Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Имам Аль-Кашгари и его труд Мунйату Аль-Мусалли

Дата публикации: 2020-06-11 16:26:37
Статью разместил(а):
Шаропов Ризвон Баходурович

Имам Аль-Кашгари и его труд «Мунйату Аль-Мусалли» 

Imam Al-Kashgari and his work «Munyatu Al-Musalli»

 

Автор: Шаропов Ризвон Баходурович

Болгарская исламская академия, г. Болгар, Республика Татарстан, Россия.

e-mail: rizvon1995@mail.ru

Sharopov Rizvon Bakhodurovich

Undergraduate: Bolgar Islamic Academy, Bolgar, Republic of Tatarstan, Russia.

e-mail: rizvon1995@mail.ru

Аннотация: Данная статья дает информацию читателю об авторе книги «Мунйатау Аль-Мусалли ва Гунйату Аль-Мубтади» Имаме Садиду Ад-Дине Аль-Кашгари, а также о самой книге. Автор статьи приводит основные этапы жизни Имама Аль-Кашгари и его пути в получении знаний. Вместе с этим автор раскрывает ценность и значимость данной книги, кратко описывая и разъясняя ее содержание. В заключение выявляются важные отличия текста книги от подобных по тематике трудов.

Abstract: This article provides information to the reader about the author of the book “Munyatau Al-Musalli wa Gunyatu Al-Mubtadi” by Imam Sadid Ad-Din Al-Kashgari, as well as about the book itself. The author of the article gives the main stages in the life of Imam Al-Kashgari, his path in obtaining knowledge. Along with this, the author reveals the value and significance of this book, briefly describing and explaining its contents. In conclusion, important differences between the text of the book and similar works on the subject are revealed.

Ключевые слова: исламское право, фикх.

Key words: Islamic law, legal scholars, fiqh.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

 Введение 

«Фикх» [1] - является самой знатной из изучаемых тем и самой достойной из поклонений в Исламе.

Ранние и поздние богословы ханафитской правовой школы уделяли большое внимание исследованию работ, переписыванию, копированию трудов и составлению книг; комментированию и разъяснению сложных трудов, а также составлению примечаний на полях в рукописи для упрощения их понимания. Эти и другие факторы повлияли на то, что трудов и работ ханафитской школы стало появляться огромное количество. Среди них есть как изданные в виде полноценной книги, так и рукописи в своей оригинальной форме. Они включают в себя разные сферы такие как: «фикх», «основополагающие правила фикха», «толкование священного Корана», «изречение пророка», которое может быть составлено в виде краткого сборника изречений либо объемного сборника с комментариями и пояснениями на полях и др.

Эпоха составления книг и работ в школе ханафитов началось рано, еще со времен учеников имама Абу Ханифы и продолжается до наших дней. Одной из таких работ является труд «Мунйату Аль-Мусалли ва Гунйату Аль-Мубтади» имама Абу Абдиллах Мухаммад бин Мухаммад бин Али Аль-Кашгари. И группа богословов разных веков работали над этим трудом и уделяли ему большое внимание. Их пером были написаны большие труды и научные работы по комментированию, разъяснению и решению проблемных вопросов этого труда. Одним из этих ученых является имам Ибрахим Аль-Халаби, который написал объёмный комментарий к этому труду и назвал его «Гунйату Аль-Мутамалли фи Шарх Мунйату Аль-Мусалли», более известный как «Халаби Кабир». Важность и значимость данного комментария не скроется от того, кто прочтет его и познакомиться с ним. И этот комментарий стал самым известным среди имеющихся работ и нашел свое призвание в мусульманской общине.

Биография имама Садиду Ад-Дина Аль-Кашгари

Автор труда «Мунйату Аль-Мусалли ва Гунйату Аль-Мубтади» имам Абу Абдиллах Мухаммад бин Мухаммад бин Али Абу Абдиллах, Садиду Ад-Дин Аль-Кашгари родился в городе Кашгар. Этот город упоминается в книге «Мугджам аль-Бульдан»  (Словарь сборник городов) и говорится, что туда можно добраться через город Самарканд, и сказал автор книги: «Она находится в середины турецких стран, и ее жители мусульмане …». Сейчас город Кашгар находится вблизи восточных границ западного Туркестана. Что касается даты рождения имама, то в большинстве источниках не упоминается точная дата, но указывается дата смерти, согласно чему можно выявить, что он родился в начале или середине 7 века по хиджре, что примерно равняется XIII веку н.э. Также в некоторых источниках ученые вычисляют и говорят, что дата рождения имама приходится на 630 год по хиджре.

