Ибрахим аль-Халаби и его сочинения

Дата публикации: 2020-05-27 03:01:57
Статью разместил(а):
Хакимов Ахмед Олегович

Ибрахим аль-Халаби и его сочинения

Ibrahim al-Halabi and his views

Автор: Гоибов Махмадсолех Курбонович

Болгарская исламская академия, г. Болгар, Республика Татарстан, Россия

e-mail:  Jilikul1991@mail.ru

Goibov Makhmadsoleh Kurbonovich,

Bolgar Islamic academy, Bolgar, Republic of Tatarstan, Russia

Jilikul1991@mail.ru 

 

Аннотация: Данная статья посвящена изучению жизни и деятельности видного исламского правоведа, жившего на стыке 15-16 вв. Ибрахима аль-Халаби аль-Кустантини, больше известного как Ибрахим аль-Халаби. Данная статья содержит информацию о путешествиях Ибрахима аль-Халабия в поисках знаний, его книгах, а также его деятельности в качестве правоведа.

Abstract: This article is devoted to the study of the life and work of a prominent Islamic jurist who lived at the junction of the 15th and 16th centuries. Ibrahim al-Halabi al-Kustantini, better known as Ibrahim al-Halabi. This article contains information about the travels of Ibrahim al-Halabiya in search of knowledge, his books, and his activities as a jurist.

Ключевые слова: фикх, Ибрахим аль-Халаби, Халаби Кабир, мазхаб, ханафизм.

Keywords: fiqh, Ibrahim al-Halabi, Halabi Kabir, madhab, hanafism.

Тематическая рубрика: История и исторические личности.

Сегодня в мире успешно утвердилось и распространилось четыре суннитские правовые школы (мазхабы): ханафитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская. Наибольшее распространение среди этих школ получила ханафитская правовая школа.

Ханафитский мазхаб возник в Ираке, и во времена правления Аббасидов считался официальным мазхабом Абассидского государства. Наибольшее распространение мазхаб получил в восточных частях халифата, в Хорасане и Маверауннахре (междуречье). Большинство известнейших ханафитских факихов были уроженцами этих земель. Так же до V века хиджры, ханафитский мазхаб соседствовал с маликитским мазхабом в Магрибе (Западная Африка). И хотя после ухода Аббасидов ханафитский мазхаб и утратил свои главенствующие позиции, но с возникновением Османской империи он снова получил распространение.

Сегодня ханафитский мазхаб преобладает на территории Афганистана, Пакистана, Средней Азии, Турции, Албании, Боснии и Герцеговины, Греции, Болгарии и России. Так же приверженцы ханафитского мазхаба есть в Сирии, Йемене и Хиджазе. Мусульмане России в большинстве практикуют ханафитский мазхаб. Татарстан – один из регионов, где мусульмане тоже взяли за основу этот мазхаб и работают в его правовом поле.

Профессор, доктор шариатских наук, специалист Кувейтской Энциклопедии исламского права Ахмад Хаджи аль-Курди, во время приезда в Казань отметил, что 60% населения мусульманского мира практикуют ханафитский мазхаб в своей повседневной практике ислама. В 90-е годы называли еще больше число – 83%. Когда мы говорим о повседневной практике, то в первую очередь мы имеем ввиду совершение обязательной пятикратной молитвы.

Правила совершения молитвы и необходимость соблюдения условий для ее действительности в разное время становилось темой трудов представителей ученой элиты ханафитской правовой школы. Наиболее широкое распространение на территории России получили: труд известного мыслителя Аль-Маргинани (ум.1197г.)  «Аль-Ихтияр», комментарий Аль-Кудури(ум.1032) к сочинению «Аль-Китаб» под названием «Аллюбаб», а также основополагающий субкомментарий  выдающегося ханафитского правоведа Ибн Абидина(ум.1836г.) «Хашия Ибн Абидин аля дурар аль-мухтар».

