Эффективность методов заключительного контроля знания интернов по дисциплине «фтизиатрия»

Дата публикации: 2020-05-16 16:27:19
Статью разместил(а):
Скак Кулия

Эффективность методов заключительного контроля знания интернов по дисциплине «фтизиатрия»

Effectiveness of final knowledge control methods in interns on discipline «phthisiology»

Авторы:

Табриз Нурлан Сулейменович

Доктор медицинских наук, кафедра инфекционных болезней и фтизиатрии, Медицинский университет Караганды, г. Караганда, Казахстан

e-mail: nctabriz@mail.ru

Tabriz Nurlan Suleimenovich

Doctor of Medical Sciences, Department of Infectious Diseases and Phthisiology Medical University of Karaganda, Karaganda, Kazakhstan.

e-mail: nctabriz@mail.ru

Оспанова Боян Абуевна

Медицинский университет Караганды, г. Караганда, Казахстан

Ospanova Boyan Abuevna

Medical University of Karaganda, Karaganda, Kazakhstan

Скак Кулия

PhD, ассоциированный профессор кафедры инфекционных болезней и фтизиатрии, Медицинский университет Караганды, г. Караганда, Казахстан

e-mail: kulia-78@mail.ru

Skak Kuliya

PhD, Associate Professor of Infectious Diseases and Phthisiology Department, Karaganda Medical University, Karaganda, Kazakhstan

e-mail: kulia-78@mail.ru

Мутайхан Жумат

кандидат медицинских наук, кафедра инфекционных болезней и фтизиатрии, Медицинский университет Караганды, г. Караганда, Казахстан

e-mail: tusipkaly1971@mail.ru

Mutayhan Zhumat

сandidate of Medical Sciences, Associate Professor of Infectious Diseases and Phthisiology Department, Karaganda Medical University, Karaganda, Kazakhstan

e-mail: tusipkaly1971@mail.ru

Кожамуратов Маргулан Толенович

Медицинский университет Караганды, г. Караганда, Казахстан

e-mail margulan1973@mail.ru

Kozhamuratov Margulan Tolenovich

Medical University of Karaganda, Karaganda, Kazakhstan

Серикбаева Назира Мауленовна

Медицинский университет Караганды, г. Караганда, Казахстан

e-mail N.Serikbaeva@kgmu.kz

Serikbaeva Nazira Maulenovna

Medical University of Karaganda, Karaganda, Kazakhstan

e-mail N.Serikbaeva@kgmu.kz

Аннотация: В статье изучена эффективность методов заключительного контроля знаний интернов по дисциплине «Фтизиатрия». В результате установлено, что проведение заключительного контроля в два этапа в виде клинических навыков и тестового контроля способствовало повышению активности интернов к познанию как теоретических, так и практических вопросов фтизиатрии во время занятий, а также объективному оцениванию знаний.

Abstract: Article studied the effective methods of the final control of knowledges of interns on discipline «Phthisiology». As a result there was established that the final control in two stages as clinical skills and test control contributed the increasing in activity of interns to the getting of knowledges both theoretical and practical issues of phthisiology in the classroom, also it helps to objectively evaluate their knowledge.

Ключевые слова: итоговый контроль, тестовый контроль, клинический навык.

Keywords: final control, test control, clinical skill.

Тематическая рубрика: Медицина.

 

В современном Казахстане одной из приоритетных задач в системе образования является подготовка квалифицированных, конкурентоспособных специалистов в различных отраслях народного хозяйства, в том числе в медицине [1].

Основной целью преобразования системы высшего образования является обеспечение подготовки специалистов, стремящихся к профессиональному и личностному росту, способных всесторонне использовать интеллектуальные и творческие ресурсы. Качество подготовки выпускника в настоящее время является не только способность анализировать сложные задачи, но и умение  разработать наиболее эффективный алгоритм решения конкретной задачи [2].

Проблема преподавания дисциплины «Фтизиатрия» зависит и от современных меняющихся методов работы противотуберкулезной службы, что требует  трансформации педагогического процесса по многим направлениям фтизиатрии, так как объем обучения должно соответствовать потребностям практического здравоохранения и достижениям современной медицинской науки. На практических занятиях и лекциях большое внимание уделяется вопросам организации и системе борьбы с туберкулезом в республике, студентам необходимо уточнить, что национальная программа борьбы с туберкулезом проводится в соответствии со стратегией ВОЗ [3].