Имам Аль-Кашгари придерживался ханафитской школы, он был толкователем священного Корана, аскетом, проповедником и ученым по арабскому языку и его грамматике.

Его путь в получении знаний начался с поездкой в Мекку, когда он отправился туда для совершения обряда паломничества. Он оставался там в течение четырнадцати лет, получая знания у самых выдающихся богословов того периода, а затем уехал в Йемен. Он был знатоком арабского языка и арабской грамматики, и он обучался «Тафсир» (комментирование священного Корана) и проповедям у Аль-Кадыйя Баха Ад-Дина в исламской школе аль-Музаффария в Таизе.

Что касается трудов и работ имама Аль-Кашгари, то источники указывают на их малое количество. Он составил несколько трудов по разным направлениям, в которых был знатоком:

1. «Мухтасар Асаду Аль-Габа фи Магрифа Ас-Сахаба» - труд посвящен сподвижникам пророка Мухаммада (мир ему) и сохранена в виде рукописи.

2. «Мажмау Аль-Гараиб ва Манбау Аль-Ажаиб» - труд по арабскому языку в виде смыслового словаря и состоит из четырех томов.

3. «Мунйату Аль-Мусалли ва Гунйату Аль-Мубтади» - эта книга сохранена в виде рукописи. Работа посвящена исламского праву ханафитского толка и о ней далее подробно в статье. На эту книгу несколькими богословами в разные столетия были написаны объемные комментарии, но самым известным из них стал комментарий имама Ибрахима Аль-Халаби, как мы об этом указали во введении, которую он назвал «Гунйату Аль-Мутамалли фи Шарх Мунйату Аль-Мусалли» более известная как «Халаби Кабир». 

4. «Тульба Ат-Тульба фи Тарик Аль-Гильми лиман Талабху» книга посвящена методологии приобретения научных знаний.

5. «Тажу Ас-Сагада» сохранена в виде рукописи. 

6. «Китаб Ас-Сийакат» также сохранена в виде рукописи.

Имам Садиду Ад-Дин Аль-Кашгари ушел из жизни в землях Йемена в 705 году по хиджре.

Описание книги «Мунйату Аль-Мусалли» 

Книга «Мунйату Аль-Мусалли ва Гунйату Аль-Мубтади» имеет широкое распространение среди книг  в школе имама Абу Ханифы. Она получила большую известность среди обучающихся и студентов. На это указывает наличие большого количества копий рукописи этой книги в исламских библиотеках. К примеру, в библиотеке короля Абд Аль-Азиза в лучезарной Медине хранятся больше ста копий рукописи этой книги. Также на это указывает то, что большой комментатор и богослов имам Ибн Абидин в своем труде «Рад Аль-Мухтар ала Дур-Мухтар» во многих главах в своем труде ссылается на эту книгу.

Эта книга была много раз напечатана старой печатью. Одна из таких была напечатана под руководством Рагиба Аль-Файда Аль-Мазида в 1265 году по хиджре и состоит из 73 листов. В этом экземпляре имеются ошибки и искажения слов и также текст комментария смешан с чистым изначальным текстом книги. Также можно встретить дугой экземпляр книги, который был напечатан и издан под руководством Ахмада Халуси в 1308 году по хиджре в Стамбуле. Она состоит из 59 листов и также, как и предыдущий экземпляр, не лишён ошибок и искажений в тексте.

Данный труд специализируется, как становится ясно из названия, в подробном изложении норм и положений касающихся молитвы согласно школе имама Абу Ханифы, его учеников Абу Юсуфа и Мухаммада, и также есть редкие указания на слова ученика имама Абу Ханифы Зуфара. В книге не приводятся мнения других школ, кроме школы имама Аш-Шафии.

