Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Забота об увечных и недееспособных в период правления Петра Великого

Дата публикации: 2020-10-13 17:21:12
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Забота об увечных и недееспособных в период правления Петра Великого (27 апреля 1682г. – 22 октября 1721г.) 

Care for the disabled and incapacitated during the reign of Peter the Great (April 27, 1682 – October 22, 1721)

Автор: Екименкова Марина Эдуардовна

ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия

e-mail: ekimenkova_marina@mail.ru

Marina Eduardovna Ekimenkova,

Moscow state University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.

e-mail: ekimenkova_marina@mail.ru

Научный руководитель: Черкашина Наталья Валерьевна

кандидат юридических наук, доцент, ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия

Cherkashina Natalia Valeryevna,

PhD in law, associate Professor, Moscow state University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.

e-mail: natasha8181@mail.ru 

 

Аннотация: работа посвящена изучению вопросов заботы об увечных и недееспособных людях в период правления Петра Великого (27 апреля 1682 – 22 октября 1721 гг.), исследованы истоки зарождения нормативного закрепления положений о призрении инвалидов, церковной помощи. 

Abstract: the work is devoted to the study of issues of care for the disabled and incapacitated people during the reign of Peter the Great (April 27, 1682 – October 22, 1721), the origins of the origin of the normative consolidation of provisions on the care of the disabled, Church assistance.

Ключевые слова: призрение, инвалид, преобразование, узаконение.

Keywords: charity, disability, translation, legalization.

Тематическая рубрика: История.

 

Обращаясь к теме, стоит отметить, что отношение к проблемам увечных и недееспособных менялось на разных этапах развития общества.

В ранний период развития человечества, инвалиды занимали самое низкое положение в обществе. Они считались неполноценными, ущербными людьми, обузой, не приносящей абсолютно никакой пользы. Инвалидов неизбежно ждало нищенское существование и ранний уход из жизни.

Мало что изменилось в отношении к увечным и в Средневековом обществе. Инвалиды также находились на обочине жизни, их физические и психические недостатки и отклонения считались наказанием и платой за грехи.

Людей с какими-либо увечьями опасались, считали изгоями общества. Человек, имеющий физические или психические отклонения попадал в изоляцию, был исключен из нормальной жизни и трудовых отношений.

Постепенно с течением времени, положение недееспособных членов общества начало претерпевать изменения в лучшую сторону. Статус инвалида становился социально значимым. Так, уже у некоторых племен восточных славян можно увидеть проявление первых общинных форм помощи и поддержки бедных, престарелых и больных.

В Киевской Руси с принятием христианства началось строительство монастырей, которые стали главным пристанищем для нищих, убогих, престарелых, сирот и всех тех, кому необходима была помощь.

Государственная система социальной поддержки уязвимых слоев населения, в частности инвалидов, начала создаваться со времен правления Ивана Грозного. Существенное же развитие этой идеи произошло при Петре I (1689-1725), который стремился придать общественному призрению государственный характер. Именно начиная с этого времени, поддержка начинает осуществляться со стороны государства в различных специально созданных для этой цели учреждениях [1].

Одной их задач Петра I было сосредоточить в своих руках всю полноту власти, включая светскую и духовную. Именно в период правления Петра были разработаны основы государственного управления в сфере помощи нуждающимся, а также управления деятельностью монастырей.

В 1701-1724 гг. было принято несколько указов, целью которых являлась систематизация нуждающихся в государственной поддержке. Социально неблагополучные люди классифицировались по причинам своей нужды, и именно в соответствии с этой нуждой должна была осуществляться необходимая помощь. При этом, до конца XVIII обязанности по обеспечению призрения все также сохранялись за общественными формами попечительства [5].

По оценкам специалистов, в течение всего времени своего царствования Петром I было издано порядка семидесяти указов, так или иначе регулирующих сферу призрения нуждающихся.

8 июня 1701 г. был издан Указ, повелевавший богадельням оказывать всю необходимую помощь нищим, больным и престарелым, которые не могли ходить для собирания милостыни. Указ говорил о необходимости  лечения больных и увечных, для чего необходимо было «учинить особых лекарей и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриаршей домовой казны»[4].

Еще одним Указом Петра I, датированным 31 января 1712 г. повелевалось осуществлять строительство на всей территории государства госпитали для «самых увечных, таких, которые работать не могут, ни стеречь, также и зело престарелым...»[6,7].

