Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

История развития традиционного ислама в Казахстане и центральной Азии

Дата публикации: 2020-12-22 10:17:44
Статью разместил(а):
Дадин Акилбек Дадинович

История развития традиционного ислама в Казахстане и центральной Азии

History of traditional Islam in Kazakhstan and Central Asia

 

Автор: Дадин Акилбек Дадинович

Российский исламский институт

E-mail: akilbek.dadin@mail.ru

Dadin Aqilbek Dadinovich

Russian Islamic Institute

E-mail: akilbek.dadin@mail.ru

 

Аннотация: Характерной особенностью распространения исламской идеологии в центрально-азиатском регионе, помимо хронологического фактора, являются ее многообразие, взаимопереплетение с интересами местных общин, ее взаимодействие с национальными культурами. В результате, в Центральной Азии сложилась региональная форма мусульманской религии, являющаяся составной частью исламской цивилизации, и она представляет собой адаптацию (в ходе трансформации, синтеза, эволюции) религии к местным этнокультурным традициям. В данном случае можно говорить о центрально-азиатском традиционном региональном исламе, особенности которого будут кратко отражены в данной статье.

Annotation: Besides the chronological factor, prominent nature of spreading Islamic ideology in Central Asian region is its variety, mutual interlacing with local communities, and cooperation with national cultures. Consequently, in Central Asia is created regional form of Muslim religion which is the constituent part of Islamic civilization andadaptation (in the process of transformation, synthesis, evolution) of religion to local ethno cultural traditions. In this case, we can say about Central Asian traditional regional Islam, the individualities of which will be shortly shown in this article.

Ключевые слова: Казахстан, Центральная Азия, развитие ислама.

Keywords: Kazakhstan, Central Asia, the development of Islam.

Тематическая рубрика: История.

 

Интерес к исламу в наши дни огромен. Исламская религия сыграла огромную роль в истории и культуре не только арабов, но и других народов. Тесное общение между собой населения различных областей мусульманского мира способствовало быстрой передаче культурных ценностей. Мусульманская религия в Центральной Азии в историческом прошлом заметно повлияла на развитие культуры, литературы и науки. Этот регион дал сотни тысяч мусульманских ученых, правоведов и мыслителей, вклад которых в сокровищницу человеческой цивилизации признан всем миром. Поэтому для нас особо важное значение имеет как Ислам, мировая религия, возникшая в оседло-городской среде Центральной Аравии провинции Хиджаз, распространилась в регионах Центральной Азии, потому что эта религия сегодня стала одним из основных источников становления самобытной духовности и культуры казахского народа.

Когда Ислам начал распространяться в Средней Азии и на нынешней территории Республики Казахстан, ещё не было такого понятия как «казахский народ», он входил в племя, которое объединялось единым понятием «тюркский народ» и было многонациональным, поэтому вопрос распространения ислама рассматривается совместно с Центральной Азией.

Если рассмотреть древние верования тюрков, то мы замечаем, что номадическая культура Центральной Азии всегда оказывалась как бы в тени в силу разных обстоятельств, в основном, широко описаны культуры и религии Индии, Китая, Средиземномория. В результате, многовековые изучения, исследования нам открыли представление о широком распространении культуры тюрков на обширных территориях Алтая и оазисов Центральной Азии, что мы видим в трудах Литвинского Б.А. «Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: этнос, языки, религии», Леснова А.М. «Курганы: находки и проблемы», Малова С.Е. «Памятники древнетюркской письменности», Гумилева Л.Н. «Древние тюрки», Мұртаза Бұлұтай «Дін және ұлт» и др.

Далее, важные сведения по истории ислама представлены в письменных памятниках «Чингиз наме» Утемиш хаджи, «Тарих и Рашиди» Мирза Мухаммад Хайдар Дулати, «Матлаб-ат-Талибин», «Зийа ал кулуб» Мухаммед Авази и др.