Книга начинается с введения, в котором автор имам Садид Ад-Дин Аль-Кашгари разъясняет тему разновидности знаний и что, наиважнейшими из них являются знания, касающиеся вопросов молитвы и ее проблематики. Также автор разбирает часто встречающиеся в его время реальные жизненные вопросы, упоминая вместе с этим вопросы, которые другие авторы подобных трудов приводили в своих работах, что свидетельствует о практической пользе и ценности данного труда. Затем он разъясняет важность обязательности молитвы и ее установление священным Кораном, изречениями пророка и единогласным мнением богословов, и после чего приводит священные тексты из благородного Корана и изречений пророка. Далее поясняет об условиях молитвы, обязательных составляющих ритуального омовения и ее желательных аспектах, и этикете. Затем подробно разбирает вопрос нормы большого ритуального омовения, нормы купания, и делит их на то, что обязательно, необходимо и то, что рекомендуемо. И упоминает нормы: касающиеся ритуального омовения песком и землей и его условий, протирания кожаных носков и обычных, и медицинских повязок. После чего имам Садиду Ад-Дин перечисляет аспекты нарушающие ритуальное омовение, пишет о нормах нечистот, колодцев, остатков воды. И переходит к теме аспектов, нарушающих молитву, и того, что обязательно для нее, что необходимо, желательно и рекомендуемо. Далее автор пишет о действиях, портящих молитву, о нормах совершения земного поклона при совершении ошибки. И завершается книга положениями, которые касаются ошибок, совершаемых чтецом в молитве, и их последствий.

В заключение можно сказать, что данный труд является одним из объемных трудов по ханафитской школе в вопросах молитвы, ценность которого невозможно описать словами, не окунувшись в него и не прочитав сам труд. Автором которого является богослов в области ряда религиозных и гуманитарных наук имам Садиду Ад-дин Аль-Кашгари Аль-Ханафи, перу которого принадлежит и другие известные труды, которые перечислены в начале статьи. Также можно отметить, что текст книги выделяется такими аспектами как: точность и лаконичность выражений, систематичность и упорядоченность в изложении информации, приведение мнений богословов из их книг с упоминанием названия каждой книги, учитывая, что большинство из них потеряны и не дошли до наших дней.

 

Литература: 

1. Аль - Мунгим. Мухаммад Абд Ар-Рахман. Мугжам Аль-Мусталахат ва Аль-Альфаз Аль-Фикхиййа (Словарь терминов и фраз по исламскому праву). – Дар Аль-Фадылат. – С. 1239. 

2. Умар. Рида Кахала. Мугжам Аль-Муаллифин (Словарь авторов). – Бейрут: Дар Ихйа Ат-Турас Аль-Араби. – Т. 11. – С. 249.

3. Шихабу Ад-Дин. Абу Абдиллах Ар-Руми. Мугджам Аль-Бульдан (Словарь стран). – 2-е изд. – Бейрут: Дар Садир, 1995. – Т. 4. – С. 43.

4.Ас-Суйуты. Жалалу Ад-Дин. Бугйатуль Вугат фи Табакат Аль-Лугавиййина ва Ан-Нухат (Желание помнящего в степенях ученых языковедов и грамматики). Под ред. Мухаммада Ибрахима. – Ливан: Аль-Мактабату Аль-Асриййа. – Т. 1. – С. 230.

5. Шихабу Ад-Дин. Абу Абдиллах Ар-Руми. Мугджам Аль-Бульдан (Словарь стран). – 2-е изд. – Бейрут: Дар Садир, 1995. – Т. 2. – С. 34.


[1] «Фикх» арабский термин. Языковое значение: понимание, знание. Терминологическое значение: великий ученый и богослов Абу Ханифа дал ему следующее определение: «это знание о душе: то, что за нее и то, что против нее»; и этим значением он вбирает в себя такие науки как: догматика (вероубеждение), нравственность и мораль, обряды поклонения, торговые и договорные взаимоотношения. Далее, ему было дано определение: «это наука, изучающая практические шариатские положения и нормы, выведенные из подробных ее источников». См.: Аль- Мунгим. Мухаммад Абд Ар-Рахман. Мугжам Аль-Мусталахат ва Аль-Альфаз Аль-Фикхиййа (Словарь терминов и фраз по фикху). – С. 1239.

. . . . . . .