Забота об увечных и недееспособных в период правления Александра II
Забота об увечных и недееспособных в период правления Александра II
(18 февраля 1855г. – 1 марта 1881г.)
Care for the disabled and incapacitated during the reign of Alexander II (February 18, 1855-March 1, 1881)
Автор: Плесская Надежда Сергеевна
ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия.
e-mail: nadezhda.plesskaya@mail.ru
Plesskaya Nadezhda Sergeevna,
Moscow state University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.
e-mail: nadezhda.plesskaya@mail.ru
Научный руководитель: Черкашина Наталья Валерьевна
кандидат юридических наук, доцент, ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия.
Cherkashina Natalia Valeryevna,
PhD in law, associate Professor, Moscow state University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.
e-mail: natasha8181@mail.ru
Аннотация: Работа посвящена изучению вопросов заботы об увечных и недееспособных людях в период правления Александра II, исследованы истоки зарождения нормативного закрепления положений о призрении инвалидов.
Abstract: work is devoted to the study of the care of the crippled and the incapacitated people during the reign of Alexander II, investigated the origins of the regulatory consolidation of the provisions on charity for the disabled.
Ключевые слова: призрение, инвалид, нетрудоспособность, реформа, преобразование.
Keywords: charity, disabled person, disability, reform, transformation.
Тематическая рубрика: История.
Для полноценного изучения данного явления, как забота о недееспособных (инвалидах), необходимо провести исторический анализ. В особенности мы рассмотрим заботу об увечных и недееспособных в период правления Александра II. Вначале исследуем предпосылки возникновения норм в сфере заботы об увечных и недееспособных. Первые благотворительные учреждения в Российской империи создавались ещё при Екатерине II, но их расцвет пришёлся на вторую половину и конец XIX века: в 1899 году обществ было около двух тысяч, а через пять лет - 10 тысяч. Однако первые нормы в данной области появлялись гораздо раньше.
Забота об увечных и недееспособных была предусмотрена в законодательстве России еще в XV веке, в Судебнике 1497 года. При этом основу Судебника составили все редакции древнерусского свода законов, называемого «Русской правдой», начиная от норм «Закона Русского», «Правды Ярослава Мудрого», «Правды Ярославичей», «Устава Владимира Мономаха», Псковской и Новгородской судебных грамот, различных уставных грамот и заканчивая документацией по многочисленным судебным делам [6, с. 255].
Отчасти на формирование института защиты увечных и недееспособных повлияли нормы законодательства, направленные на противодействие коррупции и взяточничеству. Это были первые нормы, которые устанавливали правила не притеснять увечных и недееспособных, закрепляли их право на справедливый суд.
Например, Судебник 1497 года запретил судебным должностным лицам не только брать взятки, но и давать им взятки, хотя Судебник не установил никакого наказания за взяточничество. Однако были определены правовые последствия дачи взятки в судебном процессе. В соответствии со ст. 19 Судебника, установлена ответственность должностных лиц за нарушение установленного порядка судопроизводства в отношении увечных и недееспособных. Если дело рассматривалось с нарушением установленных правил судебного разбирательства, то решение по этому делу было признано недействительным [2, с. 334].
Наказание за взяточничество было первой нормой в сфере защиты прав увечных и недееспособных, как в законодательных актах они защищали право на справедливое судебное разбирательство. Иные права увечных и недееспособных как стороны какого-либо договора, кроме права на справедливый суд, длительное время предусмотрены не были. Впервые наказание за взяточничество установил Судебник 1550 года - свод законов, известный как «Судебник Ивана Грозного 1550 года».
О влиянии на систему наказания социального статуса виновных можно сделать выводы уже по первым статьям Судебника 1550 года. Так, за нарушение прав увечных и недееспособных судья должен был возместить половину стоимости иска и подлежал лишению свободы (ст. 4) судебный исполнитель, занимающий более низкое положение в аппарате суда, был подвергнут также наказанию в виде штрафа. Но и наказание в виде лишения свободы стало довольно распространенным явлением. Предусматривалось взяточничество, ложное обвинение судей в умышленной несправедливости (ст. 4, 6 Судебника 1550 г.) и другие виды преступных деяний, связанных с рассмотрением судебных споров увечных и недееспособных. Тюремное заключение является первым видом лишения свободы, как кратковременного (на несколько суток), так и длительного (на несколько лет), и применяется как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания [1, с. 44].
В России первые зачатки пенсионной системы появились в годы реформ Петра I. У нас, как и во многих других странах, пенсионное обеспечение первыми получили военные, а именно морские офицеры, которым, согласно утвержденному в 1720 году Морскому уставу, по «благоустремлению верховной власти» могла быть назначена премия по старости.
Петром I (1689-1725) 8 июня 1701 г. был издан Указ, в котором он повелел при монастырях строить и содержать богадельни для нищих, которые сами в виду увечья не могут собирать милостыню. Указом Петра I от 31 января 1712 г. повелевалось во всех губерниях организовать госпитали для «самых увечных». В 1723 г. это было подкреплено очередным указом Сената. В результате к 1724 г. в одной только Москве насчитывалось 90 богаделен и госпиталей (мужских и женских), в которых состояло около 4 тыс. нищих, на содержание которых уходило в год около 12 тыс. рублей.
Особую заботу Петр проявлял о военнослужащих. В 1712 г. издан указ об учреждении во всех губерниях госпиталей-богаделен для заботы об увечных и престарелых воинах. 29 июля 1719 г. было велено при монастырях устроить богадельни и госпитали для оставлявших военную службу по старости, ранениями, болезнями. В 1716 г. был принят Указ о призрении воинских чинов, «которые к делам не годятся из-за дряхлости или увечья», которым выдавалось жалование на пропитание до конца их дней, т.е. до самой смерти. Это же требование подтверждалось Указом Сената от 29 июля 1719 г., где отмечалось, что солдаты, получившие увечья и состарились, определены в монастыри, должны получать оклады «денежного и хлебного жалования». В Указе от 31 января 1724 г. Петр I снова обозначает, что отставные солдаты, которые не могут себя обеспечивать в силу здоровья и старости, должны быть приписаны к монастырям.
