Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Жизнь Абул-Юсра Ал-Баздави и его вклад в матуридитскую школу

Дата публикации: 2020-05-15 22:48:37
Статью разместил(а):
Бадретдинов Рамис Ринатович

Жизнь Абул-Юсра Ал-Баздави и его вклад в матуридитскую школу

The life of Abul-Yusra Al-Bazdawi and his contribution to the Maturidite school

Автор: Бадретдинов Рамис Ринатович

Болгарская исламская академия, г. Болгар, Республика Татарстан, Россия

e-mail: badrra1994@gmail.com

Badretdinov Ramis Rinatovich

Bolgar Islamic academy, Bolga, Republic of Tatarstan, Russia

e-mail: badrra1994@gmail.com 

 

Аннотация: Данная статья посвящена жизни и творчеству величайшего богослова, сыгравшего немаловажную роль в развитии матуридитской школы Маверааннахра, известного как Абул-Юср Ал-Баздави. В статье также приводится краткий анализ известного труда Абул-Юсра Ал-Баздави «Усул Ад-Дин», являющийся упрощенным и дополненным вариантом книги «Китаб Аттавхид» имама Матуриди, с указанием причин и цели его написания.

Abstract: this article is dedicated to the life and work of the greatest theologian who played an important role in the development of the Maturidite school of Maveraannahr, known as Abul Yusr Albazdavi. The article also provides a brief analysis of the famous work of Abul Yusra Albazdavi “Usul Ad-Din”, which is a simplified and supplemented version of the book “Kitab Attavhid” by Imam Maturidi, indicating the reasons and purpose of its writing.

Ключевые слова: имам, Матуриди, Албаздави, догматика, Маверааннахр.

Keywords: imam, Maturidi, Albazdavi, dogma, Maveraannahr.

Тематическая рубрика: История.

 

На протяжении многих веков Центральная Азия являлась центром мусульманской богословской мысли. Каждый регион безусловно внес огромный вклад в развитие и распространение мусульманской науки. Особую же роль в становлении и распространении наук несомненно сыграл Мавераааннахр, который находится на территории современного Узбекистана. Маверааннахр является родиной великих богословов и мыслителей, которые оставили после себя, представляющее собой очень большую ценность, наследие. Принято считать, что периодом расцвета, послужившего в дальнейшем сильным толчком для распространения богословской мысли ученых Мавареаннахра, является 9-12 вв. В этот период жили такие ученые, как имам Бухари (ум. 870 г.), Абу Мансур Ал-Матуриди (ум. 944 г.), Абу-Лляйс Ас-Самарканди (ум. 1003 г.), Фахр Ал-Ислам Ал-Баздави (ум. 1089 г.), Абул- Муин Ан-Насафи (ум. 1114 г.) и многие другие.

Особую роль в формировании и систематизации суннитской школы вероучения сыграл Абу Мансур Ал-Матуриди, который стал основоположником одной из двух наиболее распространенных суннитских школ вероучения, которая в дальнейшем стала носить его имя и была названа – Ал-Матуридиййя. Основу своего учения имам Абу-Мансур Ал-Матуриди изложил в своем труде «Китаб Ат-Тавхид». Структура этой книги имама Абу-Мансура Ал-Матуриди послужила образцом для книг по вероучению последующих времен, авторы которых придерживались методов имама.

Книги матуридитов и других суннитов по вероучению после имама Ал-Матуриди открывались вопросами познания, затем следовали разделы о положениях вероучения, относящихся к Всевышнему Аллаху. В них разбирались доказательства Его существования, затем следовали опровержения взглядов язычников, атеистов и различных исламских сект, после чего шли частные вопросы вероучения. Одним из авторов основных матуридитских книг наряду с Ибн Хумамом, Ат-Тафтазани и Ал-Баяды считают Абул-Юср Ал-Баздави, который был одним из последних ученых, кто сыграл важную роль в систематизации матуридитской школы. Наиболее известным его трудом является книга «Усул Ад-дин» причины написания которой будут в дальнейшем упомянуты.