Для того, чтобы сохранить так называемый своеобразный синтез ислама с элементами традиций и обычай народов, проживающих на территории Казахстана и Центральной Азии, ученые основательно изучили многие древние книги и рукописи по исламским наукам. Здесь нужно привести в качестве примера таких современных ученых, как Абсаттар Дербисали, Муминов А.К., Керим Ш.Т., Избаиров А.К., Абусеитова М.Х., Байтенова Н.Ж., Осеров Н., Нурышева Г.Ж. и др.

Изучая труды ученых Казахстана и Центральной Азии, мы часто обращаемся к научным работам Европы и России. Крупнейшими представителями европейской и российской школы научного религиоведения и исламоведения являются такие ученые, как Бартольд В.В., Шмидт А.Э., Крачковский И.Ю., Бертельс Е.Э., Петрушевский И.П. и др.

Научный и академический подход к изучению ислама всех вышеуказанных авторов являлся основой определения истории и особенностей распространения ислама в Казахстане и Центральной Азии, и сложении основы традиционного ислама.

Простые идеи ислама, обоснование которых содержится в Коране, превратились в принципы, определяющие духовный мир оседлого и кочевого общества. В регионе – в краях Талас, Сайрам и Туркестан в X-XI в.в. уже появились первые мечети и медресе. Успеху этого процесса способствовала тяга восточных тюрков к освоению мирового культурного пространства. А уровень арабской культуры в то время был достаточно высок. Более того, как отмечали ранее, культ Аллаха как единого творца всего сущего совпадал в сознании местного населения с культом Тенгри, что также положительно сказалось на сравнительно мирном распространении новой религии.

Из числа местных народов большой вклад в распространение ислама в регионе внесли караханиды. Первым раннефеодальным мусульманским государством в регионе явилось именно государство Караханидов. (940-1212 г.г.).

Основатель караханидской державы в Средней Азии Абд ал-Карим Сатук Богра-хан (901-955 г.г.) официальной религией своего государства объявил ислам. Однако, академик Бартольд и профессор Таниу пишут, что первым тюркомусульманским было не Караханидское государство, а Хазарский каганат, который в 732 году официально принял ислам и в течении 68 лет они существовали. Значит, через 100 лет после смерти пророка уже было мусульманское государство у тюрков. Если учесть, что территории западных регионов Казахстана, т.е. Атырауской, Западно-Казахстанской, Мангистауской и Актюбинской областей относились к Хазарскому каганату, тогда получается, что исламият на западе намного раньше распространился (732г.), чем на юге (751г.), так как во многих источниках появление Ислама в Центральной Азии во многом связывают с Атлахской битвой в местности под г.Тараз, где встретились китайские войско и мусульманская смешанное с тюрками войско, закончившейся победой последних..

По сравнению разно религиозных хазаров, Булгары Волги в 920 году по своей воле приняли ислам, как государственную религию, и сохраняли ее несколько веков до нашествии монголов (XIII в.). Хазарцев в 965 году уничтожили из исторической сцены русские войска. 

Монгольское завоевания в XIII веке, которое в периодизации культуры тюркских народов называется тюрко-монгольской эпохой (XIIIXIV в.в. н.э.), не только полностью изменили политическую карту Евразии, но и внесли определенные коррективы в этническую карту расселения кочевых племен Восточной Европы и Центральной Азии. Именно в эпоху правления чингизидов официальной религией в Дешт-и-Кыпчаке стал ислам.

В истории внедрения мусульманства в Золотой Орде четко выделяются в три этапа: период правления хана Берке, период правления хана Узбек и период правления эмира Едыге.

В указанные периоды в Золотой Орде не произошло массового принятия мусульманской религии основным населением государства потомков Джучи и заметной исламизации государственной жизни и общественного быта, однако объявление ислама государственной религией золотой Орды оказалось фактом огромной политической значимости для своего времени.