В 1723 г. в Указом Сената повелевалось всех увечных и недееспособных, не имеющих возможности работать, содержать в богадельных [8].

Особое внимание Петром I уделялось, получившим на службе увечья военным.

22 марта 1716 г. Петром подписан Указ о призрении воинских чинов «которые к делам не годятся из-за дряхлости или увечья». После рассмотрения их дела, солдаты и офицеры могли рассчитывать на выплату определенного жалования на пропитание.

В 1723 г. Указом Петра I повелевалось переписать количество находящихся в мужских монастырях монахов, а в женских – монахинь, и со времени этого указа никого не постригать, а на освободившиеся места отправлять отставных солдат.

Дальнейшие указы закрепляли меры поддержки данной категории воинского сословия. Так, например, в Указе Сената от 29 июля 1719 г., говорилось, что солдаты, получившие ранения или увечья при прохождении службы, и направленные для содержания в монастыри, должны были получать от государства оклады «денежного и хлебного жалования».

В указе, датированном 31 января 1724 г. Петр I снова обращает внимание, что «солдат отставных, которые трудиться не могут» необходимо «расписать по монастырям».

Также, стоит отметить, что в 1720 году Петром великим были внесены коррективы в Морской устав. Были внесены следующие изменения: - «Если же кто-то будет ранен во время боя или же другим образом во время службы, тогда он будет негоден, следует того в гарнизон или статскую службу употребить, повысив чином. Если же он будет сильно ранен, что не сможет нести другую службу, тогда его необходимо кормить в госпитале до конца его дней, если же он не захочет находиться в госпитале, в этом случае его необходимо наградить годовым жалованием и дать паспорт. Это касается и старых людей».

Военных, в связи с полученными увечьями не годных более к службе, предполагалось также использовать на других должностях. Такой вид поддержки воинского сословия был достаточно распространенным при Петре I, что подтверждают принятые в то время указы.

Чаще всего, солдаты, не годные к службе в силу ранений и увечий, использовались для обучения рекрутов, несения караульной службы при военных заводах и других видов деятельности, не связанных со строевой службой. Военных инвалидов также могли использовать в качестве досмотрщиков таможен, смотрителей госпиталей, надзирателями за исправностью дорог и мостов и т.д. Так, для осуществления караульной службы на Олонецких Петровских заводах была сформирована «инвалидная рота», в составе которой было в 128 человек. В соответствии с указами им определялось необходимое денежное и натуральное жалованье.

При Петре I получил свое распространение термин «военный инвалид». Данным понятием обозначали военнослужащих (как правило, нижних чинов), ставших неспособными к службе из-за ранений, увечий, болезней или дряхлости.

К периоду правления Петра I также относится появление учреждений специализированной медицинской помощи для высших воинских чинов, получивших ранения и увечья на службе. Одним из главных таких учреждений был, построенный в 1706 г. госпиталь в Лефортово и при нем – Медико-хирургическая академия. В настоящее время, это известный госпиталь им. Бурденко.

Помимо этого, информация и сведения о ранениях отражались в послужных документах. Не имевшим возможности служить воинам выдавались средства на лечение, осуществлялись бесплатные врачебные осмотры. Таким образом, можно констатировать, что увечных и раненых военных стремились каким-то образом поддержать, сделать так, чтобы они имели источник существования.

Для увеличения средств, необходимых для выполнения мер общественного призрения, Петром I предпринимались различные меры.

Так, Петром I издается указ, который запрещает церквям иметь во владении вотчинные и другие земли, предписывал монашествующим выделять на содержание определенную сумму, а доходы от монастырей и вотчин отдавать в Монастырский приказ. Остаток хлеба и денег от раздачи монахам необходимо было отдавать на прокорм нищим, но не в форме милостыни, а путем отсылки его по богадельням.

