Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Дизайнерский подход к световому решению при проектировании выставочных пространств

Дата публикации: 2021-03-26 14:55:43
Статью разместил(а):
Климова Виолетта Алексеевна

Дизайнерский подход к световому решению при проектировании выставочных пространств на реконструируемых площадях в России

Design approach to the lighting solution in the design of exhibition spaces on reconstructed squares in Russia

 

Автор: Климова Виолетта Алексеевна

ФГБОУ ВО МГИК, г. Химки, Россия

E-mail: klimova.viol@yandex.ru

Klimova Violetta Alekseevna

Master's degree student Moscow State Institute of Culture, Khimki, Russia.

E-mail: klimova.viol@yandex.ru

Аннотация: В статье дан анализ возможностей дизайнерского подхода к световому решению выставочного пространства в условиях после реконструкции площадей, не профильных, не предназначенных для музеев и выставок. Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как световая организация интерьера выставки в целом, на примере выставочного Центра современного искусства Винзавод в Москве в сравнении с выставочной площадкой Арсенал в Кремле Нижнего Новгорода. Рассмотрены дизайнерские решения искусственного и естественного освещения выставочных экспонатов для сохранения целостного образного впечатления у посетителей выставки.  Проблема, обозначенная в статье, имеет прикладной характер, отражает обобщение и выводы из практического опыта двух  постоянно действующих выставочных центров на реконструированных площадях, набирающих популярность посетителей в России.

Annotation: The article analyzes the possibilities of a design approach to the lighting solution of the exhibition space in the conditions after the reconstruction of areas that are not specialized, not intended for museums and exhibitions. The research is conducted through the consideration of such problems as the lighting organization of the interior of the exhibition as a whole, using the example of the exhibition Center for contemporary Art Vinzavod in Moscow in comparison with the exhibition site Arsenal in the Kremlin of Nizhny Novgorod. The design solutions of artificial and natural lighting of the exhibition exhibits are considered in order to preserve the integral image impression of the exhibition visitors. The problem outlined in the article is of an applied nature, reflecting the generalization and conclusions from the practical experience of two permanent exhibition centers on reconstructed squares, which are gaining popularity among visitors in Russia.

Ключевые слова: выставки современного искусства, выставочное пространство, дизайнерский подход, освещение, световое решение.

Keywords: contemporary art exhibitions, exhibition space, design approach, lighting, lighting solution.

Тематическая рубрика: Архитектура и строительство.

 

Художественная выставка это важное событие культурной жизни любого цивилизованного общества. Выставочная деятельность в России активно развивается, наблюдается рост общественного интереса к художественным выставкам.

Сегодня выставки проходят не только в музеях и галереях, но и в различных культурных центрах и общественных учреждениях. Появилась практика создания экспозиций в кафе, на станциях и в вагонах метро, в различных общественных помещениях. Это помогает приобщать молодое поколение к культуре, знакомить как с историей искусства, так и с творческими поисками современных начинающих мастеров. Небольшие экспозиции временного характера можно организовать везде, но это разовое мероприятие, сложнее создать постоянно действующие выставочные пространства, которые важно иметь в каждом городе России.

Темой статьи выбран «Дизайнерский подход к световому решению при проектировании выставочных пространств на реконструируемых площадях в России». Актуальность темы продиктована тем, что музейная деятельность в России поднимается, наблюдается рост. По официальным данным директора департамента музеев Минкультуры России Владислава Кононова, опубликованным на новостной ленте Interfax от 4 июня 2019: «На протяжении последних лет с 2012 года наблюдается устойчивый рост всех ключевых показателей музейной деятельности. Увеличилось число посещений – 154 млн. посещений российских музеев. Оно соответствует количеству посещений музеев в Советском Союзе на 1985 год". Это значит, что на новом витке истории возрождается интерес к музеям и выставкам и необходимость в этом востребована в обществе. Соответственно, важно использовать опыт организации выставочного пространства на имеющихся свободных  помещениях, реконструируемых старых зданий. 

При проектировании выставочных пространств на площадях после реконструкции встаёт проблема световой организация интерьера.  Целью данного исследования стало «Выявление ведущих тенденций передового опыта по созданию  интерьера художественных выставок на реконструируемых площадях средствами светового решения дизайнера».

Исходя из выбранной темы и цели, были поставлены следующие задачи:

· Изучить опыт организации выставок современного искусства в России на реконструируемых площадях на примере Центра современного искусства «Винзавод» в Москве  и «Арсенал» в Кремле Нижнего Новгорода.

· Изучить и оценить возможности  дизайнерского подхода к световому решению выставочного пространства. Оценить роль освещения в интерьере выставочных галерей для сохранения художественного  образа, созданного автором экспоната и галереи в целом..

В качестве объекта исследования рассматривались выставки современного искусства в двух городах России – в Москве и Нижнем Новгороде.

Предмет исследования: своеобразие и уникальность творческих подходов в дизайн –проектировании выставочных пространств, организованных после реконструкции.

