Забота об увечных и недееспособных в период правления Анны Иоанновны и Ивана VI
Забота об увечных и недееспособных в период правления Анны Иоанновны (15 февраля 1730 – 17 октября 1740 гг.) и Ивана VI (17 октября 1740 – 25 ноября 1741 гг.)
Care for the disabled and incapacitated during the reigns of Anna Ioannovna (February 15, 1730-October 17, 1740) and Ivan VI (October 17, 1740-November 25, 1741)
Автор: Качеева Анастасия Эдуардовна
ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия
e-mail: nastya.kacheeva23@mail.ru
Kacheeva Anastasiya Edyardovna,
Moscow state University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.
e-mail: nastya.kacheeva23@mail.ru
Научный руководитель: Черкашина Наталья Валерьевна
кандидат юридических наук, доцент, ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия.
Cherkashina Natalia Valeryevna,
PhD in law, associate Professor, Moscow state University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.
e-mail: natasha8181@mail.ru
Аннотация: Работа посвящена изучению вопросов заботы об увечных и недееспособных людях в период правления 1730-1741 гг., исследованы нормы о призрении инвалидов данного периода, сделан вывод о том, что данный этап стал продолжением реформаторской деятельности Петра I в сфере социальной помощи увечным и недееспособным (инвалидам).
Abstract: the work is devoted to the study of issues of care for the disabled and incapacitated people during the reign of 1730-1741, the norms on the care of disabled people of this period are studied, and it is concluded that this stage was a continuation of Peter I's reform activities in the field of social assistance to the disabled and disabled (disabled).
Ключевые слова: призрение, инвалид, благотворительность, увечье.
Keywords: contempt, disability, charity, disability.
Тематическая рубрика: История.
В истории государства Российского немаловажную роль играла социальная забота и поддержка об увечных и недееспособных представителях народа. Начиная с древнейших времен в славянских общинах складывались самые простейшие формы помощи. В периоды царствования представителей династии Рюриковичей распространенными формами такой помощи были устройство богаделен для искалеченных, бесплатное кормление убогих и немощных, открытие лечебниц для больных и нищих.
Во времена царствования династии Романовых огромный вклад в развитие данной социальной отрасли также внес Петр Великий. Он считал, что необходимо решать вопросы о призрении в старости тех, «которые лучшие свои годы пожертвовали Царю и Отечеству». Уже в 1712 г. издал указ об учреждении во всех губерниях госпиталей-богаделен для призрения увечных и престарелых воинов[2]. 29 июля 1719 г. было велено при монастырях устроить богадельни и госпитали, для оставлявших военную службу по старости, ранениями, болезнями[3]. Каждая губерния должна была организовать богадельню.
К началу правления племянницы Петра I - Анны Иоановны, названной дочери Ивана V, богаделен всего было четыре (военные богадельни в Санкт-Петербурге, Москве, Казани и церковная богадельня в Новгороде). Законодательство запрещало, на тот момент, вступать в них солдатам, имевшим семьи, собственный дом, и занимавшимся торговлей. В 1731 г. 139 человек, у которых были свои дома или родственники, проживали в богадельнях. Хотя и новые законы подтверждали былые запреты, при опросе этих людей они заявляли, что не могут себя обеспечить, а потому им и разрешали оставаться[6]. Однако в большинстве случаев женатые солдаты жили рядом с монастырями в слободах и получали ту же помощь, что и холостые солдаты, жившие в монастырях. Таким образом, забота о ветеранах полностью ложилась на церковь.
Интересен тот факт, что изначально призреваемые имели право сами выбирать монастырь для своего содержания, но затем выяснилась неравномерность расселения инвалидов, и назначения им и их семьям стал осуществлять непосредственно Синод. Все это говорит о том, что главным способом решения проблемы призрения военных инвалидов оставалось помещение их в монастыри.
Конечно, приписка инвалидов к монастырям была не обязательной, и тем, кто находил себе другие источники существования, выдавали паспорт и предоставляли право самостоятельного и независимого выбора места жительства в любом месте государства и записи в любое податное сословие. Призреваемые могли заниматься земледелием или ремеслом, наниматься в услужение, выбирать свой способ заработка.