В связи со сложившимися обстоятельствами, необходимо было искать иные доходы на призрение. Поэтому, Петр Великий решил внести несколько распоряжений, в которых говорилось о сборе вечных денег с брачующихся, о запрете на продажу восковых свечей и о том, что это можно делать только лишь продавая их церквям, чтобы доход был приобщен к имению, принадлежавшему церкви. Также распоряжения касались сбора вычета из жалования у многих привилегированных, кроме солдат, с каждого рубля взымалась копейка. Собранные деньги шли на содержание госпиталей в должном состоянии, обучение женщин, которые находятся в церквях (им необходимо было понять рукоделие и ремесло, чтобы в дальнейшем продавать сделанное, а на вырученные денежные средства содержать монастырь). Сбор распространялся и во время священнослужения, людям необходимо было подавать в несколько кошельков денежные средства. Часть денег шла на церковные бытовые принадлежности, другая же на содержание госпиталей. Взымался штраф и с раскольников, который шел на церковные нужды.

Все эти распоряжения Петра Великого были вынесены в 1714 году, а  в 1715 году был издан Указ о благотворительных сборах на содержание госпиталей. Они распространялись на дьяков, которые были жалованы из приказных людей, им необходимо было вносить по 100 рублей, два процента взымали с подъемных, прогонных сумм, все эти денежные средства шли на нужды священникам, которые были призваны в другие места, как для содержания церкви, так и на еду. Также Взымался один процент со всех служащих, кроме солдат, производились некие отчисления от бежавших раскольников, кроме того, от продажи свечей и за выписанные штрафы.

Для того, чтобы было проще справляться с нищими людьми, Петр Великий издал несколько указов, которые должны были привлекать средства частной благотворительности, таким образом, ему удалось взыскать призрения с органов государственной власти, и увидеть определенные обстоятельства, помогающие создать материальное обеспечение.

Если обратиться к другим указаниям Петра I, то можно увидеть серию иных распоряжений, которые были направлены на обеспечение и содержание госпиталей, располагавшие во время военных действий, так же его указы касались и запрета о продажи отдельно от семьи. Если у вышестоящих людей оставались излишки, то в этом случае,  их необходимо было раздать тем, кто в этом нуждался в долг. Петр Великий стремился произвести изменения в благоустройстве благотворительных заведений, чтобы «оное исправить без отягчения народного».

Можно отметить, что все предпринятые меры, принятые указы и решения, которые были направлены на общественное призрение, были не просто какими-то отдельными мероприятиями, а взаимосвязанными друг с другом, благодаря этому основался ряд важных официально-правовых элементов, что привело к количественным и качественным улучшениям факторов оказания помощи нуждающимся.

Российский государственный деятель П.И. Лыкошин писал о том, что в конце XVII века в Москве находилось и было создано около 9 домов призрения, которые содержались за счет средств государства. В них находилось около 410 человек [3].

В 1718 году в домах призрения находилось порядка 90 человек. Число штатных призреваемых было порядка 4 тысяч человек, у которых жалование доходило до 12 тысяч рублей. Без жалования же находилось примерно 206 человек.

Стоит отметить, что конечно, при Петре I было принято немало мер для урегулирования данного вопроса, но все же, этого не достаточно, и организаций призрения становилось все меньше.

Чтобы людям постоянно поступали необходимые лекарства, чтобы они могли получить медицинское лечение и, чтобы солдаты могли питаться, в 1714 году Сенатом был издан указ об увеличении венечного сбора в церквях.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при Петре Великом были предприняты значительные меры в социальной сфере, которые говорили о том, что в России начинает происходить постепенное формирование государственной системы призрения.

За это время произошли изменения и в самом подходе к оказанию помощи. Она заключалась не только в поучениях апостолов и трудах отцов церкви, но и в государственных документах, в которых отражались соответствующие ряд терминов и факторов, которые говорили о постепенном развитии призрения немощных, увечных, инвалидов.

В новых исторических условиях прогрессивные меры по развитию и укреплению системы призрения, заложенные Петром Великим, получили дальнейшее развитие в активной деятельности императрицы Екатерины II.

 

Список литературы:

1. Басов Н.Ф. История социальной работы: Практикум. М.: Дашков и К, 2017. – 372 с.

2. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М.: Издательство: Дашков и К, 2014. – 344 с.

3. Лыкошин П.И. Л88 Благотворительная Россия: Том 1. Часть 1. – М.: Книга по Требованию, 2013. - 372 с.

4. Фирсов М.В. История социальной работы: Уч. пос. для высшей школы. - М.: Академический проект: Трикста, 2016. – 273с.

5. Черкашина Н.В. Призрение инвалидов в дореволюционной России (996 - 1796 гг.) // НПЖ «Диалог». - 2019. - №2 (14). - С. 55-61.

 

. . . . . . .