С принятием ислама в Золотой Орде большое распространение в Дешт-и Кыпчаке получила сравнительно высокая арабская культура. При переходе к новой религии монгольская аристократия прежде всего интересовалась политическими выгодами, поскольку новая религия способствовала усилению господствующих классов, и, в первую очередь, власти самого хана. Особенно агрессивной была политика Берке по отношению к Хулагу, которая завершилась войной. Война между ханами Золотой Орды и хулагуидами привела к сближению хана Берке с мамлюкскими султанами в Египте. Союз с Египтом имел для ханов Золотой Орды большое значение: он способствовал установлению культурных и экономических связей между обоими государствами.

Царствование Узбек хана (1313-1341гг.) стало особым периодом для распространения и укрепление ислама в Золотой Орде. При нем ислам был объявлен официальной религией государства потомков Джучи.

В связи с принятием династией Джучидов мусульманского учения во второй четверти XIV века и в государстве Чагатаидов ислам также был объявлен официальной религией. Таким образом, уже в  XIV веке ислам был объявлен государственной религией на всем пространстве, завоеванном монголами, от Южной Руси до границ, собственно, Монголии и Китая.

Распространение ислама успешнее всего шло в среде властной элиты и городского населения Золотоордынского государства. Кочевая степь – Дешт –и – Кыпчак в XIV веке в целом оставалась поверхностно затронутой мусульманством и жители степи в своей массе были еще во власти старых воззрений, о чем свидетельствует сохранение древних языческих обрядов погребения.

В XIV веке в Центральной Азии прекратилось правление Золотой Орды монголов и началась эпоха ханства.

Казахское ханство на территориях нынешнего Казахстана образуется в 1465 году. В XVI веке начинаются ожесточенные войны между Казахским и Джунгарским ханствами, что со временем ослабляет казахов и приводит к раздробленности (появляется Старший, Средний и Младший Жузы).

Следует отметить, что ислам был консолидирующей основой и при непосредственном создании ханами Кереем и Жанибеком этно-политического объединения под наименованием «казахи», а затем и поддержании этого сравнительно нового этноса. Об этом могут свидетельствовать, в частности, захоронение хана Аблая и степной аристократии в Мавзолее Х.А. Яссауи, а также методология ведения оборонительной войны казахов с царско-российскими завоевателями под предводительством Кенесары Касымова, которая основывалась на исламской концепции защиты родной земли.

При Тауке хане так называемый свод законов «Жеті жарғы» (семь указов) способствовал дальнейшему укреплению ислама, официально поддерживал существующую религию. Например: «Родственники принимавших христиан лиц имеют право отлучить их от всей собственности», «Духовное наследство проходит при присутствии муллы и родственников».

Экономическая культурная связь с народами Средней Азии и Волжскими татарами в XVI-XVII веках благоприятствовала более интенсивному развитию ислама. Путеводителями ислама также были и миссионеры из Бухары, Самарканда, Ташкента, Хиуы и Туркестана.

В XV-XVIII в.в. ислам был признан официальной идеологией Казахского ханства, основоположниками которого являются султаны Керей и Жанибек. На территории современного Казахстана с XII века начиналось формирование одной из сильных богословенских центров ханафитского фикха.

Как отмечает исследователь Муминов А.К., «рассмотренные источники (историко-биографическая литература, собственное произведение ханафитских авторов, древние списки авторитетных религиозных текстов, созданных на территорий Казахстана, сведения нейтральных авторов, каковым является ханбалийский факих-историк Ибн ал-Фувати) свидетельствует о том, что в постмонгольский период (XIII-XV в.в.) регион среднего и нижнего течения Сырдарьи с многочисленными городами вышел в области развития положений ханафитского фикха, арабской филологии, других наук на передовые позиции в масштабе всей Центральной Азии. Этот регион успешно конкурировал с такими признанными центрами, как Бухара, Самарканд, Хорезм. Вероятно, в этом немалую роль сыграло изменение генерального направления движения политики, экономики, торговли, идей. Если раньше оно шло из внутренних районов Центральной Азии в сторону мусульманских центров, то теперь – из центральных регионов мусульманского мира через бассейн реки Сырдарьи в сторону столиц монгольских государств.