Научная новизна исследования заключается в том, что объект исследования -  «выставочное пространство» проектируется и создаётся в новых, необычных для России условиях, на освободившихся территориях, не предназначенных для музеев и выставок,  в зданиях двухсот летней давности после реконструкции.

Начнем с краткой характеристики выставочных пространств.

Центр современного искусства «Винзавод» располагается на территории старейшего московского комбината виноградных и десертных вин, бывшего пивоваренного завода «Московская Бавария» с 200 летней историей. После закрытия комбината в 2007 году открылся центр, который стал первым и самым большим частным центром современного искусства в России.  «Винзавод» в одном пространстве, открытом для широкой аудитории, представляет галереи, выставки, мастерские художников, образовательные центры. Сегодня основная миссия «Винзавода» – это поддержка и развитие современного российского искусства.

Арсенал, Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) находится в Нижнем Новгороде. Волго-Вятский филиал ГЦСИ расположен в самом центре города, на территории Нижегородского кремля в здании Арсенала (построен в 1843), памятнике архитектуры федерального значения. С 2011 по 2015 годы здание постепенно было реставрировано, и теперь общая площадь центра Арсенал составляет 7000 кв. м.

Волго-Вятский филиал ГЦСИ – это единственная в Нижнем Новгороде музейно-выставочная организация, занимающаяся развитием современного искусства в широком контексте современной культуры. Миссия филиала сформулирована следующим образом: «Арсенал – это пространство художественной коммуникации для развития человека и территории». Деятельность центра играет большую роль для развития культурной среды Нижнего Новгорода.

Оба центра, имеющие разное финансирование,  располагают большими помещениями после реконструкции исторических зданий. Их деятельность и миссия соответствует принятой нашим государством стратегии развития культуры до 2030 года.  

Сравним стилевые направления, выбранные в этих центрах. Площади, бывших производственных цехов Винзавода, дизайнеры использовали под выставки, галереи, арт–пространство, выбрав стиль лофт, дающий неограниченное пространство для самовыражения, творчества.  При реконструкции кирпичных стен здания Арсенала был также использован стиль лофт, который узнаваем, известен и востребован в наше время. Следует отметить особенности дизайна в стиле лофт, характерные для исследуемых центров:

· большие площади без перегородок, высокие потолки; большие окна, но есть помещения и без окон;

· строительная и производственная «изнанка» как элемент декора: трубы, балки на потолке, вентиляторы, арматура, старые кирпичные и бетонные поверхности стен [1].

Оба центра современного искусства известны, продолжают набирать популярность и занимать достойные позиции в рейтинге посещаемости музеев и выставок. Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что интерьер в стиле лофт выглядит современно, стильно, привлекательно для посетителей выставок и это первая задача, решённая средствами дизайна, обозначенная в данном исследовании. В России только в постсоветское время появились неиспользуемые площади заводов или памятники архитектуры, которые невозможно было использовать без реконструкции  под выставочные экспозиции.

Предметом дальнейшего рассмотрения являются возможности дизайнерского подхода к световому решению выставочных пространств. Правильная световая организация интерьера выставочного пространства основа дизайн - проектирования выставки. Освещение выставок — это сложная светотехническая задача, которая подразумевает множество аспектов и тонкостей. Сложность заключается в выполнении двух противоположных задач:

-  С одной стороны, освещение должно показывать экспонат наиболее выразительно и достоверно, максимально проявить все его характеристики, обеспечить эмоциональный контакт со зрителем, вызвать отклик.

-  С другой стороны, необходимо сохранить экспонат и уберечь его от воздействия света, среды, химических и механических повреждений.

В выставочных залах используют два типа освещения: общий рассеянный свет и направленный акцентирующий для подсветки экспонатов. Есть факторы, ограничивающие возможность создания качественной подсветки в помещениях: необходимый простор для экскурсионных групп, требования к освещению, соблюдение установленных норм и т.п. В исследуемых центрах просторные помещения дают большие возможности использования искусственного освещения для комфортного восприятия объектов, которые демонстрируются в выставочных залах. Комфорт и объективность восприятия предметов искусства, возможность рассмотреть мелкие детали, увидеть настоящие цвета, текстуру материала, решается с помощью осветительного оборудования, подобранного с нужными техническими характеристиками и настройками. В светильниках должен регулироваться как уровень освещенности, так и направленность света, а иногда и спектральный состав. Очевидно, чем большей гибкостью будут обладать осветительные компоненты, тем больше возможностей откроется при использовании зала [2].

В последнее десятилетие стремительно развиваются технологии производства осветительных средств: контроль и настройка светового оборудования упростились,  появились светильники, которыми можно управлять с телефона по bluetooth— менять свет, цвет, уровень освещенности, что  значительно облегчает  для выставочных сотрудников работу со светом.

Свет для дизайнера является средством организации объемно-пространственной композиции выставочного пространства в целом с возможностью многофункциональности световых решений.

