Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны: вклад в Победу

Дата публикации: 2020-07-06 20:19:33
Статью разместил(а):
Трусова Ася Сергеевна

Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны: вклад в Победу

Russian Orthodox Church during the great Patriotic war: contribution to Victory

 

Автор: Трусова Ася Сергеевна

кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Мичуринский ГАУ», г. Мичуринск, Россия 

E-mail: ATrusova@yandex.ru

Trusova Asya Sergeevna

candidate of philological Sciences, associate Professor chair of social and humanitarian disciplines, Michurinskiy state agricultural university, Michurinsk, Russia.

E-mail: ATrusova@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается вклад в Победу над фашизмом Русской Православной церкви: добровольные сборы пожертвований (денег, драгоценных предметов, облигаций государственных займов, вещей) на нужды фронта и обороны страны; борьба с лживой немецкой пропагандой через патриотические воззвания к клиру и верующим; устроение на территории монастырей госпиталей и детских домов; патриотические поступки духовенства и верующих на оккупированных территориях, где многие православные священнослужители и миряне являлись связными, соратниками, помощниками партизанских отрядов и групп подпольщиков.

Abstract: the article discusses the contribution of the Russian Orthodox Church to the Victory over fascism: voluntary collection of donations (money, precious items, government bonds, things) for the needs of the front and defense of the country; the fight against false German propaganda through Patriotic appeals to the clergy and the faithful; setting up hospitals and orphanages on the territory of monasteries; Patriotic actions of the clergy and faithful in the occupied territories, where many Orthodox clergy and laity were contacts, associates, and assistants of partisan detachments and underground groups.

Ключевые слова: русская православная церковь, духовенство, патриотизм, мужество.

Keywords: Russian Orthodox Church, clergy, patriotism, courage.

Тематическая рубрика: История.

 

Благополучие, мирное сосуществование народов, их развитие во многом зависят от их культуры, прежде всего духовной. Сегодня помощь в возрождении лучших отечественных культурно-образовательных традиций и в духовно-нравственном воспитании в целом оказывает Русская Православная церковь. Одной из главных миссией которой всегда было сохранение мира и блага для нашего Отечества. Особенно важную, исторически значимую роль в поддержании патриотического духа Русская Православная церковь сыграла в годы Великой Отечественной войны [1].

22 июня 1941 года, в первый же день войны, совпавшей с празднованием памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, патриарший Местоблюститель митрополит Сергий составил «Послание пастырям и пасомым Христовой православной Церкви» в котором раскрыл антихристианскую сущность фашизма и призвал верующих на защиту отечества от «жалких потомков врагов православного христианства». Послание рассылалось по епархиям и приходам. 26 июня митрополит Сергий совершил в Богоявления Господня соборе Москвы молебен о победе русского воинства, зачитав молитву, составленную в Отечественную войну 1812 года. В своих письмах в Патриархию верующие сообщали о повсеместно начавшихся добровольных сборах пожертвований (денег, драгоценных предметов, облигаций государственных займов, вещей) на нужды фронта и обороны страны.

В январе 1942 года митрополит направил специальное послание духовенству и верующим на оккупированной территории СССР, в котором содержался призыв к поддержке партизанского движения и осуждение сотрудничества с немецкими захватчиками. В феврале возобновилась издательская деятельность Московской патриархии, а в пасхальную ночь 1942 г. в Москве, Ленинграде и в некоторых других городах был отменен комендантский час и разрешено проведение крестных ходов. Такая практика сохранялась и в последующие военные годы.

Подлинным примером мужества является поведение православного духовенства и мирян во время 900-дневной блокады Ленинграда (8 сентября 1941 – 18 января 1944). Находясь в осажденном городе, Ленинградский митрополит Алексий (Симанский), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, служил литургии в Никольском Морском соборе и других храмах, совершал отпевания жертв блокады, обращался с патриотическими воззваниями к клиру и верующим епархии. Его примеру следовали ленинградские священнослужители, не прекращавшие пастырского попечения о верующих, совершавшие богослужения, отпевавшие погибших, оказывавшие посильную помощь медикаментами и дровами из приходских запасов. Среди жертв блокады – десятки клириков Ленинградской епархии. В ленинградских приходах был организован сбор средств в Фонд обороны, в 1941 –1945 гг. в храмах епархии было собрано более 17 млн. рублей. В январе 1944 года, вскоре после полного снятия блокады, митр. Алексий в составе областной Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков посетил освобожденные Петергоф и Пушкин, где констатировал факты разрушения немецкими войсками храмов и жестокого убийства более 2 тыс. мирных жителей, собранных в Петергофской кладбищенской церкви Святой Троицы и взорванных вместе со зданием храма [2, с.20].

