Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

История призрения инвалидов в период правления Рюриковичей, Годуновых и Романовых

Дата публикации: 2020-10-13 17:18:23
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

История призрения инвалидов в период правления Рюриковичей, Годуновых и Романовых

History of care of people with disabilities during the reign of the Rurik dynasty of the Godunovs and the Romanovs

Автор: Дорохов Никита Андреевич

ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия

e-mail: dorohov.nikita@icloud.com

Dorohov Nikita Andreevich,

Moscow state University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.

e-mail: dorohov.nikita@icloud.com

Научный руководитель: Черкашина Наталья Валерьевна

кандидат юридических наук, доцент, ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия.

Cherkashina Natalia Valeryevna,

PhD in law, associate Professor, Moscow state University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.

e-mail: natasha8181@mail.ru 

 

Аннотация: Работа посвящена изучению вопросов заботы об увечных и недееспособных людях в период правления Рюриковичей, Годуновых и Романовых, исследованы нормы о призрении инвалидов данного периода, внимание уделено не только государственной, но и церковной практике помощи увечным. 

Abstract: the work is devoted to the study of issues of care for the disabled and incapacitated people during the reign of the Rurikovich, Godunov and Romanovs, the norms on the care of disabled people of this period are studied, attention is paid not only to the state, but also to the Church practice of helping the disabled.

Ключевые слова: призрение, инвалид, увечье, церковь, богадельня.

Keywords: charity, disabled person, disability, Church, poorhouse.

Тематическая рубрика: История.

 

Лицам, с физическими недостатками и проблемами со здоровьем важно знать, воспринимало ли общество их как равных ранее и как складывается ситуация в настоящее время.

С распространением Христианства на Руси благотворительность в отношении немощных и убогих, получила наибольшее распространение.

Князь Владимир прославился тем, что именно он организовал первые училища знатных детей, детей среднего состояния и убогих людей, а так же строительством богаделен и странноприимных домов. Владимир I разрешал убогим и нищим приходить на княжеский двор для того, чтобы кормиться, кроме того он снаряжал телеги и отправлял их по городу, чтобы развозить подаяния.

В Церковном уставе, принятом в 996 г.,  устанавливалось, что забота о больных, немощных, и других, нуждающихся в социальной поддержке, входит в обязанности духовенства. Наиболее распространенными формами социальной помощи были бесплатное кормление убогих и немощных, создание богаделен, открытие лечебниц для больных и нищих.

Церковная практика помощи больным и нищим осуществлялась и через приходы.

Своим отношением к убогим прославился и Владимир Мономах (1113 -1125). В своем «Поучении детям» он призывал своих детей «прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Всего же убогих не забывайте, но настолько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека» [1].

Примеру Владимира Мономаха следовали и последующие князья такие как: Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Александр Невский, Иван Калита.

В период царствования Ивана III (1498 - 1499) были изданы новые законы, установившие размер и порядок выделения средств на помощь, были собраны все старые грамоты и распоряжения. Сделаны первые попытки классифицировать нищих «по нуждам».

Особое развитие в отношениях с инвалидами было положено при Иване Грозном (1547 - 1584). В самом начале своего правления он приказал составить новые законы, многие статьи которых были посвящены немощным, больным, нищим, увечным.

В 1551 году в «Стоглавый судебник» была внесена статья о необходимости защиты больных и нищих. Этих людей советовали помещать в монастыри.

По законам Ивана Грозного жили до времени правления Алексея Михайловича.

В период царствования Бориса Годунова (1552 - 1605) не было коренных изменений, касающихся нищих и убогих.

Начало правления Бориса Годунова ознаменовалось страшным голодом, и царь, желая помочь простым людям, приказал ежедневно раздавать деньги, кроме того, он продавал хлеб в половину цены всем людям, а беднякам даром.

Особое распространение политика призрения занимает в период правления Романовых.

Михаил Федорович (1613 - 1645) - первый царь из династии. По его инициативе был учрежден Аптекарский приказ [2], специально предназначенный для занятия общественным призрением. До этого подобными делами ведали Патриарший, а затем Монастырский приказы.

При Алексее Михайловиче (1645 - 1675) был создан специальный приказ строения богаделен (1670) [3]. Богадельнями являлись благотворительные заведения для постоянного призрения физически и психически немощных людей. Богадельни чаще устраивались при храмах, например, в Москве при церкви Иоанна Богослова в Бронной помещалось сто богаделенных нищих [4].

Так же появилась новая форма поддержки раненых воинов - пенсия в натуральном виде - предоставление «прожиточного поместья» или прибавки к уже имеющимся поместьям. В июне 1663 года по указу Алексея Михайловича начали раздавать земельные поместья московским боярам и боярским детям из других городов. За тяжкие ранения они получали поместье размером в 50 десятин, а за легкие - 25 десятин. Кроме того нижним чинам - стрельцам и драгунам, солдатам и казакам тоже выделялись земли размером 25 десятин [5].

