Почему образ святого Климента Римского так популярен в России

Дата публикации: 2021-10-04 21:05:05
Статью разместил(а):
Белинский Никита Олегович

Почему образ святого Климента Римского так популярен в России

Why is the image of St. Clement of Rome so popular in Russia

Автор: Белинский Никита Олегович

ФГБОУ ВО “МПГУ”, Москва, Россия

e-mail: nikitabelinskii18@yandex.ru

Belinskii Nikita Olegovich

MPGU, Moscow, Russia 

e-mail: nikitabelinskii18@yandex.ru

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются обстоятельства, благодаря которым святой Климент папа Римский, апостол от семидесяти, особо почитается в России. Проанализирована роль святого в зарождении христианства на Руси.

Abstract: This article examines the circumstances due to which Saint Clement the Pope of Rome, an apostle from seventy, is especially revered in Russia. The role of the saint in the origin of Christianity in Russia is analyzed.

Ключевые слова: святой Климент Римский, крещение Руси, монеты Ратибора.

Keywords: saint Clement of Rome, baptism of Russia, Ratibor coins.

Тематическая рубрика: История, исторические личности.

Имя святого Климента папы Римского, апостола от 70, тесно связано с историей России. Согласно легенде, его проповедническая деятельность в Северном Причерноморье, началась со ссылки на каторжные работы в Херсонес и закончилась мученической смертью там же. Память о его присутствии в этих местах и о чудесах, связанных с его именем, хранит Свято-Климентовский мужской монастырь в Инкермане, высеченный в скале. Там же, когда-то по молитве святого, забил источник воды. В ХХ веке из-за работ по добыче камня источник высох. Но вместо него, чудесным образом, появилось прекрасное озеро св. Климента.

Сегодня, благодаря возвращению Крыма в состав России, возобновился поток туристов и паломников в эти места. Целью данной статьи является рассмотрение обстоятельств, благодаря которым Римский епископ получил такое широкое признание на территории России.

Почитание св. Климента на Руси начинается с обретения его мощей равноапостольными Кириллом и Мефодием в 860 году. Они перенесли часть мощей св. Климента из Херсонеса в Рим и передали их папе Адриану II [5,11мая]. Благодаря полученным мощам, Папа освятил переведённые на старославянский язык книги, привезенные Кириллом и Мефодием, и распорядился провести в Риме славянские литургии. Адриан II поддержал миссию среди славянских народов и признал право славян использовать родной язык в богослужении. До этого момента только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Это событие не только повлияло на весь христианский мир, но и, согласно Повести временных лет, на решение самого князя Владимира креститься именно на мощах св. Климента [8,стр.2].

Привезенные князем Владимиром в Киев мощи св. Климента, стали первой христианской святыней на Руси. По мнению князя Владимира, положение этих мощей должно было подчеркнуть святость его города, охраняемого молитвами ученика апостола Петра [7, стр.131]. В нашей стране, день памяти Святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь, отмечают как одну из наиболее знаменательных дат. Крещение Руси — это основа, на которой постепенно строилось наше государство с его самобытной культурой, традициями и нравственными ценностями [9,стр.6]. Именно поэтому, такое большое значение для нашей страны имеет обретение мощей св. Климента и их дальнейшая судьба.

Почитание святого настолько распространилось на Руси, что в начале XI века, даже печатались монеты с его изображением. Древняя серебряная монета «От Ратибора» с изображением св. Климента папы Римского была найдена в Темрюкском районе Краснодарского края, в районе станицы Тамань. Монета выглядит следующим образом: «…погрудное изображение святого Климента Папы Римского с усами и длинной бородой, в мантии с квадратным воротником и полами, расходящимися в стороны, снизу. Правая рука приподнята в жесте благословения, в левой - Евангелие. Голова непокрыта, вокруг головы — нимб из точек. По сторонам от фигуры — надпись на греческом языке О HI KΛНMENT («святой Климент»). Ободок из точек, соединённый между собой линией. На обратной стороне трёхстрочная надпись на русском языке ОТЪ / РАТН /БОРА» [2,стр.28-33]. В 2007 году В.В. Зайцевым было показано, что «…они представляют собой денежные знаки, чеканенные в Тмутаракани во время недолгого периода правления боярина Ратибора (1079—1081), наместника великого князя Киевского».

Ратибор носил христианское имя Климент и считал св. Климента своим покровителем [2,стр.28-31]. Это обуславливается тем, что в связи с мученической смертью в море, св. Климент считался покровителем моряков и небесным хранителем всей Киевской Руси: «…приравнивает св. Климента к «церковному солнцу», которое «от Рима убо в Херсон, и оттуда в нашу Русскую страну пришло». С того времени Киев, наполнившись Божьей благодатью, стал на Руси «всех град славнее». Слово называет св. Климента покровителем-защитником Киевского государства, связывая Рим, Херсонес и Киев в единую линию распространения христианства» [7,стр.133].

К слову о почитании святых на Руси, можно отметить, что обращение за помощью не только к Святой Троице, но и к конкретному святому образу, являлось привычным: «Большое внимание традиции почитания святых на Руси уделил шведский лютеранин Генрих Седерберг, живший в России с 1709 по 1718 г. В его сочинении, посвященном России, одна из глав (7-я «О русской вере») содержит: много сведений об этом древнехристианском обычае. По словам автора, русские христиане, «хотя и боготворят Святую Троицу, но призывают на помощь вместе с тем и святых, и изображениям последних оказывают большие почести, взывают к Деве Марии, как Посреднице душеспасения, примирившей нас с Богом... Русские не только почитают апостолов, молясь им и простираясь пред их мощами, но также и пророков, отцов Церкви, мучеников и других святых, дабы посредничеством их иметь помощь... Первая степень (святости) принадлежит Иисусу, потом Деве Марии, и, наконец, Небесным Силам, со всеми святыми, которые каждый по-своему влияет на спасение души человека и приходит к нему на помощь...» [1,стр.250].

