Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Крайний Север и дети

Дата публикации: 2020-07-15 11:38:21
Статью разместил(а):
Казаков Павел Анатольевич

Крайний Север и дети

Far North and children

Автор: Казаков Павел Анатольевич

E-mail: pavelkazakovanatol@gmail.com

Kazakov Pavel Anatolyevich

E-mail: pavelkazakovanatol@gmail.com 

 

Аннотация: В статье представлена общая характеристика неблагоприятного действия природных факторов на организм детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера.

Abstract: The article presents a general characteristic of the adverse effect of natural factors on the body of children and adolescents living in the conditions of the Far North.

Ключевые слова: Крайний Север, солнечное излучение, регионы проживания, космические и геофизические ритмы, адаптация, психоэмоциональное напряжение, дети.

Keywords: Extreme North, solar radiation, regions of residence, cosmic and geophysical rhythms, adaptation, psycho-emotional tension, children.

Тематическая рубрика: Медицина и психология.

 

Среда обитания интересовала человека всегда. За 4000 лет до новой эры в Вавилоне проводились наблюдения за погодой. Наиболее полно в древности описал влияние климата на человека Гиппократ.

В древности ученого-исследователя больше интересовал космос и его влияние на судьбу каждого конкретного человека. Со временем среда обитания стала намного ближе, стала окружающей средой (прежде. всего климатом). Исследователи начали интересоваться влиянием климата на человеческий организм. Ритмично интерес к среде обитания то усиливался, то ослабевал...

Сложность при изучении окружающей среды заключается в том, что на человека повседневно действует несколько факторов, точнее слож­ный комплекс факторов среды обитания. Причем одни оказывают влияниe постоянно, другие действуют периодически. Практически никогда, один из них не действует изолированно...  

Более половины общей площади территорий России (около 11 млн. кв. км) составляют территории (вечномерзлые земли арктической полосы, пустынь, тундры, лесотундры и северной тайги), которые называются Крайний Север.  

К наиболее значимым для здоровья человека климатическим условиям Севера относят длительную и суровую зиму, короткое холодное лето, резкое нарушение обычной для умеренного климата фотопериодичности, холод, тяжелый аэродинамический режим, факторы электромагнитной природы, пустынность и однообразие ландшафта, бедность флоры и фауны.  

Еще одним фактором, влияющим на самочувствие людей в высоких широтах, является инфразвук, происхождение которого имеет связь с полярными сияниями. Особенности рельефа и климата способствуют его распро­странению в атмосфере на огромные расстояния. 

Необходимо также упомянуть выраженный микроэлементный дисбаланс в почве, питьевой воде и продуктах  

Климатические условия Крайнего Севера способствуют развитию в организме человека перестроек многих функциональных систем и, в конечном счете, формируют качественно новое состояние организма – адаптированность, которое достигается ценой определенной биосоциальной платы.

Результатом негативного влияния метеорологических изменений является дизадаптивная реакция, проявляющаяся в виде нарастающей метеочувствительности, сопровождающейся снижением настроения, возникновением негативных эмоциональных проявлений (бессонница или гиперсомния, депрессия, страх, агрессия), ухудшением самочувствия, появлением слабости, головной боли, повышением или понижением артериального давления, снижением аппетита, появлением вегетативного дисбаланса, обострениями хронических заболеваний.

Эффект погодных влияний у детей и подростков несомненно зависит и от метеорологической толерантности – индивидуальной переносимости организмом неблагоприятных метеорологических воздействий.

Метеотропные реакции являются следствием нарушенного равновесия между организмом и внешней средой.

Клинически это проявляется в снижении умственной и физической работоспособности, нарушении сна, эмоциональной нестабильности, непредсказуемости поведения. В период полярной ночи из-за недостатка внешних раздражителей может возникать состояние сенсорной депривации, развиваются тяжелые депрессивные состояния. При наступлении полярного дня увеличивается солнечное излучение, которое приводит к повышенной нервной возбудимости, раздражительности, а затем к перевозбуждению и переутомлению, повышению артериального давления, изменениям во всех системах организма.  