Мониторинг результатов обучения является важной, трудной и ответственной частью учебного процесса, и его правильная организация помогает улучшить качество обучения студентов. Контроль представляет собой обратную связь между учителем и учеником, и учитель получает обратную связь об эффективности знаний ученика по предмету. Существует много разных типов контроля знаний учащихся, поэтому у каждого учителя есть своя задача. В настоящее время наблюдается явное изменение в сфере высшего образования. Появляются новые направления в процессе контроля знаний. Постепенный переход человечества к информационному обществу требует рационального использования этого времени в образовании. Одним из эффективных средств контроля является использование инновационных технологий [5].

В этой работе мы ставили цель оценить эффективность методов итогового контроля уровня знаний интернов, обучающихся по дисциплине  «Фтизиатрия».

В предыдущие годы экзамен по дисциплине "Фтизиатрия" проводится устно, данный метод требует больших затрат времени, кроме того не исключает давление авторитета учителя. Поэтому вместо устного экзамена  был введен тестовый контроль.

Тестовый контроль - это инновационная форма оценки знаний студента. Тестирование является педагогическим инструментом системы обучения, используемым в виде метода контроля образовательного процесса, позволяющего оценить уровень знаний, навыков студента. Тестовый контроль позволяет объективно оценивать знания студента, не отнимая большого времени преподавателя. С помощью проведения тестового контроля можно охватить все разделы дисциплины. Оценка знаний студентов не зависит от опыта и индивидуальных особенностей преподавателя, то есть от субъективных факторов, происходящих на устном экзамене. В результате появилась возможность широко оценить полученные знания студентов. Недостатком этого метода является необходимость подготовки тестов высокого качества [5,6].

В процессе преподавания мы увидели, что наряду с вышесказанными преимуществами этого метода, тестовый контроль уделяет большое внимание теоретическим знаниям интернов, но не отражает практические умения и навыки студента. В целях повышения практических знаний интернов в университете вторым этапом  заключительного экзамена внедрены клинические навыки.

Как мы уже упоминали, в последние учебные годы интерны 6-го курса интернов врачей общей практики по предмету «Фтизиатрия» проходили итоговый контроль из двух этапов - клинических навыков и тестового контроля. Клинические задачи, рентгенограммы были подготовлены для экзамена по клиническим навыкам, и этот экзамен оценивает непосредственную работу интернов с пациентом. Критерии оценки экзамена по клиническим навыкам были разработаны. Внедрение клинических навыков в окончательный контроль увеличило потребность стажеров практиковаться в практической работе с пациентами и их историями болезни.

Проверка клинических навыков проводилась в конце каждого цикла, во время первых экзаменов преподаватели кафедры показали хорошие знания в области микробиологии, клинической и лабораторной диагностики туберкулезных интернов, а также туберкулезного менингита, наоборот, сложное лечение туберкулеза и описание рентгенограммы затруднились дать ответ. Эти результаты были показателями базовых знаний интернов. Затем последовал анализ этих тем во время практических занятий, и следующие группы начали демонстрировать хорошую практику по этим темам.

Таким образом, при оценке эффективности методов оценки уровня знаний интернов, изучающих предмет «Фтизиатрия», проведение клинического контроля посредством окончательного изучения клинических и практических аспектов интернатуры помогает интернам быстро оценивать уровень своих знаний, прогнозировать возможные проблемы и быстро выходить из него и помогли нам сделать обоснованную оценку своих знаний. 

Таким образом, в ходе изучения эффективности методов оценки уровня знаний интернов по дисциплине «Фтизиатрия», мы убедились в том, что проведение итогового контроля с оцениванием  клинических навыков и теоретических знаний, позволяют более справедливо оценивать уровень знаний студентов, разрабатывать мероприятия по повышению уровня  знаний  обучающихся.

 

Литература:

1. Первый опыт организации и проведения внешней оценки учебных достижений по дисциплине патологическая физиология /С.Б. Жаутикова, Ф.С. Абикенова, Л.К. Быстревская, Ф. Умер // Медицина и экология. – 2015. – №2. – С. 86-88.

2. Малинина И.А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса // Молодой ученый. – 2011. – №11, Т.2. – С. 166- 168.

3. Ракишева А.С. Современные технологии преподавания фтизиатрии в вузе // Фтизиопульмонология. – 2012. – №1 (20). – С. 104-106.

4. Ломан Н.Ф. Формы и методы текущего контроля при изучении социальногуманитарных дисциплин /Н. Ф. Ломан, Д. Е. Джакупова // Медицина и экология. – 2015. – №2. – С. 93-97.

5. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. – М.: Центр тестирования, 2005. – 155 с.

6. Аванесов В.С Критерии качества педагогических измерений //Педагогические измерения. – 2012. – №1. – С. 27.