В первый же год войны православные храмы Москвы передали в Фонд обороны более 3 млн. рублей, церкви Горького – более 4 млн. рублей, церкви г. Куйбышева – более 2 млн. рублей. Широкую патриотическую работу проводили возрождающиеся православные монастыри, где нередко устаивались госпитали и детские дома. Проявляя заботу о детях воинов, сражавшихся на фронтах, православная Церковь объявила сбор средств во всех действовавших храмах в особый Фонд помощи детям, Московская Патриархия первой сдала 1 млн. рублей. Всего за годы войны Московской патриархией, духовенством и верующими было собрано более 300 млн. рублей без учета пожертвованных ценностей и вещей.

В 1942-1944 гг. во многих республиках и областях СССР широко развернулось движение по сбору средств на строительство танковых колонн. 30 декабря 1942 г. митр. Сергий призвал верующих жертвовать средства на сооружение танковой колонны им. Дмитрия Донского. На танковом заводе в Челябинске были построены 40 танков, которые митр. Николай 7 марта 1944 г. от Московской Патриархии передал Красной Армии. Танки из колонны им. Дмитрия Донского участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Молдавии, Польши, в составе 516-го полка дошли до Берлина. Одновременно продолжался общецерковный сбор средств на авиаэскадрилью им. Александра Невского. Помимо этого православные верующие принимали активное участие в сооружении танков и самолетов по инициативе населения их областей.

Архиерейский собор Русской Православной церкви 8 сентября 1943 г. провозгласил в числе своих деяний «Осуждение изменников вере и Отечеству», согласно которому «всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик – лишенным сана» [3, с.26]. Собор единогласно избрал Патриархом Московским и всея Руси митр. Серия, интронизация состоялась 12 сентября в Богоявленском соборе Москвы. 14 сентября постановлением Совнаркома СССР был образован Совет по делам Русской Православной церкви, 7 октября было утверждено «Положение о Совете по делам Русской Православной церкви при Совнаркоме СССР».

По мере наступления Красной Амии становились известными факты патриотических поступков духовенства и верующих на оккупированных территориях, где многие православные священнослужители и миряне являлись связными, соратниками, помощниками партизанских отрядов и групп подпольщиков, а сотни священнослужителей за свою партизанскую деятельность подвергались арестам, тюремным заключениям, истязаниям, были расстреляны или заживо сожжены. Начиная с осени 1943 г. к награждению государственными орденами и медалями стали представляться священнослужители и активные верующие. Первое большое награждение состоялось в Ленинграде, когда группа духовенства была награждена медалями «За оборону Ленинграда». В 1944 г. медалями «За оборону Москвы» были награждены священнослужители Московской и Тульской епархий. Всего за патриотическую деятельность 40 священнослужителей были удостоены медалей «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более 50 – награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», несколько десятков представителей духовенства награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны».

После кончины Патриарха Сергия, согласно его завещанию, в права Местоблюстителя Патриаршего Престола вступил митр. Алексий, единогласно избранный на последнем заседании Поместного Собора 31 января – 2 февраля 1945 г. Патриархом Московским и всея Руси. 10 апреля 1945 г. Сталин принял делегацию Русской Православной церкви во главе с Патриархом Алексием. На встрече обсуждались вопросы патриотической деятельности и внутренней жизни Церкви, ее возможное участие в укреплении международных отношений в послевоенный период. Сталин высоко оценил патриотическую деятельность Русской Православной церкви в годы войны, свидетельством чему стало присутствие Патриарха Алексия на трибуне Мавзолея В.И. Ленина во время Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 г. и несколько позднее – награждение Патриарха орденом Трудового Красного знамени [4, с.412].

В целом изменения в отношении государства к религии, в частности к православной Церкви, не носили всеобъемлющего характера. Репрессии в отношении духовенства и верующих заметно снизились, но не прекращались за все время Великой Отечественной войны. Несмотря на образование государственных органов по связям с религиозными организациями, решение ключевых проблем религиозной политики в последующие несколько лет Сталин оставил за собой, что объяснялось его намерением использовать религиозный фактор для решения политико-идеологических задач внутри страны и на внешнеполитической арене.

 

Список литературы:

1. См.: Толмачева Н.В., Трусова А.С. Ряжск и Великая Отечественная война: история о трудовом и боевом вкладе в великую победу //Научный альманах. 2015. №9(11). С. 1321-1324; Трусова А.С., Толмачева Н.В. Исторический аспект патриотизма и его роль в возрождении периферийной культуры жизни общества //Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. Материалы Национальной контент-платформы. Под общей редакцией Г.В. Коротковой, 2019. - С. 183-185.

2. Алексий (Симанский), митр. Немецкие злодеяния в Петергофе и Пушкине // Журнал Московской Патриархии. - 1944. - №2. - С.20.

3. Смирнов А., прот. Противники Креста Господня // Журнал Московской Патриархии. - 1943. - №3. - С.25 – 29.

4. Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М.: Православная энциклопедия, 2004. - Т. VII. - 752 с.

 

. . . . . . .