Родился Ал-Баздави в 1030 г. (421 г. по хиджре) в местности Паздава недалеко от Насафа. Его полное имя Мухаммад ибн Мухаммад ибн Хусейн ибн Абд Ал-Карим ибн Муса Ан-Насафи. Первоначальное образование имам Ал-Баздави получил у своего отца Мухаммада, который в свою очередь учился у своего деда Абд Ал-Карима (ум. 999 г.) являвшегося учеником имама Ал-Матуриди. В последующем имам Абул-Юср обучался у знаменитых богословов ханафитской школы того времени таких как: Якуб ибн Юнус Ан-Найсабури, Исмаиль ибн Абд Ас-Садик Ал-Банари и многие другие. Ал-Лякнави (ум. 1888 г.) в своем библиографическом труде «Ал-Фаваид ал-бахиййя фи тараджуми ал-ханафия», так описывает имама Абул-Юсра: «Он был искусным знатоком наук, на нем завершилось главенство ханафитов в Маверааннахре, он был имамом имамов, его сочинения настолько распространились, что встречались повсеместнo».

Упоминая имя Абул-Юсра нельзя не упомянуть имя его не менее великого брата Фахр Ал-Исляма Абул-Усра Ал-Баздави (ум. 1089 г.), который внес очень большой вклад в распространение и развитие ханафитской правовой школы. Имам Аз-Захаби в своей известной книге «Сияр» говорит про Фахр Ал-Исляма: «Он был шейхом всех ханафитов Маверааннахра, он обладал одной из самых высоких степеней в иджтихада, что давало ему право самостоятельно выносить решения относительно ранее не обсуждаемых тем. Его перу принадлежат великие и важные сочинения, также он был тем, кого приводят как пример в знании мазхаба».

Получив блестящее образование Абул-Юср Ал-Баздави занялся преподавательской деятельностью и написанием книг. Один из современников и учеников Абул-Юсра Ал-Баздави, Умар ибн Мухаммад Ан-Насафи (ум.1067 г.) в своем библиографическом труде «Ал-Кинд фи зикри улямаи Самарканд» пишет: «Он несомненно был имамом имамов, для получения знаний к нему приезжали со всего света. Его трактатами был полон запад и восток, он преподавал и передавал хадисы в медресе Ал-Джаузджаниййя, а также был верховным судьей в Самарканде». Нам известны названия лишь нескольких его трудов: «Усул Ад-Дин» по вероучению матуридитского толка, также комментарий к книге «Ал-Джами Ас-Сагир» Мухаммада Аш-Шайбани, книгу «Ал-Мабсут» затрагивающую некоторые частные вопросы юриспруденции. В 1088 г. имам Абул-Юср стал верховным судьей Самарканда, многие ученые и библиографы высоко оценивали его деятельность на этом посту говоря, что он был одним из величайших имамов в этом деле. Передается, что в вопросах судейства он руководствовался следующими книгами: 1) «Ас-Сайр ал-кабир» принадлежавшая Мухаммаду Аш-Шайбани, 2) «Ал-мухтасар фил-фикх» написанная Убайду Ллахом Ал-Кархи, 3) «Ал-Мунтака» Мухаммада Ал-Марвази.

Говорить о вкладе Абул-Юсра в матуридитскую школу вероучения, то речь безусловно в первую очередь идет о его книге «Усул Ад-Дин». Причиной написания книги, наряду с распространением мутазилитской и философских идей, стали следующие причины, которые Абул-Юср Ал-Баздави сам упоминает во введении в книгу: «Я прочел книги шейха, имама, отрешенного от мирского Абу-Мансура Ал-Матуриди Ас-Самарканди, написанные им в науке тавхид (единобожие) в соответствии с путем людей истины…», далее он пишет: «Но все же книга Ат-Тавхид составителем которой является имам Абу-Мансур сложна в понимании  для широкого круга читателей  и объемна, также определенная сложность присутствует и в порядке ее составления. Если бы не вышеприведенные факты, то нам было бы достаточно и этой книги». Следующей причиной Ал-Баздави называет то, что: «Некоторые ученые Самарканда написали книги на эту тему, но все же они не отвечают сполна на все актуальные вопросы. Учитывая все ранее перечисленное, я решил составить сокращенную и разъясненную книгу в соответствии с путем людей истины. Тот, кто будет придерживаться написанного в ней не заблудится, так как он будет находиться на пути пророка Мухаммада». По своей структуре данная книга очень схожа с книгой «Ат-Тавхид», но отличает ее в основном более упрощенный подход в передаче информации. В данном труде автор затрагивает более девяти десятков важных вопросов, связанных с вероучением, юриспруденцией и т.д. Данная книга заработала большой авторитет и была широко распространена как об этом свидетельствуют ранее приведенные слова имама Ан-Насафи.

Последние годы своей жизни Абул-Юср Ал-Баздави провел в Бухаре, где и был похоронен. Покинул Абул-Юср Ал-Баздави этот мир в 1099г.

 

. . . . . . .