При исследовании субкомментария Ибн Абидина наш интерес вызвал тот факт, что он очень часто ссылается на труд  «Гуняту аль-Мутамалли фи шарх муняту аль-Мусалли», который более известен как «Халаби Кабир», автором которого является Ибрахим аль-Халаби(ум.1549 г.). В последующем мы обнаружили , что данный труд, представляющий собой большую ценность в повседневной практике каждого ханафита, является не изученным и не изданным в свет. Книга "Халаби Кабир", по своей значимости в иерархии правовых сочинений ханафитского мазхаба, занимает  одно из важных мест, это подтверждает тот факт, что авторитетные мусульманские богословы ссылаются на нее как на один из самых достоверных источников. Одной из особенностей, которая вызвала еще больший интерес, является то, что в данной книге упоминаются утерянные труды по ханафитскому фикху.

Родился и провел свое юношество Ибрахим Аль-Халяби в сирийском городе Алеппо. Обучаясь у видных учёных этого города он совершил первые шаги в изучении исламских наук. После изучения фундаментальных знаний Аль-Халяби решает переехать в Египет, где в последствии, он приобретал знания у специалистов по мусульманскому праву, дисциплинам связанным с изречениями пророка Мухаммада, экзегетике Корана (тафсиру), основам исламского права. На этом путешествия Ибрахима Аль-Халяби в поисках знаний не закончились, далее он решил направиться в  Константинополь (ныне Стамбул). После того как он обосновался и занял твердую позицию среди авторитетных правоведов Константинополя, Ибрахим Аль-Халяби был удостоен чести заниматься преподавательской деятельностью в известной тогда арабоязычной школе «Дару аль-Кура». Наряду с этим  Аль-Халяби занимался проповеднической деятельностью в известной мечети Мухаммада Фатиха.

Ибрахим аль-Халаби является автором многих арабо-язычных трудов, я упомяну лишь некоторые из них: Мултака аль-Абхар (Слияние морей), являющийся очень известным в ханафитской правовой школе правовым трактатом; Мухтасар табакату аль-Ханабила (Краткое изложение жизни ученых ханбалитов); Талхису аль-Камуси аль-Мухит (Сокращение всеохватывающего словаря), являющийся кратким изложением известного арабоязычного словаря «Аль-Мухит»; Талхису аль-Фатава ат-Татархания (Сокращение татарханских фетв), являющийся авторским сокращением известного сборника правовых заключений ханафитского толка «Фатава Татархания».

Работа с книгой «Халаби Кабир», которая является объектом исследования, раскрывает многогранность богословских взглядов автора и его восприятие тематики исламского права. В своем труде Ибрахим аль-Халаби опирается на очень большое количество различной литературы  и особого внимания, на наш взгляд, заслуживает широта и разнообразие задействованных исламских наук. Автор «Гуняту аль-Мутамалли фи шарх муняту аль-Мусалли», которая более известна как «Халаби Кабир»  в своих заключениях часто ссылается на мнения авторитетных представителей ханафиитской правовой школы, также периодически приводятся мнения последователей и других правовых школ (мазхабов), учёных занимающихся исламским источниковедением и его методологией, грамматикой, стилистикой арабского языка, Корана и исламской теологической догматикой.  

Часто Аль-Халяби цитирует наиболее известных учеников основателя ханафитской правовой школы Абу Ханифы (ум. 767г.) - Абу-Юсуфа (ум.798г.) и Мухаммада ибн аль-Хасан аш-Шайбани (ум.805г.), что говорит о том, что Аль-Халяби  в вопросах права следовал классическому методу, который на протяжении многих веков использовался ханафитскими правоведами. Умер Ибрахим Аль Халяби в 1549г. в Константинополе , где и был похоронен.

В заключение хочется отметить, что богатое книжное наследие Ибрахима Аль-Халяби, сегодня мало изучено. На мой взгляд более подробное изучение данного наследия будет еще одним шагом к более глубокому изучению и осмыслению классического мусульманского права и его основополагающих понятий.

 

Использованная литература:

1. Кахала Умар ибн Риза ибн Мухаммад Рагиб ибн Абду аль-Гани Кахала ад-Димашки. Му джаму аль-Му аллифин: в 13 т. / араб., Бейрут.

2. Аз-Зирикли. Хайру ад-Дин ибн Махмуд ибн Мухаммад ибн Али ибн Фарис ад-Димашки. Аль-А лам: в 8 т. Т. 1 / арб., Б.Г: изд-во, 2002.

3. Хаджи Халифа. Мустафа ибн Абдуллах Катибу Джалаби аль-Кустантини. В 2 т. Т.2 / араб., Багдад: изд-во, 1941.