Продолжение формирование системы государственного призрения связанно с царствованием Федора Алексеевича (1675 - 1682). Он принял законодательный акт о правовом положении слабоумных (1677). Этот акт лишал прав пользоваться своим имуществом глухих, слепых пьяниц и глупых. В последний год своего правления (1682) он принял специальный указ, который должен был регулировать меры общественного призрения. Этот указ запрещал нищим, убогим и юродивым бродить по улицам и дорогам. Для них должны были открываться «Шпитальни» и богадельни. В результате это в Москве были построены два госпиталя-богадельни в Китай городе и за Никитскими воротами.

Во времена правления Ивана V Алексеевича (1682 –1696), который правил совместно со своим братом Петром I, 7 октября 1682 г. всероссийским патриархом Иоакимом архиепископу Колмогорскому и Важскому Афонасию была адресована грамота, содержащая указание о пересылке в Москву на содержание богаделен по гривне с каждой церкви. На тот момент в московских богадельнях призревалось 412 человек, которые обеспечивались едой, деньгами и одеждой, финансировалось это все за счет двора царя. В последствие грамотой было утверждено, что финансирование московских богаделен осуществлялось за счет патриаршего двора[6]. 

Появление термина «Инвалид» связано с именем Петра Великого. Его основная заслуга заключается в том, что он первым признал обязанности государства в отношении лиц, нуждающихся в призрении. Основным направлением его деятельности в совершенствовании системы призрения была попытка проведения ряда мероприятий, в результате которых государство смогло бы контролировать деятельность учреждений общественного призрения. Петр I считал, что люди, которые содержат учреждения, зачастую злоупотребляют своими полномочиями, что может привести к развитию тунеядства среди лиц, пользующихся призрением.

Петр I был сильным противником тунеядства, потому он приказывал выяснить, кого содержат монастыри. По его приказу из монастырей выгоняли трудоспособных убогих, а лиц, которых симулировали увечья, бить розгами приказывал. Всех нищих людей он приказывал возвращать к месту жительства, чтобы их содержали помещики и местные власти. Так же на борьбу с тунеядством были направлены и указы Петра Великого «О дураках» [7]. Обычай призревать в монастырях особенно распространился при нем, это было связано с тем, что многие бояре, посылали в монастыри своих сыновей, чтобы избавить их от военной службы, к которой Петр I их обязывал. Он запретил посылать в монастыри «дураков» без их предварительного освидетельствования. В своих указаниях он выделил ряд признаков, по которым можно было судить, действительно ли обследуемый соответствует данной категории. Он считал, что «дураками» являются те, кто не годен ни к какой службе, которые бездумно все расточают.

Своим указом от 8 июня 1701 года, он установил, что в богадельнях должны содержаться люди, которые не способны сами просить милостыню, что на десять больных человек, должен приписываться один здоровый, который и будет за ними ухаживать, и что деньги на уход за больными должны выделяться из государственной казны [8].

Следующим указом Петра I от 31 января 1712 года повелевалось создание «гошпиталей» для всех увечных, которые не могут работать, а так же и престарелым [9].

Еще в 1715 году Петром I был издан указ, повелевавший отправлять всех раненых и отставших солдат, не имевших средств на жизнь, в монастырские богадельни.

В 1716 году 22 марта Петр I издал указ о призрении воинских чинов, согласно которому, солдатам, получившим серьезные ранения, выдавалось жалование на пропитание. Это же требование содержалось и в указе Сената от 29 июля 1719 года, в котором отмечалось, что солдаты, которые не годные к военной службе должны получать оклады «денежного и хлебного жалования» [11].

Кроме того, сведения о военнослужащих и их ранениях заносились в специальные документы, так называемые послужные книги. Раненым солдатам выдавались деньги на лечение, проводились бесплатные медицинские осмотры. Офицеров, которые получили ранения или отставку по старости, направляли на службу во внутренние гарнизоны и гражданскую службу. Военных инвалидов назначали в качестве таможенных досмотрщиков, смотрителей госпиталей, надзирателями, отвечающими за сохранность мостов и дорог, и т.д.

В 1720 году Петром I дополнен Морской устав, Теперь военнослужащие, получившие отставку в результате ранений, направлялись на штатскую службу. Если же ранения были несовместимы со службой, то солдату повышался чин и годовое жалование, то же самое относится к солдатам, получивших отставку по старости [9].

В целях улучшения финансирования лекарств, лечения и питания раненых воинов Сенат в своем указе от 5 июля 1714 года увеличил венечный сбор в церквях.

Примечательно, что после смерти Петра I повышенное внимание к проблемам общественного призрения сменилось периодом законодательного затишья.

 

Список литературы:

1. Владимир Мономах, С.М. Соловьёв и др. Поучение детям Владимира Мономаха. - СПб.: Типография и литография В.А. Тиханова, 1893.

2. Черкашина Н.В. Призрение инвалидов в дореволюционной России (996 - 1796 гг.) // НПЖ «Диалог». - 2019. - №2 (14). - С. 55-61.

3. Юсупов М.Р. Социальное законодательство в имперский период XVII – начале XIX вв. // Сборник научны трудов IX региональной научно-практической конференции и XXXIX студенческой научной конференции, Челябинск, 25 марта – 17 апреля 2015. - С. 293-310.

4. Лебедев А. Отставные военные на монастырских порциях в монастырях. М.: тип. Л.Ф. Снегирева, ценз, 1881. - 28 с.

5. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М.: изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 256 с.

 

. . . . . . .