Рассмотрим световые решения дизайнеров исследуемых центров.

В основных помещениях выставочного пространства на Винзаводе, как «Цех Белого», «Цех Красного», высокие потолки и нет перегородок, а в «Цехе Белого» ещё большие оконные проёмы, поэтому использовано естественное и искусственное освещение, как потолочное,  так и настенное, а также разные варианты подсветки экспонатов. Для универсального выставочного интерьера  в Арсенале были использованы комбинированные системы освещения, совмещая естественный и искусственный свет.

Следует отметить, что принципы использования естественного освещения в настоящее время не утратили актуальности - наоборот, с развитием технологий строительства, разработкой новых, пропускающих свет материалов, стали более востребованными. Поэтому, сочетание естественного и искусственного света обеспечивает достаточный уровень освещенности на протяжении всего времени работы выставки, и именно оно, на сегодняшний день является одной из важнейших и актуальных задач выставочной архитектуры. Во время массовых мероприятий в Арсенале используется вечернее освещение. Например, в  акции «Ночь музеев 2019», тематические инсталляции демонстрировались внутри на выставках и снаружи на стенах Арсенала и на башнях Кремля. Световые инсталляции, световое художественное оформление используются в мире художников и выставок, становясь языком смысла и общения, как музыка, кинематограф и другие виды искусства.

Итак, подчеркнём, что освещение интерьеров обоих выставочных центров, кроме основного освещения и различных встроенных светильников, имеет акцентное освещение -   дополнительное освещение выставочных предметов и представлено либо в виде светящихся стендов, либо в виде точечного искусственного освещения экспоната. Применяются современные трековые системы, позволяющие размещать на них светильники всех типов; гибкая топография дает возможность выстраивать системы любой сложности. Простота крепления светильника к треку, отсутствие необходимости заново осуществлять электрическое подключение позволяют сотрудникам быстро адаптировать освещение к любым новым экспозициям [3].  В  исследуемых центрах используются разные источники света. Известно, что светодиодные лампы наиболее тепло-электробезопасны, экономичны, а самое главное безвредны для экспонатов [4], но они считаются высоко затратными.  В музейной и выставочной практике не все учреждения располагают денежными средствами  для  закупки и внедрения нового светотехническое оборудования и измерительных приборов. Тем не менее, наблюдается тенденция всё большего использования в выставочных пространствах новых средств светодизайна.

В заключение представлю основные выводы исследования.

Во-первых, оба центра, путём реконструкции старых не приспособленных для выставок помещений, с помощью уникальных дизайнерских разработок создали интерьеры для показа художественных произведений, решили проблему световой организация выставочного пространства в целом и создали  возможности для  сохранения художественного  образа, созданного автором экспоната. С такими задачами на выставках дизайнеры ранее не встречались, и  этим подтверждается научная новизна данного исследования. Исследуемые центры сделали свой вклад в развитие культуры в нашей стране, и продолжают знакомить общество с работами современного искусства.

Во-вторых, дизайнерами в этих выставочных пространствах был выбран стиль лофт в сочетании с нужным подходом к световому решению.  Правильное направление светового потока позволяет зрителю не видеть «потолок – производственную изнанку, трубы», и всё внимание сосредоточить на выставочных объектах. При подготовке новой экспозиции работникам выставок,  остаётся только правильно подобрать или настроить технические параметры светотехники к каждому экспонату выставки - для этого есть технические возможности и опыт кураторов.

В-третьих, выставка – это своеобразный рассказ на конкретную тему, рассказ образный, представленный зрителю изобразительным и документальным материалом. Выставка – это показ, основная цель которого состоит в просвещении публики и эмоциональном воздействии на зрителя. Выставка должна взволновать его. Освещение призвано оживить экспозицию, выявить и подчеркнуть ее содержание и главную мысль. Освещение играет важную роль,  от которой зависит успех выставки. В статье рассмотрены с разных сторон возможности и задачи светового дизайна, дана оценка имеющегося передового опыта двух ярких, завоевавших успех зрителя центров современного искусства.  Реконструкция старых зданий под выставочные пространства – это не просто положительный пример или опыт, это те самые трудные шаги вперед, которые двигают нашу культуру.

 

Список литературы:

1. Джон Пайл Дизайн интерьеров: 6000 лет истории [Текст], АСТ Астрель, Москва, 2007.-999с.

2. Хранение музейных коллекций: Практическое пособие / Р.А. Девина, А.В. Бредняков, Л.И. Душкина, Н.Л. Ребрикова, Г.А. Зайцева. – М. : ГосНИИР, 1995. – 203 с. 

3. Айзенберг Ю.Б. Справочная книга по светотехнике. / Ю.Б. Айзенберг – М., Энергоатомиздат , 1995. – 526с. 

4. Бхаттачарджи А., Мазамдар С. Сравнение светодиодных и «традиционных» источников света по применимости к музейному освещению //Светотехника: - М. - 2016. №2 – С. 29-32.

 

. . . . . . .