Все сведения о ранениях прописывались в послужных документах, в связи с чем, увечным предоставлялись денежные средства на лечение и лекарства. Военных инвалидов трудоустраивали в качестве досмотрщиков таможен, смотрителей госпиталей, надзирателей за исправностью дорог и мостов и т.д., для того, чтобы они мели возможность заработка. Такие данные в 1720 году были четко прописаны в Морском уставе. Для улучшения финансирования лекарственных препаратов 5 июля 1714 года по Указанию Сената был вдвое увеличен в церквях венечный сбор [7, с. 65].
Александр II унаследовал престол после смерти императора Николая I, произошедшей 2 марта (18 февраля по старому стилю) 1855 года, в драматический для России период окончания Крымской войны (1853-1856). Неблагоприятный ход военных действий, блокада России, негативные настроения в обществе вынудили его в 1856 году подписать Парижский мирный договор, условия которого существенно ослабили позиции страны на международной арене.
В годы правления Александр II были были совершены переустройства, которые затронули все сферы жизни русского общества. После чего они приобрели в обществе заглавие «Великих реформ». В 1860 году «для оживления торговых оборотов и упрочения валютной и кредитной системы» Александр II организовал Госбанк, послуживший своеобразным инвентарем реформирования общественно-экономического строя; бывшие кредитные учреждения были упразднены. В 1861 году он отменил крепостное право, за что его стали именовать «царем-освободителем». Перевоплощение крестьян в свободную рабочую мощь содействовало капитализации сельского хозяйства и подъему фабричного изготовления.
Эти преобразования были ключевыми в заботе об увечных и недееспособных. Государственный банк принимал участие в формировании фондов, которые оказывали заботу о таких категориях граждан. Кроме этого, формирование нового класса свободных крестьян помогло возложить заботу о таких гражданах также на их семьи.
К 1864 году относится начало сотворения всесословных земских учреждений, коим было вверено заведование финансовыми и иными социальными вопросами на местах. В 1870 году на основании Городового положения были образованы городские управления.
Эти земские учреждения стали первыми органами районного самоуправления, которые разрабатывали положения о заботе об увечных и недееспособных, правительством Александра II. Деятельность участковых попечительств первоначально была направлена на открытое призрение, на непосредственную помощь нуждавшимся (выдача денежных пособий и натурой). Однако с развитием сети богаделен и других благотворительных заведений закрытого типа попечительства старались устроить одиноких просителей – большей частью беспомощных и больных людей – в богадельни, инвалидные дома и пр. [8, с. 29.].
В итоге реформ в области образования автономий стало почвой работы институтов, возымело становление среднее образование в сфере заботы об увечных и недееспособных. Отдельным лицам и органам районного самоуправления допустили раскрывать исходные средние учебные заведения, а девушкам получать высочайшее воспитание.
В период правления Александра II и немного позднее, активно развивается теория права социального обеспечения. Для сравнения развития философии права в российской юридической науке стоит рассмотреть работы таких ученых-цивилистов, как В.С. Нерсесянц «Философия права» [3, с. 209] и И.А. Покровский «Основные проблемы гражданского права» [4, с. 299].
Еще одной чертой во время правления Александра II в заботе о недееспособных и увечных стало использование технических регламентов для государственных органов и учреждений. Также был исследован вопрос о соотношении форм технического регулирования, то есть фактического воплощения норм при их применении. К примеру, в качестве такого воплощения можно выделить, в первую очередь, технические регламенты, разработка и принятие определенных стандартов и оценка соответсвия этим стандартам, лицензирование деятельности и оценка соответсвия определенным стандартам. Такая оценка и сертификация воплощается в виде государственного надзора, составными частями которого является аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в сфере заботы о недееспособных и увечных.
Итак, благодаря анализу исторических положений об увечных и недееспособных, в настоящее время можно говорить о современной социальной реформе в данной области, о защите прав и интересов инвалидов и их социальном обеспечении. Россия стремиться быть социальным государством, обеспечивающим нетрудоспособным гражданам (инвалидам) достойный уровень пособий, прослеживается тенденция к постоянному увеличению денежных выплат. И, конечно, данного «феномена» и не было бы, если бы не исторические корни правового регулирования положений о защите инвалидов в России.
Список литературы:
1. Боровиков В.Б. Уголовное право. Особенная и общая части. Практикум: учебное пособие. 3-е изд. - М.: Юрайт, 2018. - 130 с.
2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца XX в.: учебное пособие. Издание второе. - М.: Право и закон, 2011. – 596 с.
3. Нерсесянц В.С. Философия права. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. - 256 с.
4. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права (репринт издания 1899 года). – М: Статут, 2016. – 352 с.
5. Полное собрание законов Российской империи. Издание I. СПб., 1830. Т. 4. №1821. С. 94; Т. 5. №3003. С. 202 - 203.
6. Сергеевич В.И. Лекции и исследования по древней истории русского права. - М.: Зерцало, 2014. - 380 с.
7. Черкашина Н.В. Призрение инвалидов в дореволюционной России // Право и государство: теория и практика. – 2020. - № 2 (182). – С. 63-66.
8. Нагорнова А.Ю., Макарова Т.А. Исторический анализ проблемы инвалидности в дореволюционной России и СССР // Общество: философия, история, культура. – 2014. - № 1. – С. 27-34.