Богословский вклад Хажи-мухаммада аль-Шамгудина на примере «Фатава Шонгоди»

Дата публикации: 2021-04-22 15:32:07
Статью разместил(а):
Абдулаев Газимагомед Махачевич

­­­Богословский вклад Хажи-мухаммада аль-Шамгудина на примере «Фатава Шонгоди»

The theological contribution of the Haji-Muhammad al-Shamgudin: «Fatava Shongodi»

Автор: Курбанов Алихмамагомед Мухмаевич

МРОДОО ВО «Болгарская исламская академия», г. Болгар, Россия.

e-mail: kurbanovali721@gmail.com

Kurbanov Alikhamagomed Mukhmaevich.

Bolgar Islamic Academy, Bolgar, Russia.

e-mail: kurbanovali721@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена к изучению одной из наиболее важных тем в современной мусульманской вере Дагестана, значимости местных теологов в формировании исламистской идеи. В данной статье освещается роль и деятельность Хажи-мухаммада аль-Шамгуди в преподавании и разъяснении ислама в Дагестане. И его книге «Фатава Шонгоди», которое является ценным источником и большим вкладом в развитии мусульманского богословия в Дагестане. Теолог был противником использования принуждения с целью свершения общественно-политических либо для других целей.

Abstract: The article is devoted to the study of one of the most important topics in the modern Muslim science of Dagestan, the importance of local theologians in the formation of the Islamist idea. This article highlights the role and activities of Haji-Muhammad al-Shamgudi in teaching and explaining Islam in Dagestan. And his book "Fatava Shongodi", which is a valuable source and a great contribution to the development of Muslim theology in Dagestan. The theologian was opposed to the use of coercion for the purpose of accomplishing socio-political or for other purposes.

Ключевые слова: теология, ислам, Хажи-мухаммад, фетва, кадии, муфтий.

Keywords: theologian, Islam, Haji-Muhammad, fatwa, qadii, mufti.

Тематическая рубрика: История, исторические личности.

Введение.

Невзирая на стабильную заинтересованность академической аудитории к жизни и творчеству дагестанских экспертов-теологов предыдущих веков, также основательные исследования в данной сфере, в исследовании биографий богословов и их письменного наследия существуют значительные лакуны.

Общеисторические исследования феномена мусульманского религиозного как основательного компонента исламского общественного социального существования, его трансформации и эволюции обладает особенной значимостью в мире минувших перемен. Заинтересованность исторической науки к данной теме абсолютно аргументирована и соответствует современным тенденциям формирования мировой общественно-социальной мысли.

В реалиях нынешней России многонационального и поликонфессионального государства, особенную значимость обретает теологический опыт различных народов и конфессий, так как он может быть использован для решения многих актуальных проблем современности. В Российской Федерации ислам имеет богатую традицию реформистского и религиозного мышления. В частности, в истории дагестанского народа это относится к периоду конца 19 началу 20 столетий. В данный период случилась замена классического мировоззрения на новое, основанное на перестройке абсолютно всех сторон людской жизни, в том числе категории сознания, религии и осознания истинной природы исламского учения, прокладывающего путь к гармоничному развитию лица и общества. Один из существенных представителей религии ислама в Дагестане в данный период был Хажи-мухаммад аль-Шамгуди, чье наследие весьма недостаточно исследовано.

Среди всех теологических наук ученые эксперты Дагестана особое внимание уделяли исламскому праву (фикх) и доказательством этому являются многочисленные работы дагестанских теологов, которые пользуются популярностью в богословской среде не только у отечественных мусульман, но и за пределами нашей страны.

Одним из которых является «Фатава Шонгоди» перо который принадлежит богослову, мыслителю, знатоку шафиитского мазхаба,  Хаджи-Мухаммаду, сына Камилява из селения Шонгода. Его отец Камиляв был муфтием во время имамата Шамиля. Этот работа считается сборником по распространенным вопросам в области шафиитского мазхаба. Несмотря на то что данная работа Хаджи-Мухаммада считается большим вкладом в поддержании шафиитского мазхаба в Дагестане, впрочем, он не был отредактирован и исследован, и не получил распространения между богословов теологов до наших дней. Этот работа остается в рукописной форме в малозначительном, ограниченном числе копий.

Не смотря на то что книга «Фатава Шонгоди» была написана во времена имамата Шамиля, третьего имама на Кавказе, она не потеряла актуальность для сохранения и становления шафиитского мазхаба в целом.

История формирования мусульманской системы в Дагестане начинается с X-XI в. В данный промежуток здесь стало образовываться местная мусульманская духовно-богословская элита: кадии, суфийские шейхи, также мудариси с обширной сетью мусульманских учебных учреждений согласно примеру ближневосточного медрессе. На протяжении всей истории развития вопросы, проблемы, образовавшиеся при исследовании мусульманского права, в основном решались с помощью полемики и диспута. Данная методология обширно практиковалась на Ближнем Востоке, начиная со средных веков, и оттуда передалась в дагестанскую духовно-богословскую школу.