В период после монгольского завоевания уровень почитания св. Климента на Руси заметно снижается. В первую очередь, вероятно, из-за гибели мощей (во всяком случае, большей их части), при взятии и разграблении Киева монголо-татарами в 1240 г. [6,стр.14-16]. Однако, это не сказалось на популярности  посвященных ему литературных текстов. В XV - XVII вв. литературные памятники о св. Клименте содержат Житие, краткую повесть, сокращенную версию «Чуда об отроке» и «Мученичество Климента» [7,стр.133-134].

Сохранились также упоминания о св. Клименте в преданиях и былинах русского народа. Так, например, в «Полном собрании этнографических трудов» А.Е. Бурцева, святой Климент на Руси упоминается в наставлениях и молитвах: «Поученiе иже во святыхъ отца нашего Климента и папы римскаго  о двухнадесяти  пятницахъ  како почитить. 1я Пятница на страстной недълъ Великаго поста. Кто сiю пятницу поститься, тотъ человекъ внезапною смертiю не умретъ. 2я Пятница передъ Благовъщенiем Пресвятыя Богородицы. Кто  сiю пятницу постится, тотъ человък  от неприятностей сохранен будетъ…» [3,стр.43]. Возможно, во многом благодаря литературным памятникам о св. Клименте, возвращается и умножается его почитание. Со временем на Руси появляется множество храмов в честь святого.

Один из них - Храм священномученика Климента папы Римского в Москве.  В 1612 году возле этого храма  проходила великая битва   ополчения Минина и Пожарского с поляками, во главе с литовским гетманом Ходкевичем.  После тяжелого сражения, русскому сопротивлению все-таки удалось захватить Климентовский острожок, в котором находились боеприпасы и продовольствие, приготовленные поляками для взятия Кремля. Полную победу еще предстояло завоевать, но взятие острожка стало переломным моментом в ходе всего сражения. Это событие вселило «непоколебимую» веру в победу, сражавшегося за независимость родины русского народа. Свою удачу они связали с тем, что бои проходили возле церкви св. Климента. Храм, как свидетель этого важного события, приобрел «особое историческое значение для Отечества» [4,стр.34].

Таким образом, св. Климента Римского, наравне с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, стали считать Небесным заступником русской армии. Со временем, на месте церкви появился храм св. Климента папы Римского, который пережил пожар 1812 года и не пострадал даже в непростые времена Советского периода. В 1929 году он оказался перед угрозой  разрушения. За помощью в спасении храма к Клименту Ворошилову обратились Петр Барановский и Игорь Грабарь. Согласно легенде, Климент Ворошилов был крещен в честь св. Климента Римского, именно поэтому он не отказал им в просьбе. Было принято решение  разместить в храме книгохранилище Российской государственной  библиотеки. Это позволило спасти храм от уничтожения. В дальнейшем, для верующих, эти события стали восприниматься чудом заступничества св. Климента [7,стр.134].

Таким образом, популярность св. Климента в России, полностью оправдана. Крещение князя Владимира в Херсонесе, и дальнейшее распространение христианства на Руси, напрямую связаны с именем св. Климента папы Римского. Эти события  коренным образом изменили ход истории Российского государства: «… христианизация Руси подняла нравственный потенциал русского народа, столь необходимый для выполнения им его исторической миссии...» [10, стр.102].   Найдя в христианстве опору своей государственности, некогда языческая Русь, обратила свой взор к нравственным ценностям, которые в дальнейшем стали главной отличительной чертой русского народа. Благодаря этим ценностям, Россия прошла через многие испытания и осталась верна своим духовным традициям.

Именно по этой причине, и в наши дни не прекращается почитание св. Климента папы Римского. В 2020 году, ему воздвигнут памятник, на месте его гибели  в Казачьей бухте нынешнего Севастополя.

 

Список литературы:

1. Архимандрит Августин (Никитин). О почитании святых. //  Научно-богословский журнал РПЦ, выпускаемый Издательcтвом Московской Патриархии. Богословские труды № 28. 1987. стр.246-261.

2. Бабаев К.В. Монеты Тмутараканского княжества // М.:2009.

3. Бурцев А.Е. Полное собрание этнографических трудов // М.:1911.

4. Володихин Д.М. Пожарский // Великие исторические персоны. 2012.

5. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского. // 12 книг. – М.: «Ковчег» 2010. Память 11 мая.

6. Назаренко А.В. «Слово на обновление Десятинной церкви», или к истории почитания святителя Климента Римского в Древней Руси // М. Бр.: 2013.

7. Палицын А.В. Апостольская Миссия св. Климента Римского в Херсонесе в конце I - начале II в. и ее дальнейшая роль в традиции христианской России (аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: философия. Реферативный журнал №1. М.: 2009. стр. 130 – 138.

8. Повесть временных лет. // Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Наука, 1999.

9. Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси. // Журнал Московской Патриархии №8. 2018. стр.6.

10. Экономцев И. Крещение Руси и внешняя политика Древнерусского государства. // Научно-богословский журнал РПЦ, выпускаемый Издательcтвом Московской Патриархии. Богословские труды № 28. 1987. стр.102-111.