Есть все основания говорить о том, что, начиная с этого периода, ханафитский мазхаб стал доминировать в казахской степи. Вместе с этим, в общественной и частной жизни складывался своеобразный синтез ислама с элементами традиций и обычаев народов, проживающих на этой территории. Сложился так называемый религиозный синкретизм, когда следование исламскому вероучению сочеталось с сохранением в культовой практике древних тюркских традиций. Таким образом, в степи получил распространение так называемый ислам, который включил в свои аспекты некоторые элементы доисламских положений, которые присутствовали в неписанных законах среди людей. Все это происходило с согласованием со стороны богословов и религиозных ученых (мужтахидов и шейх-ислами) по мусульманскому праву (фикх, усу-л-фикх) мусульманской общины (уммы). Проводниками ислама выступали миссионеры из Бухары, Хивы, Самарканда, Шаша (Ташкента), Туркестана, Исфиджаба (Сайрама) и других городов, расположенных на территории Средней Азии. Также большую роль в мирном распространении ислама на территории Центральной Азии, в частности Казахстана, играла деятельность миссионеров из центральных регионов мусульманского мира, так называемых «ранних аскетов» (захиды).

Большой вклад в распространении ислама среди кочевого тюркского населения Южного Казахстана вносил основатель суфийского братства Йасауи, уроженец города Сайрам (Исфиджаб) Ходжа Ахмед Йасави (ум. 1166-67 г., Йасы, Туркестан). Суфизм сыграл свою роль в сложении структур традиционного ислама в Центральной Азии.

Таким образом, можно сделать заключение, что до исламского периода у тюркоязычного населения не было однородной религии. Разные тюркоязычные нации и народности в соответствии с ростом их культурного уровня жизни постепенно пришли от многобожества к единобожию, но при этом, надо отметить, все режимы тоталитаризма, которые они пережили, не могли их заставить отказаться от ислама, так как они в свое время приняли иудаизм, христианство и, начиная с VII в., постепенно начали принимать ислам, в основном, по своей воле. С тех пор ислам является религией большинства тюркоязычных обществ, это привело у них сформированию единой нации и сохранило однородность языка. Кроме того, тюрки в роли ярых защитников и распространителей ислама остались в истории человечества. Сегодняшнее разнообразие истории ислама, его богатство и разносторонность во многом было связано с Центральной Азией.

 

Список литературы:

1. Акинер Ш. Формирование казахского самосознания: от племени к национальному государству / Ш.Акинер. - Алматы: Гылым, 1998. - 136 с.

2. Есим Г., Абуов А.П., Бегалинова К.К., Смагулов Е.М.Основы религиоведения/ Г.Есим,А.П. Абуов, К.К. Бегалинова, Е.М. Смагулов.-Алматы: Білім,2010. - 312 с.

3. Избаиров А.К. Ислам в Казахстане. – Алматы:  Дәуір, 2013. – 357 с.

4. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: Летопись трех тысячилетий. – Алма-Ата: Рауан 1992. – 383 с.

5. Кривец Е.А. Ислам в Центральной Азии /Е.А.Кривец. – М., 1999. – 411 с. 

6. Литвинский Б.А. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье; этнос и религия / Б.А.Литвинский. – М.: Наука. 1992. – 344 с.

7. Муминов А.К. История Казахстана в арабских источниках. Том 3. Извлечения из сочинений XII-XVI веков / Составление, перевод с арабского языка, введение, комментарии и ответ. ред. А. К. Муминова. – Алматы: Дайк-Пресс, 2006. – 411 с.

 

. . . . . . .