 учебного года по 2016-2017 учебный год. Здесь расмотрены оценки интернов по специальности педиатрия 7 курса 2011-2017 учебного года, интернов по направлению подготовки врача общей практики 7 курса 2011-2014 учебного года, интернов по направлению подготовки врачей общей практики 6 курса 2014-2017 учебного года и интернов по направлению внутренняя болезни 6 курса 2012-2017 учебного года.

Таблица1. Результаты текущие оценки интернов по дисциплине фтизиатрии за 2011-2017 годы.

Учебные годы

Виды обучения

Пед 7 курс

ВБ 6урс

ВОП 7-6 курс

Текущие оценки

Количество интернов

Текущие оценки

Количество интернов

Текущие оценки

Количество интернов

2011-2012

Традиц.

76,1%

150

-

-

73,9%

53

2012-2013

Традиц.

75,6%

34

77,6%

127

76,5%

74

2013-2014

Традиц.

80,1%

50

81,5%

270

-

-

Итого

Традиц.

77,2%

234

79,5%

397

75,2%

127

2014-2015

Кредит

77%

51

81%

136

71%

53

2015-2016

Кредит

82%

71

87%

136

84%

266

2016-2017

Кредит

83%

93

82%

285

83%

345

Итого

Кредит

80,6%

164

83,3%

557

79,3%

664

Подводя итоги, можно сказать, что обучение по кредитной технологии имели более высокие текущие оценки по сравнению с традиционным обучением. То есть, практическая работа у интернов значительно улучшилась за счет самостоятельных работ обучаемых преподователем, которых не было в традиционном методе обучения. Таким образом, мы видим наиболее высокие показатели практических (клинических) навыков в связи с увеличением самостоятельной работы при обучении кредитной технологии.

Список литературы:

1 Досмагамбетова Р.С. Педагогически процесс в медицинском образовании. – Караганда, 2012. – 130 с.

3. Ракишева А.С. Современные технологии преподавания фтизиатрии в вузе. Фтизиопульмонология. – 2012. – №1 (20). – С. 104-106.

4. Турдыбекова К.М., Бейсенова Д.Р. Роль проблемного обучения на занятиях информатики при кредитной системе образования // Вестник карагандинского университета. Серия педагогика №2 (58) - 2010. - С. 111.

  

. . . . . . .