Во время правления Анны Иоанновны также активно занимались поиском и созданием приемлемых жилищных условий для убогих и недееспособных. Специально для расселения военных ветеранов в 1736 г. на Волге и Каме появлялись поселения отставных чинов, не имеющих средств к пропитанию. На семью безвозмездно отводилось 20-30 четвертей (около 5-7 га) земли и выдавалось по 5-10 руб. Но желающих оказаться там, на самом деле было не так уж и много. Получив тяжелое ранение или на старости лет, сложно было заниматься крестьянским хозяйством, от которого солдаты в период службы уже отвыкли. Поэтому чаще всего на поселение отправляли тех ветеранов, которые были замечены в «праздном шатании».
Для многих военных инвалидов из-за болезни, ранений и старости возможности для того, чтобы прокормить себя были очень ограничены. К тому же некоторые из них были без семей, родственников и близких людей, которые могли бы заботиться о них. Перед солдатами, получившими увечья, лишь открывалась безрадостная перспектива с протянутой рукой идти на паперть. Не случайно, среди нищих, бродивших по дорогам России, было немало бывших военных, не имеющих достаточно средств для существования и вынужденных просить милостыню. Масштабы такого явления были настолько значительны, что в 1742 г. правительство специально обязало коллегию экономии препровождать туда из главной полицейской канцелярии инвалидов и престарелых отставных военнослужащих.
В 1731 г. Анна Иоанновна утвердила доклад Сената, по которому вводились единые для всей страны, фиксированные нормы денежного довольствия, которые зависели от жалованья отставных и увечных солдат, помещенных в монастыри[4]. По наблюдениям иностранцев, слабых и покалеченных на службе, неспособных самостоятельно прокормиться солдат направляли в монастыри и содержали их там за небольшую работу, которую они могли выполнять. Именно таким методом монастырское начальство стремилось смягчить нагрузку, которую монастыри несли при призрении в своих стенах военных инвалидов.
В 1740 году императрица Анна Иоанновна предчувствовала, что жить ей осталось недолго. Отдавать свой трон наследникам Петра Великого она не хотела. Одной из причин было то, что в таком случае под угрозой оказалась бы судьба её возлюбленного Эрнста Бирона.
Правительница составила завещание, по которому трон, после ее смерти, перейдёт сыну её племянницы, Анны Леопольдовны. Только у Анны вместе с супругом, Антоном Ульрихом, сыновей не было. Чудо произошло буквально за пару недель до кончины Анны Иоанновны. Долгожданный мальчик - Иоанн VI появился на свет и ему передали императорский трон.
Говорить о каких-либо реформах в этот период сложно. Дело в том, что правители не могли разобраться между собой. Назначенный регентом при грудном малыше Бирон открыто заявлял, что отнимет ребёнка у биологических родителей, а самих их в лучшем случае отправит на родину, в Германию.
Уже меньше чем через месяц после начала его регентства Анна Леопольдовна обратилась к генералу-фельдмаршалу Бурхарду Мюнниху с просьбой устранить проблему. Учитывая тот факт, что к Бирону в Российской Империи относились очень плохо и военные, и промышленники, переворот не был большой проблемой. Убивать его никто не стал. Так любовник Анны Иоанновны оказался в ссылке в Пелыме. Тем временем Анна Леопольдовна стала регентом, а её муж и отец Иоанна VI - генералиссимусом российских войск.
Но 25 ноября 1741 года в результате государственного переворота трон заняла императрица Елизавета Петровна. Император-младенец был свергнут, так и не успев ввести собственную государственную политику, и провёл почти всю свою жизнь в заключении. А уже в царствование Екатерины II при попытке его освободить был убит охраной в 23-летнем возрасте.
Таким образом, результатом правления Анны Иоанновны (15 февраля 1730 – 17 октября 1740 гг.) и Ивана VI (17 октября 1740 – 25 ноября1741 гг.) стало продолжение реформаторской деятельности Петра I в сфере социальной помощи увечным и недееспособным. Политика была направлена на осуществление поддержки и заботы военнослужащих, получивших тяжелые ранения на службе или ушедших в отставку из-за старости.
Список литературы:
1. Берк К.Р. Путевые заметки о России // пер. Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. - СПб., 1997. - С. 232.
2. Каверзнев А.Н. Краткое историческое обозрение правительственных мероприятий в России по обеспечению отставных служащих и их семейств. СПб.: тип. В.Ф.. Киршбаума, 1909. – 254с.
3. Лебедев А. Отставные военные на монастырских порциях в монастырях. М., 1881. - С. 3.
4. Wirtschafter E.K. Social Misfits: Veterans and Soldiers’ Families in Servile Russia // The Journal of Military History. - 1995. - April. №59. - P. 215-236.