В силу экстремальных природно-климатических факторов, условия жизни на Крайнем Севере неравноценны по комфортности с условиями жизни других регионов страны и дети, особенно дошкольного возраста, болеют в 2,5 раза чаще.

Сезонная динамика показателей функционального состояния детей школьного возраста в значительной степени зависит от образа жизни, питания, уровня физических и учебных нагрузок 

Процесс адаптации детей пришлого населения к экстремальным условиям Крайнего Севера регулируется центральной нервной системой. У переехавших на Север детей наступает значительное психоэмоциональное напряжение. Оно проявляется в нарушении сна, аппетита, повышенной тревожности, появлении головной боли, болей в сердце, ухудшении самочувствия, а высокие нагрузки в школе и длительное пребывание в помещениях усугубляют ситуацию.

У детей коренного населения также имеются проблемы адаптации, которые связанны с резким переходом с 6 лет от практически вольного режима жизни к режиму систематического обучения с, что явно вызывает стрессовую ситуацию и дополняет умственные нагрузки эмоциональными. Уязвимость их к соматической патологии очевидна.

Таким образом, дети и коренного, и пришлого населения имеют психоэмоциональные нагрузки различного генеза.

Одной из приоритетных задач, поставленных сегодня государством, является сохранение и оптимизация здоровья детей и подростков, проживающих в условиях высоких широт, освоение которых стратегически и экономически важно для Российской Федерации. Полное освоение северных широт, конечно, дело будущего, но будущее закладывается в настоящем. Поэтому хорошее здоровье детей сегодня обусловит стабилизацию трудоспособной части населения Крайнего Севера и создаст демографический потенциал на будущее. В решении этой, несомненно, приоритетной задачи одна из основных ролей должна отводиться работе медицинских и психолого-социальных служб.

 

Список литературы:

1. Агаджанян Н.А. Человек в условиях Севера / Н.А. Агаджанян, П.Г. Петрова. - М.: КРУК, 1996. - с. 20-87.

2. Алексеева Т.И. Географическая среда и биология человека / Т.И. Алексеева. - М.: Мысль, 1972. - 302 с.

3. Бобров Н.И Физиолого-гигиенические аспекты акклиматизации человека на Севере / Н.И. Бобров, О.П. Ло­мов, В.П. Тихомиров. - Л.: Медицина, 1979. - 184 с.

4. Деряпа Н.Р. Рябинин И.Ф. Адаптация человека в полярных районах Земли / Н.Р. Деряпа, И.Ф. Рябинин. – Л.: Медицина, 1977. - 295 с.

5. Дьячкова М.Г. Основные тенденции формирования здоровья детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера Российской Федерации / М.Г, Дьячкова, Н.Г, Беляков. - Экология человека. – 2005. - №4. – с.19-23. 

6. Еникеев А.В. Влияние природных факторов Кольского Севера на состояние здоровье человека: диссертация ... кандидата медицинских наук: 03.00.16 / Еникеев Алексей Владимирович; [Место защиты: ГОУВПО "Российский университет  дружбы народов"].- Москва, 2009.- 144 с. 

7. Казначеев В.П. Механизмы адаптации человека в условиях высо­ких широт / ВЛ. Казначеев. -  М.: Наука, 1985. – с. 21-59. 

8. Ковалев И.В. Загрязненность окружающей среды и здоровье населения на Российском Севере / И. В. Ковалев. - М.: 1999 . – с. 86 – 126. 

9. Прохоров Б.Б. Экология человека: социально-демографические ас­пекты / Б.Б. Прохоров. - М.: Наука, 1991. -112 с.

10. Сидоренко Г.И. Гигиена окружающей среды / Г.И. Сидоренко, М.Г. Шандала, Г.А. Багдасарьян и др.; под ред. Г.И. Сидоренко. - М.: Медицина,1985. - 303 с.  

 

. . . . . . .