Хажи-мухамммад Аль-Шамгуди арабист, богослов, правовед, оставивший заметный след в дагестанской теологической и образовательной мысли, родился в семье богослова арабиста Камилава приблизительно 1845 году в селе Шамгода Гунибского района. Свой путь к изучению знаний он начал еще в раннем детстве у своего отца. Можно отметить, что его отец был очень высоко квалифицированным и высоко образованным человеком, об этом свидетельствует множество его трудов на арабском языке и на родном. К примеру, в 1870 году он выпустил книгу об истории Дагестана и о некоторых сражениях имама Шамиля. Шамиль имам был лично знаком с Камилавом, так как они оба являлись мюридами Жамолодина Казикумухского. Также по имеющийся у нас информации он был кадием и муфтием Мукарского округа, об этому свидетельствует записка из рукописи, которую приведу далее:

Текст на арабском:

من ملتقطات الحقير حج محمد ولد العالم قملو الشمغدي المقر في الغازالغموقي الدغستاني و هو مفتي الامام شمويل و صديقه الحبيب .

Перевод арабского текста:

Из писем презренного Хажи-мухаммад Аль-Шамгуди сын ученого Камилава Шамгудийи, который обосновался в Казикумухе, и он является муфтием имама Шамиля и его любимым другом.

Получив базовое образование у своего отца, он продолжил обучение у известного богослова того времени Мухаммадали Аль-Убухи, таким образом, обучаясь у разных богословов того времени, он становится выдающимся богословом того времени, он был не только богословом, но и поэтом. В 1893 году после смерти своего наставника Мухаммадали он написал назму (поэму) «на смерть моего учителя Мухаммадали аль-Убухи», также у него сохранилось много стихотворении, которые он написал, когда учился в медрессе у Мухаммадали.

Он имел феноменальную способность переписывания трудов «Очерки истории, источниковедение, археография средневекового Дагестана» выпущенных филиалом Российской академии наук под руководством профессора Шихсаидова А.Р. Автор рассказывает при проведении экспедиции в 1921 году в местности Мохоб нашли рукописи, переписанные в 1878 году:

1. «Тарих Дагестан» Мухаммадариф (XIV)в.

2. Сочинение йеменского ученого богослова Абдуллах аль-Йамани «Дурр ан-низам фи фадаил аль-Коран», «переписанное Хаджи-мухаммадом сыном Камилава аль-Шамгуди».

Анализ труда «Фатава Шонгоди».

Можно отметить что книга «Фатава Шонгоди» считаеться сборником в котором собраны наиболее важные и известные вопросы, и в которых есть большое количество расхождений между богословами.

В этом труде сделана определенная попытка стандартизировать и закрепить ответы на наиболее распространённые вопросы правового характера, исламского богословия, которые имелись в дагестанском обществе начала 20 столетии, что стало одной из причин известности данного труда среди общества.

Автор книги в собственных решениях часто ссылается на мнения обще принятых богословов шафиитской правовой школы, в числе которых такие труды как «Тухфатуль-мухтадж» выдающего ученного, известного как Ибн-Хаджар, «Минхаджуль-талибин» Имама Навави, «Фатхуль-вахаб» Закарья аль-Ансари и другие.

Кроме того, время от времени приводит мнения и взгляды экспертов других правовых школ (мазхабов) и экспертов ученых, занимающихся исламским источниковедением, его методологией, стилистикой арабского языка, грамматикой, Корана, наукам хадиса (изречений Мухаммада) также исламской теологической догматикой.

Работа «Фатава Шонгоди» состоит из двух томов, и упорядочена, по порядку, начиная с раздела о намазе. В предоставленном труде включены такие разделы как: намаз, пост, хадж, закат, наследственное право, купля-продажа, раздел о бракосочетании, развод.

Заключение.

Исследовав научное наследие известных Отечественных богословов, можно заметить полное понимание классических правовых сочинений. В их работах наглядно проявлено комплексное исследование памятников классического арабо-мусульманского общества. Дальнейшее исследование данного наследия имеет существенную источниковедческую, историографическую и культурологическую значимость и внесет значимое вложение в изучение духовного наследия и культуры народов Дагестана и России в целом. 

 

Литература:

1. Газимагомедов Р.И. Государственная политика в отношении ислама в Дагестанской области (1860-920г). дисс. канд. ист. наук. Махачкала, 2014г.

2. Эмирова Д.С. Ислам и этноконфессиональные проблемы в современном Дагестане: дисс. канд. фил. наук. -Махачкала,2003г.

3. А.Р Шихсаидов. Востоковедные исследования в Дагестане. Вестник института ИАЭ.2014г.

4. Шихалиев Ш.Ш. Сокровищница восточных рукописей Дагестана, 2012г.

5. Д.М.Алхасов, М.А. Мусаев. О жизни и деятельности дагестанских ученых в странах арабомусульманского востока. Вестник института ИАЭ. 2006г.